Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Экологическая тропа в дошкольном учреждении"
    консультация

    Минина Елена Ивановна

    Консультация для педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiyat.docx24.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическая тропа - комплекс природных объектов (или видовых точек) и фрагментов растительных сообществ, расположенных по определенному маршруту, предназначенных для начального экологического образования детей.

    Экологическая тропинка  - это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении.

    Небольшой экскурс в историю.

    Впервые понятие «природная», или «экологическая» тропа появилась в США, когда в начале XX века лесничий Бентон  Маккей предложил учредить «заповедник для пешеходов», проложив тропу по Аппалачскому хребту. Она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев. В России еще в 1916г в Крыму в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицинской, т.к. ее «строительство» проводилось по указанию князя Л.С.Голицина. Тропа была проложена таким образом, чтоб посетитель мог ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия. В Москве первая экологическая тропа была создана в 1981 г. в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися школы № 446 под руководством лаборатории экологического образования.

        В последнее время многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а так же с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками.

        В чем же отличие тропы от тропинки?

      Экологические тропы используются для обучения взрослых, студентов, школьников, прокладываются, как правило, в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

      Экологические тропинки имеют небольшую продолжительность, используются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, выполняют познавательную, развивающую, оздоровительную и воспитательную функции.

    Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

    • на территории дошкольного учреждения;
    • в природных или приближенных к ним условиях (близлежащий лес, парк, сквер и т.п.).

    С чего начать создание тропинки?

       Оглянитесь вокруг, посмотрите, что интересного растет на территории  детского сада, какие цветы украшают клумбы, какие птицы и насекомые прилетают. Все, что вам покажется привлекательным, ярким, необычным, будет таковым и для малышей и может быть включено в экологическую тропу

    Этапы создания экологической тропинки.

    1. Детальное  обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
    2. Выявление мест свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых объектов тропинки.
    3. Составление карты-схемы с изображением маршрута и объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
    4. Выбор «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
    5. Фотографирование объектов и описание точек по схеме, оформление в виде альбома (паспорта).
    6. Изготовление обозначений для объектов тропинки.
    7. Составление рекомендаций для воспитателей, родителей по использованию объектов тропинки в работе с детьми.

    Таким образом, основные критерии выбора объектов и маршрута экологической тропы –  включение в них как можно большего количества разнообразных привлекающих внимание ребенка объектов, и их доступность для детей.

    Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

     Для повышения интереса детей  к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (хозяйку) тропинки» – сказочного героя (Лесовичка, Флору, Лис Лисыча…)  Этот персонаж поможет  проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной и конечной точке маршрута. Периодически персонаж может «оживать». Посылать детям письма-задания, участвовать  в театрализованных праздниках.

    У начала тропы можно закрепить её план, выполненный на листе фанеры, пластика, бумаги.  К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, тем самым вы даете возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по особенному относится к ней, считать своей. Проявлять больший интерес к занятиям.

    Возле каждого объектом тропы выставляется табличка с названием. Информация должна быть краткой и выразительной, используйте символы, рисунки, можно разместить различные природоохранные знаки…

    Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь  посетить сегодня с детьми.

    Любая экологическая тропинка состоит из объектов (или видовых точек). Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ.

    Видовыми точками могут стать:

    • разнообразные формы растений (дикорастущие или культурные):
    • деревья  разных пород, разного возраста с необычной по форме кроной или стволом, с разными листьями (по размеру, форме, цвету, характеру поверхности);
    • сухие старые деревья, спиленные деревья или его части (для наблюдения за его состоянием и появлением около него новых организмов, молодой поросли); пень как жилище мелких организмов (насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов), который постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе (разрушение пня до перегноя и появления на плодородной почве молодого растения).
    • кустарники разных родов и видов;
    • крупные травянистые растения (лопух, крапива).
    • сообщества растений:
    • естественные сообщества - фрагменты ландшафтов луговой, лесной, степной растительности (для обогащения знаний о видовом многообразии природы, разнообразии форм и красок ее объектов, например, полянки одуванчиков, заросли подорожника и т.п.);
    • искусственные сообщества растений – участки сада, огорода с овощами и лекарственными растениями, посадки злаковых культур, теплицы;
    • места произрастания растений, занесенных в красную книгу;
    • участки, где можно обнаружить различных животных  или следы их деятельности:
    • естественные и искусственные гнездовья;
    • дупло;
    • кормушка;
    • интересные объекты неживой природы:
    • овраги;
    • крупные камни или скопления камней;
    • большая лужа, постоянно возникающая на одном и том же месте;
    • зимой - сугробы, ледяные горки;
    • весной - сосульки.
    • клумбы – обычные и особого назначения;
    • отдельные небольшие водоемы;
    • специально оборудованные площадки:
    • площадка для отдыха – место, где дети могут посидеть под навесом, за столами, отдохнуть, попить воды, а так же заняться изготовлением поделок из природного материала, составлением букетов и т.п.

      В состав видовых точек экологической тропинки включайте те объекты, которые уже имеются на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками:

    • посадить группы деревьев:
    • растения в парах (например, для внутри и межвидового сравнения возле ели обыкновенной посадить ель голубую, возле ели – сосну, возле хвойных и лиственных деревьев – лиственницу);
    • экзотические древесные породы (каштан, тополь пирамидальный, тую) для показа многообразия растительного мира;
    • создать уголок редких растений (миндальник, белая акация, сон-трава);
    • создать водоем;
    • воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для вашей местности (лес, луг), что позволит познакомить детей с лесными и луговыми экосистемами.

    Организация работы с детьми на экологической тропинке

      Часто возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года

    Выходы на экологическую тропу могут решать задачи,

    • как ознакомления с отдельными объектами, не связанными по тематике, так и объединенными общей темой.

    Организовать ознакомление с видовыми точками на экологической тропе можно в ходе НОД, а так же посредством использования таких форм работы с детьми, как:

    • игры;
    • наблюдения;
    • исследования, эксперименты;
    • труд в природе;
    • экскурсии, походы;
    • рассказы детей о своих впечатлениях и т.д.

    Для каждого возраста определены задачи с учетом времени года.

    Например, в сентябре с детьми средней группы на экологической тропе решаются задачи:

    • познакомить детей с признаками осени; научить замечать изменения в растительном и животном мире;
    • узнавать некоторые  деревья, называть его части (ствол, кора, ветви, корни, листья, плоды, семена), различать  дерево и кустарник, хвойные и лиственные деревья;
    • познакомить со свойствами крапивы;
    • воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

    В сентябре с детьми старшей группы на экологической тропе решаются задачи:

    • учить определять и называть признаки осени, различать раннюю и позднюю осень;
    • учить узнавать по годичным кольцам возраст срубленного дерева;
    • познакомить со светолюбивыми и теневыносливыми, лекарственными и ядовитыми растениями;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    С детьми подготовительной группы на экологической тропе решаются задачи:

    • учить сравнивать природу осенью и летом по определяющим признакам;
    • учить узнавать дикорастущие и культурные растения;
    • учить определять возраст дерева по годичным кольцам;
    • учить видеть красоту осенней природы и воспроизводить ее в рисунках, поделках.

    Консультация для педагогов

    Экологическая тропа в дошкольном учреждении

    Воспитатель:

    Минина Е. И

    Г. Ефремов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая тропа в дошкольном учреждении.

    Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения позволяет расширять представления детей об окружающем мире, воспитывать экологическую культуру. Разнообразные формы работы делают этот...

    Экологическая тропа в дошкольном учреждении.

    Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения позволяет расширять представления детей  об окружающем мире, воспитывать экологическую культуру. Разнообразные формы работы с дошкольникам...

    Консультация "Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении"

    Консультаия для педагогов детского сада по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении...

    Консультация Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях

    Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях...

    Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

    Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

    Консультация для воспитателей «Методические объединения дошкольного учреждения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»

    Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ.  Методические объединения педагогов планируются в течени...