Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.
презентация к уроку (старшая группа)

Андрианова Людмила Александровна
Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Слайд 2

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Слайд 3

Экологические сказки - сказки , способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки , игры ума. Вот чем хороши сказки! В основе экологических сказок используются следующие принципы: • содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация; • в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.); • вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Слайд 4

При составлении экологических сказок используются методы: - типовые приемы фантазирования; - метод нахождения и разрешения противоречий и сходства; - метод фокальных объектов; - метод маленьких человечков; - метод синектики.

Слайд 5

Типовые приемы фантазирования. «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем сказки, где они используются («Репка», « Дюймовочка », «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем ситуации на основе этих приемов Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка». Метод фокальных объектов. Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом, в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах. Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние вещества и понять причины его состояния. Метод « синектики » Метод « синектики » предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. Представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз

Слайд 6

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК 1. Место событий. 2. Герои - неодушевленные объекты. 3. Характеристика героев. 4. Описание жизни героев. 5. Случай. 6. Высказывания героев по отношению к случаю. 7. Вывод. 8. Жизненное правило. 9. Название сказки.

Слайд 7

Этапы: Шаг 1.Наблюдения за живым объектом. Шаг 2.Сочинение и рассказывание сказки. Шаг 3.Игра-беседа с картинкой или куклой –персонажем. Шаг 4.Наблюдение за объектом. Шаг 5. Что делать завтра?

Слайд 8

«Дождевой червяк» Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь .

Слайд 9

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

Слайд 10

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Слайд 11

* Хорошо ли поступили дети? *А вы боитесь дождевых червей? Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал Верми . – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Слайд 12

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода. - Чем ты так взволнован, Верми ? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким. - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

Слайд 13

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

Слайд 14

Семинар «Экологическая сказка» - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Слайд 15

*Где Володя и Наташа отдыхали летом? *Кто появился на грядках в огороде после дождя? *Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли? *Почему червяк Верми обиделся на детей? *Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода? *Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками? *Как стали относиться дети к дождевым червя м после их возвращения в огород? *Как поступите вы, если увидите дождевого червяка? .

Слайд 16

Спасибо за внимание! .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Слайд 2

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Слайд 3

Экологические сказки - сказки , способствующие более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования. Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки , игры ума. Вот чем хороши сказки! В основе экологических сказок используются следующие принципы: • содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация; • в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.); • вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Слайд 4

При составлении экологических сказок используются методы: - типовые приемы фантазирования; - метод нахождения и разрешения противоречий и сходства; - метод фокальных объектов; - метод маленьких человечков; - метод синектики.

Слайд 5

Типовые приемы фантазирования. «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем сказки, где они используются («Репка», « Дюймовочка », «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем ситуации на основе этих приемов Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка». Метод фокальных объектов. Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом, в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах. Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние вещества и понять причины его состояния. Метод « синектики » Метод « синектики » предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. Представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз

Слайд 6

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК 1. Место событий. 2. Герои - неодушевленные объекты. 3. Характеристика героев. 4. Описание жизни героев. 5. Случай. 6. Высказывания героев по отношению к случаю. 7. Вывод. 8. Жизненное правило. 9. Название сказки.

Слайд 7

Этапы: Шаг 1.Наблюдения за живым объектом. Шаг 2.Сочинение и рассказывание сказки. Шаг 3.Игра-беседа с картинкой или куклой –персонажем. Шаг 4.Наблюдение за объектом. Шаг 5. Что делать завтра?

Слайд 8

«Дождевой червяк» Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь .

Слайд 9

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

Слайд 10

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Слайд 11

* Хорошо ли поступили дети? *А вы боитесь дождевых червей? Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал Верми . – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Слайд 12

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода. - Чем ты так взволнован, Верми ? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким. - Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

Слайд 13

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. - Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

Слайд 14

Семинар «Экологическая сказка» - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Слайд 15

*Где Володя и Наташа отдыхали летом? *Кто появился на грядках в огороде после дождя? *Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли? *Почему червяк Верми обиделся на детей? *Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода? *Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками? *Как стали относиться дети к дождевым червя м после их возвращения в огород? *Как поступите вы, если увидите дождевого червяка? .

Слайд 16

Спасибо за внимание! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей бережного отношения к природе

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы. В ходе этого проекта дети узнают о росте и развитии растений, научаться выращивать цветы на клумбе детского сада....

Формирование у дошкольников бережного отношения к природе.

Материал знакомит воспитателей с содержанием работы по формированию у дошкольников бережного отношения к природе: задачами, методами, приемами, формами организации детей по данному направлению....

Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к природе».

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружаю...

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка.

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка....