Главные вкладки

    Экологическая тропинка внутри дошкольного учреждения как средство формирования у дошкольников бережного отношения к природе
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Ерыкалова Татьяна Алексеевна

    Материал из опыта создания в детском саду экологической тропинки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropinka.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям.

    В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

    Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. В ДОУ своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке совместно осуществляют эколог и педагог по физкультуре.

    Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

    Экологическая тропинка - это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.

    Организация экологической тропинки в здании детского сада. Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать)  наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

    Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

    Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Паутиныч, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать «портрет» животного.

    Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

    При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д.

    После похода по тропе  можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

    Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

    Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

    Объектами нашей экологической тропы являются:

    •        Уголок природы в группе

    •        Флористические композиции

    •        Аллея папоротников

    •        Планетарий

    •        Центр воды и песка

    •        Центр науки (лаборатория)

    •        Коллекция птиц (игрушки)

    •        Коллекция насекомых (игрушки)

    •        Коллекция «Грибы»

    •        Коллекция «Ракушки»

    •        Коллекция «Волшебный мир камней»

    •        Мини-огороды на окнах

    •        Огород на балконе

    •        Выставочный зал

    •        Фонотека, видеотека

    •        Кактусарий

    •        Экологическая комната

    •        Коллекция «Мир бабочек» (игрушки)

    Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

    Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе.

    Как правильно использовать игры для воспитания бережного отношения  детей к природе....

    Экологическая тропа в дошкольном учреждении.

    Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения позволяет расширять представления детей об окружающем мире, воспитывать экологическую культуру. Разнообразные формы работы делают этот...

    Экологическая тропа в дошкольном учреждении.

    Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения позволяет расширять представления детей  об окружающем мире, воспитывать экологическую культуру. Разнообразные формы работы с дошкольникам...

    Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.

    Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....