Главные вкладки

    Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Все работы хороши"
    методическая разработка

    Васильева Алла Владимировна

    Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»

    Подготовил воспитатель Васильева А.В.

    Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

    Участники: воспитатели методического объединения старшего дошкольного возраста.

    Время проведения: 15 апреля

    Форма проведения: педагогическая мастерская.

    Я предлагаю определить следующие цели нашей совместной деятельности.

    Цели занятия:

    1. Совершенствование  воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о профессиях людей, работающих в детском саду; трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда;

    2. поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к деятельности взрослых.

    3.построение модели современного познавательного занятия при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.

    Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, их названиями и роде деятельности, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему;

    Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный макет газеты, посвященный профессиям.

    План проведения мастер класса.

    Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:

    1.Представление технологии.

    2.Проведение имитационной игры.

    3. Совместное моделирование.

    4.Рефлексия.

    Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

    Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    1.Представление технологии

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

    Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин,  к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

    Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

    2.Проведение имитационной игры.

    Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.

    Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

    Ведущий предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я - Катя. Я — симпатичная»

    .         Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся на экскурсию по детскому саду и познакомимся с теми, кто здесь работает. Экскурсия наша будет не обычная, а виртуальная, т. е. по фотографиям. Вы узнаете много нового о профессиях людей, работающих в нашем детском саду. Я прошу вас быть внимательными, всё запоминать. Итак отправляемся:

    .Фото1.Первой остановкой у нас будет кабинет заведующей.

    В: Дети, кто это? Как её зовут? 

    Д:Это наша заведующая.

    В: Заведующая руководит работой детского сада. У неё много важных дел. Заведующая заботится, чтобы в детском саду было уютно, была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое. Она отвечает за безопасность детей в детском саду. Вместе с заведующей работает методист. Она тоже помогает работать воспитателям.

    Фото2. Вторая остановка -медицинский кабинет.

    В:Ребята скажите, кого мы видим на этом фото?

    Д:Медсестру.

    В:Правильно,это наша медсестра-Татьяна Анатольевна. Медицинская сестра следит за здоровьем детей в детском саду. В медицинском кабинете есть изолятор, где находятся заболевшие малыши, есть прививочный кабинет, где делают прививки. Здесь измеряют рост, вес малышей. Ребята, что нужно медсестре, если вы поранились?

    Д: Если мы поранились, наша медсестра достаёт аптечку, в которой есть

    бинт, йод, зелёнка, лейкопластырь.

    Фото3. Следующая остановка-прачечная.

    В:На этом фото Надежда Александровна, наша прачка. У неё нелёгкая работа, она каждый день стирает и гладит большое количество белья.

    Фото4. Остановка-кладовая.

    В:В кладовой работает завхоз. Она принимает продукты, следит за их состоянием и выдаёт каждый день поварам. Зовут нашего завхоза Галина Михайловна.

    В: Скажите, а для  чего хранят эти продукты?

    Д: Из этих продуктов готовят для нас еду.

    Фото5. Кухня.

    В: Это самая вкусная остановка. Куда мы пришли?

    Д: Мы пришли на кухню.

    В: На кухне работают повара: Ирина Викторовна и Екатерина Ефимовна. Они готовят нам вкусные блюда. На плите готовят пищу. В кастрюлях варят супы и каши. В котлах кипятят воду.

    В:,Но это ещё не все люди, которые работают в нашем саду? Посмотрите на эти фото и скажите кого вы на них узнали.

    Ребята, я загадаю вам загадки, а вы ответите о ком идёт речь.

    Кто все сказки, и загадки

    И стихи на память знает?

    В куклы, мячики, лошадки

    Кто до старости играет?

    У кого на все вопросы

    Есть немедленный ответ?

    Кто из дома все выносит,

    Невзирая на бюджет?

    Кто умеет из коробки

    Телевизор смастерить,

    Починить электропробки,

    В стенку гвоздики забить?

    Кто на елке новогодней

    Ребятишек забавляет

    И кого только угодно

    Из себя изображает?

    Я загадывать загадки

    Вам могу хоть до утра,

    Но, наверное, отгадку

    Мне назвать уже пора.

    А чтоб время понапрасну

    Вы, друзья, не тратили,

    Вы мне дружно подскажите:

    Это… - воспитатели.

    В: Верно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным, чтобы дети узнавали что-то новое и чтобы у вас было хорошее настроение.

    В: А кто воспитателю поможет,

    Всё в группе чисто уберёт,

    Детей накормит, спать уложит

    Везде порядок наведёт?

    Д: Помощник воспитателя. Она накрывает на стол, моет посуду, полы, следит за чистотой.

    В: Кто учит чисто говорить

    И звуки все произносить,

    Речь детишкам развивает,

    В игры разные играет?

    Догадались? Не зевайте!

    Кто же это? Отвечайте!

    Д: Логопед-Галина Ивановна.

    В: Педагог весёлый, добрый,

    Всегда подтянутый и бодрый

    Учит бегать и играть,

    Прыгать, лазать, мяч бросать,

    Любовь к спорту прививает,

    Крепить здоровье помогает,

    Отгадайте-ка, ребята,

    Кто же этот воспитатель?

    Д: Воспитатель по физкультуре- Светлана Владимировна.

    В:  Кто в детском садике у нас

    Художник - просто высший класс,

    Научит деток всех лепить,

    И рисовать, и мастерить?

    Д: Воспитатель по изо-Светлана Владимировна.

    В: Светлана Владимировна очень любит свою работу, придумывает самые интересные игры и развлечения, поэтому у неё на занятиях всегда весело и интересно.

    В: Кто учит деток петь, играть,

    И вальсы, польки танцевать,

    Научит с музыкой дружить

    И песню русскую любить?

    Д: Ольга Юрьевна- наш музыкальный руководитель.

    В: Разгребает снег лопатой,

    Подметает двор метлой.

    Догадались вы, ребята,

    Кто следит за чистотой?

    Д: Дворник

    В: Ночью, когда все мы уходим домой, кто охраняет наш детский сад?

    Д: Сторож.

    В:  Сторож не спит всю ночь! Как это трудно! Но зато-придя в сад, мы видим, что здесь порядок.

    В:  Вот сколько людей разных профессий трудятся в нашем детском саду. Вы хотите, чтобы о них узнали ваши родители и дети других групп?

    Предлагаю выпустить собственную газету на тему: «Самая важная профессия в детском саду».

    Ребята, вы после экскурсии немного устали; давайте отдохнём.

    Физкультминутка:

     Вот выходим мы на луг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Руки к солнцу потянулись

    Обнялись и улыбнулись.

    В: Прежде чем газета выйдет из печати, придется потрудиться. 

    Во-первых, нужен редакционный коллектив (репортеры, журналисты, корреспонденты, редакторы, художники, фотографы). Выбирайте, кем бы вы хотели стать. Найдите медальку с названием вашей профессии и оденьте её. Во-вторых, нельзя обойтись без главного редактора. Его функции я беру на себя. Главный  редактор даёт задание «сотрудникам» какую информацию необходимо собрать. 

    В-третьих, у газеты должно быть название (выбирается название, например, «Солнышко»).

    Для выпуска газеты нам понадобятся бумага (лист ватмана, отдельные листы бумаги),ручки, краски, карандаши, клей, ножницы.

    Итак, кто узнает новости и пишет о них? (Журналист.)

    Журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью? (Какая профессия в нашем детском саду самая важная?  Почему вы так думаете?)
    Что делают фотокорреспонденты? (фотографируют людей, работающих в д\саду)

    Прекрасно. Журналисты и фотокорреспонденты могут приступать к выполнению задания ( выбирают из заранее подготовленных материалов те, которые на их взгляд заслуживают особого внимания)

    Художники и редакторы приступают к оформлению газеты: выклеивают (подписывают) название газеты, символы рубрик.

    Журналисты и фотокорреспонденты возвращаются ,передают отобранный материал главному редактору, а он -художникам. Художники размещают все это на ватмане, все вместе приклеивают.

    Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса – найти самую важную профессию? Воспитатель подводит детей к мысли, что нет самых важных профессий- все профессии нужны и важны.

    Профессии бываю разные-

    Все они очень важные:

    Повар, няня, логопед,

    Педагог и прачка…

    Все профессии важны,

    И для садика нужны!

    3.Совместное Моделирование

    Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых. Каким образом вы можете использовать данный опыт на своих занятиях. В течение 2 минут разработайте собственную модель и тему занятия, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего занятия. Слушатели демонстрируют фрагменты своих занятий.

    4. Рефлексия.

    Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого возьмите карточку с изображением солнышка и дорисуйте недостающую часть лица, тем самым выразив своё настроение на нашем занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс для воспитателей "Все работы хороши"

    Методические советы по организации совместной образовательной деятельнгости в процессе обучения профессиям взрослых...

    Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

    Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

    МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

    Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

    Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

    Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

    МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

    Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

    Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».

    Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

    Мастер-класс с участием родителей "Все работы хороши"

    Цель: расширение представлений у детей о профессиях  (фармацевт, педиатр, заведующий хозяйством, Инженер по ЖКХ ) и их значении в жизни людей.Задачи:расширять представления о разных про...