Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сухорутченко Ольга Федоровна

Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формирование у дошкольников бережного отношения к природе

       Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

                Основные задачи по формированию бережного отношения к миру природы:

 - передача детям знаний о представителях  мира природы, в том числе занесенных в Красную книгу, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

- формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

 - навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с представителями живой природы, не причинять им вред;

-развитие речи, памяти, внимания, расширение и активизация словаря по теме;

- развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру природы, его красоте и многообразию.

Решение поставленных задач возможно в процессе реализации разнообразных проектов:

Младший и средний возраст

  • «Мой любимый цветок»
  • «Мои первые открытия»
  • «Берегите природу!»

Старший возраст

  •  «Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!»
  • «Знакомимся с Красной книгой»

В процессе реализации проектов используются различные формы организации детей, методы и приемы:

  • занятия;
  • беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", «Как мы отдыхаем на природе», «Как пробуждаются растения», «Как пробуждаются животные» и т.п.);
  • чтение художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы о природе) (Приложение);
  • дидактические игры ( Приложение);
  • наблюдения в ходе прогулок;
  • опыты и эксперименты;
  • совместные трудовые действия: выращивание рассады для огорода и цветника: бархатцы, космея, возможен мини-огород на окне; на прогулочном участке: природоохранная акция с детьми старшего возраста «Очистим участок от мусора»;
  • альбомы, совместно изготовленные с воспитателями и родителями: «Загадки о животных и растениях», «Первоцветы», «Красная книга животных и растений», «Экознаки: буду делать хорошо и не буду плохо!»
  • выставки творческих работ «Первоцветы», «Пусть будет красивой Земля!», «Мы-друзья природы!», экологических плакатов «Берегите природу!», «Сохраним елку- красавицу наших лесов».

Большое значение в решении задач по формированию бережного отношения к природе имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты: в природном уголке необходимо наличие иллюстраций (растения, животные, детские энциклопедии,  календарь природы, дидактические игры по формированию бережного отношения к природе,альбомы, выролненные совместно с педагогами и родителями и т.п.), в книжном уголке литературный материал (сказки, загадки, пословицы, поговорки) о животных , растениях и бережном отношении к природе.

С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс использовались следующие формы взаимодействия:

  • консультации «Задачи по формированию у дошкольника бережного отношения к природе»,
  • информационные стенды, ширмы «Воспитание добрых чувств у ребенка в процессе ознакомления с миром природы», «Что такое первоцветы?», «Дидактические игры по  формированию бережного отношения к природе» и т.п.;
  • участие в природоохранных акциях  «Сделаем наш детский сад красивым и зеленым!» (участие в озеленении участка: посадка деревьев, оформление цветочных клумб),
  • показ экологической сказки (например, музыкально-экологическая сказка «Одуванчик»);
  •  участие в выставках(см.выше), совместно с детьми;
  • участие в изготовлении альбомов(см.выше), совместно с детьми

Приложение

Литературные произведения о природе для детей

  • Т.И. Попова "Как появились цветы на Земле"
  • Т.А. Шорыгина "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе"
  • Г. Скребицкий "Весенний наряд" Г. Скребицкий
  • В. Танасийчук «Экология в картинках» и др.

Методическая литература

  • С.Н. Николаева. «Воспитание эколоической культуры в дошкольном детстве»
  • В.Н.Чернякова «Экологическая работа в детском саду» Изд., ТЦ «Сфера»
  • В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий»
  • О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию»
  • Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» Изд., ТЦ «Сфера»

Дидактические игры по формированию бережного отношения к природе

"Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.

Ход игры:                                                                                                                                    

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.

"Экологический светофор"

Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.                      Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.                                      

Ход игры: Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).                                                                                                                              

Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).             

Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, "зажигайте" зеленый свет, а если неправильно, - красный.

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. "Слезайте и уходите!" - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже
не такие красивые, как тогда, когда порхали на  лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцените действия девочки?

3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место.         "Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо", - сказал папа.
"Давай  поищем ее гнездо", - попросила Юля.                                                                

"Птичке это не понравится, - сказал папа.                                                                                                          - Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд".                             Как вы считаете, папа правильно поступил?

4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали   к лесу, папа спросил: "Где остановимся?" Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

Затем проводится игра "Фанты". Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т.п.

"Хорошо или плохо1"

Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т. п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т. п.); полоса обоев.                            

Ход игры:

 Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки.
Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.

  "Хорошо или плохо 2"                                                       

Цель: Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Материал: Дедушка - Природовед (кукла), фишки

Ход игры:

Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер.  Дедушка - Природовед просит детей ответить на два вопроса:

За что природа могла бы сказать "спасибо"?

За что природа могла бы рассердить вас? Ребенок за правильный ответ получает фишку.

Дидактические игры для дошкольников старшего возраста в рамках реализации познавательного проекта «Знакомимся с Красной книгой»

«Скажи со словом «Много»

Цель: обучение детей образованию существительных в родительном падеже, множественном числе.

Например, бобр- много бобров. белый медведь- много белых медведей (снежный барс, амурский тигр, морж, дельфин, голубой кит, красный волк, северный олень, журавль. черный аист, иглоногая сова, подснежник, прострел луговой, лунник, ландыш и т.д.)

«Кто(что) лишний(не занесен в Красную книгу?)»

Цель: закрепление  полученных знаний о растениях, животных и птицах, занесенных а Красную книг.

Педагог перечисляет животных, птиц, растения. Дети называют того. кто в этом списке лишний:

  • гималайский медведь, бобр, снежный барс, заяц
  • амурский тигр, белый медведь, лиса, овцебык
  • акула, дельфин, морж, голубой кит
  • подснежник, ландыш, одуванчик, лунник и т.д.

«Скажи наоборот»

Цель: обучение детей умению подбирать и употреблять в речи слова-антонимы.

Воспитатель называет животное, птицу или растение и слово-признак, а ребенок подбирает  другое животное и противоположный признак- антоним. Например, амурский тигр большой, а красный волк- маленький (снежный барс быстрый,а…., иглоногая сова маленькая, а… и т.д.).

«Узнай животное, птицу, растение по описанию»

Цель: закреплять умение  детей узнавать животных, птиц, растения, занесенные в Красную книгу по описанию. Например, большой, хищный, зубастый, полосатый- амурский тигр; серый, длинношеий, перелетный, курлыкающий- журавль и т.д.)

«Посчитай до пяти»

Цель: обучение детей согласованию числительных с существительными.

Например, снежный барс: один снежный барс, два снежных барса, три…, четыре…, пять снежных барсов (бобр, морж, дельфин, ландыш, журавль и т.д.)

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: обучение детей подбору слов-признаков к существительным.

Например, белый медведь- большой, мохнатый, белый, хищный….(голубой кит, красный волк, черный аист, мачок желтый и т.д.)

«Найди и исправь ошибки»

Цель: закрепление знаний детей о местах обитания животных, птиц и произрастания растений, занесенных в Красную книгу.

Детям предлагаются картинки «Путаницы». Они должны найти ошибки и сказать, где обитает данное животное, птица, где растет растение. Например, белый медведь в лесу- нет. белый медведь обитает на Северном полюсе(северный олень- в пустыне, овцебык- на дереве, беркут- в море, черный аист- нп горе, красный волк -на льдине и т.д.)



Предварительный просмотр:

Международный день Матери-Земли

Есть один из международных праздников, отмечаемых 22 апреля, чествующий чистую Воду, Воздух, Землю. День, напоминающий всем жителям планеты об экологических катастрофах, день, когда каждый должен задуматься над тем, что лично он «здесь и сейчас» может сделать для решения насущных природоохранных проблем. Это Международный день Земли.

 История происхождения праздника Дня Земли уходит своими корнями в далекий девятнадцатый век и связана она с американским фермером и биологом Джулиусом Стерлинг Мортоном.

Однажды, обратив свое внимание на пустынную территорию штата Небраска, на которой безжалостно вырубались имеющиеся там единичные, редко растущие деревья для строительства домов и растопки печей, он призвал всех приложить свои усилия к озеленению прерии и учредил приз для того из жителей, кто высадит наибольшее количество деревьев. В тот день было высажено более одного миллиона саженцев.

 Далее около последующей сотни лет это был торжественный день только для жителей этого штата, однако акции, проводимые гражданами под лозунгами защиты окружающей среды по всей территории Америки были замечены правительством, и в 1970 году был введен всеамериканский праздник «День Земли».

 Отмечая его, любой из жителей планеты мог: посадить дерево, очистить территорию леса, парка или водоема от мусора, принять участие в мирных митингах, посвященных защите экологии и экосистем, в общем, почувствовать единение с живой природой.

А уже в 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН был учрежден международный праздник именуемый «День Матери-Земли», а основной идеей было признание того, что планета Земля и все ее экосистема – это общий дом, источник жизни.

 Основной целью проведения Дня Земли (Дня Матери-Земли) является внимания людей к защите природы, формированию у подрастающего поколения чувства сопереживания всему живому, ответственности за отношение к окружающей среде и заинтересованность во всем происходящем вокруг.

 В день чествования Земли мы призываем всех небезразличных людей присоединиться к международным инициативам, жить и действовать в гармонии с природой. Ведь, как известно, что посеешь – то и пожнешь.



Предварительный просмотр:

Первоцве́т, или Примула (лат. Prímula) — род растений из семейства Первоцветные (Primulaceae) порядка Верескоцветные (Ericales). Большинство видов — красивоцветущие невысокие травы.
Многие виды первоцвета цветут ранней весной, одними из первых, иногда
еще до того, как полностью сойдёт снег. Отсюда же происходит и русское
название. Но это только сухие строчки википедии... .
На самом деле первоцветы -это первые улыбки весны.. Первоцветами называют подснежники, ландыши,
белоцвет весенний, шафран Гейфеля, пролесок двулистный, примулу, цикламены, сон-траву, медуницу,
гусиный лук, чистяк и еще много разных цветов, которые распускаются там, где только-только сошел снег, где много солнца и света.. .



За селом на солнечной поляне,
Словно лета красного привет,
Голубой и чуточку печальный,
Появился скромный первоцвет.
Вечного покоя не приемля,
Слабенький, от холода дрожа,
Он пробился сквозь сырую землю,
Словно чья-то светлая душа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе.

Как правильно использовать игры для воспитания бережного отношения  детей к природе....

Формирование у детей бережного отношения к природе

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы. В ходе этого проекта дети узнают о росте и развитии растений, научаться выращивать цветы на клумбе детского сада....

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе....

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к природе».

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружаю...

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка.

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка....