Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»
методическая разработка

Копылова Юлия Игоревна

Опыт работы по теме

«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».

454904, г. Челябинск, п. Новосинеглазовский, ул. Лермонтова19.

Телефон/факс 8(351) 280-09-78, E-mail: mdou12v@mail.ru

 

Опыт работы по теме

«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Выполнила:

Копылова Юлия Игоревна

воспитатель высшей квалификационной категории

Челябинск, 2022 год

Содержание:

1. Введение.............................................................................................3

2. Цель работы..............................................................................................3

3. Формы организации детей................................................................6

4. Заключение...............................................................................................10

5. Список литературы..................................................................................12

Введение

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры…»

Цель работы: Формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе, через развитие творческих способностей и воспитание ценностного отношения к окружающему миру.

Продуктивная деятельность - это тесное взаимодействие взрослых и детей, учитывающее индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка в отдельности.

Это требует изменения форм организации образовательного процесса, перехода от классно-урочной системы к непринуждённо партнёрской деятельности с детьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала. Вот поэтому создание поделок из природного материала считаю средством формирования любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Огромное значение для жизни на планете имеет лес. Леса – это богатство России, планеты Земля. Леса восстанавливают кислород, восстанавливают грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Лес это дом для животных, птиц, насекомых, растительного мира. Вырубка леса ради изготовления бумаги, это та причина на которую могут повлиять даже дети дошкольного возраста. Чтобы сохранить лес, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).

Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Организация продуктивной деятельности дошкольников.

Большинство дошкольников включается в продуктивную деятельность с подачи взрослого. Лучше, если взрослый будет побуждать и мотивировать ребенка, а не делать за него большую часть работы.

Данные виды деятельности создают прекрасные условия для формирования самостоятельности ребенка. Даже, когда дошкольник занят таким непростым делом как изготовление композиции из природных материалов, взрослый сопровождает не каждый его шаг. Такую самостоятельность ребенка следует поощрять. Достаточно спросить у дошкольников «Из чего бы нам смастерить?», и дети предложат свои варианты.

Детское воображение подсказывает, как горстку мха применить для создания кроны дерева, а из соломинки сделать солнечные лучики. Особенно старшие дошкольники способны отходить от тех стандартов, которые предложили взрослые, или они уже видели ранее.

Ценным опытом для дошкольника станет выполнение задания в группе детей. Например, дети рисуют на заданную тему. У всех, разумеется, получатся разные рисунки. Крайне полезно по завершении показать свое творчество всем и посмотреть рисунки других. Ребенок наглядно увидит свой результат в ряду других работ, что внесет вклад в формирование адекватной самооценки.

Не нужно бояться, что у кого-то из детей самооценка рухнет от осознания слабости своего рисунка. Стремление быть причастным к действиям у дошкольника выражено намного сильнее, чем нацеленность получить качественный результат. И если большинство детей восхитятся чужим рисунком, а не его, дошкольник спокойно примет этот факт. А вот взрослый обязан найти, за что похвалить каждого ребенка, когда он занят продуктивной деятельностью.

Таким образом, вовлечение дошкольника в создание реального продукта дает многое. У ребенка развивается ручная умелость, художественные и творческие способности, актуализируется потребность быть самостоятельным, формируется адекватная самооценка. В современном мире взрослым нужно находить больше возможностей для организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников.

   В дошкольном возрасте формируются основы экологического сознания. Гуманно – целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных образовательных организаций. Методика экологического образования дошкольников на протяжении длительного времени рассматривалась в трудах В. Г. Фокиной, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Они понимали под экологическим образованием целенаправленный процесс формирования у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающим природу и общество на основе синтеза эмоционального, умственного и практического компонентов. Экологическое воспитание, как неотъемлемая часть единой системы воспитания, экологического сознания и поведения, гармоничного с природой, рассматривается в трудах современных авторов – педагогов, таких как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. А. Соломенникова.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников через продуктивную деятельность. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). В своей работе я стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования планирует решение следующей задачи: формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие их эстетических, интеллектуальных, социальных, нравственных и физических качеств, самостоятельности, инициативности, развитие предпосылок к учебной деятельности. В нашем учреждении на сегодняшний день функционируют: комплексная программа «От рождения до школы». В нашем дошкольном учреждении, мы продолжаем изучать с нашими воспитанниками тесную взаимосвязь живого и неживого мира, формируем позитивный интерес к объектам и явлениям природы, который активно проявляется во время наблюдений, бесед, экологических игр. У детей дошкольного возраста не менее продуктивно воспитывать любовь к природе через продуктивную деятельность. Это решение помогает мне в работе с родителями; вместе с ними, мы ищем и находим оптимальные решения по развитию умения у дошкольников передавать чувства и переживания, что очень актуально во время повального использования телефонов и гаджетов. То есть, после применяемой мной системой занятий, ребёнок начинает использовать в общении с окружающими не только символы, на которые уже умеет опираться во взаимодействии с интернетом, не зная ещё букв. Не только слова описательного характера. У него появляется возможность выхода своих эмоций после общения с природой (уход за растениями, создание коллекций из камней и гербария, наблюдений за деревьями и облаками и т. д.)с помощью языка искусства, языка художественного творчества.

Мною определена цель -  формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.

Формы организации детей:

- наблюдения Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке». Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) провожу с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

- целевые прогулки Целевая прогулка - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На прогулках я знакомлю детей с растениями, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Благодаря таким прогулкам развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.

- опытно-экспериментальная деятельность

     Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Интересно прошли открытые занятия с детьми с применением здоровьесберегающей технологии «Богатство нашей планеты Земля», «Где прячется здоровье?», «Осторожно, микроб!» На занятиях дети были активными, проявляли творчество, сообразительность, оказывали поддержку друг другу, были заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались педагогом, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала, изложенного на занятии.

- образовательная деятельность: «Что такое бумага», «Кто придумал бумагу», «Что нужно для производства бумаги», «Что такое макулатура», «Как макулатура спасает наши леса», «Лес – легкие нашей планеты», «О лесных жителях», «Человек – царь природы?», «Какая бывает бумага», «Сохраним березовую рощицу», практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада»;

-   беседы: «Что такое бумага», «Кто придумал бумагу», «Что нужно для производства бумаги», «Что такое макулатура», «Как макулатура спасает наши леса», «Наша книжка заболела», «Березовая роща», «Лес – легкие нашей планеты», «О лесных жителях», «Человек – царь природы?»; чтение стихов о Тайге, легенд, сказок; «Наша книжка заболела», С. Михалков, «В снегу стояла елочка», А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», «Кому нужны деревья в лесу», «Паспорт деревьев»

- изготовление совместно с детьми и родителями правил использования природных ресурсов в группе;

-  продуктивная деятельность изготовление альбома с различными видами бумаги, изготовление альбома «Оригами», «Лес – наше богатство» «История возникновения бумаги», «Лес», «Сбор макулатуры», «Я рисую», изготовление поделок из втулок и бумаги;

-   просмотр презентаций: «Как появилась бумага», «Лес - лёгкие планеты», «Производство бумаги и картона. Переработка макулатуры». 

-   чтение экологических сказок «Как выросла бумага»

- экологические акции «Посади дерево», «Экономь бумагу», «Сдай макулатуру», «Книжкина больница».

        

Практическая совместная деятельность детей и педагога

Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей.

Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

• подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

• подобраны картины, наборы открыток;

• создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

• создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

• приобретены орудия труда;

• собраны материалы для игр с песком и водою.

Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, так и нетрадиционные (семинары для родителей, круглый стол, праздники). В родительском уголке поместила стенгазету «Посади дерево – дыши вместе с природой».

Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.

·        Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу». Данное анкетирование позволяет определить осознанность семей в необходимости личного вклада в сохранения лесных богатств;

·        мастер-класс по изготовлению бумаги из вторсырья совместно с детьми;

·        консультации для родителей по проблеме эффективности использования лесных ресурсов.

·        фотовыставка  «Путешествие по лесу»;

·        создание книжки-малышки на тему «Кому нужны деревья в лесу».

·        Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе агитационных плакатов на тему «Лес – богатство нашей планеты!», «Сдай макулатуру – спаси дерево», так же был организован конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона».

Заключение

Экологическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным воспитанием. Оно помогает реализовать экологические убеждения детей, эстетическим – помогающим видеть красоту природы и воспитывать бережное отношение к природе детей дошкольного возраста; нравственным – формирующим по отношению к природе чувство ответственности. Это один из важных показателей экологической воспитанности.

Во- вторых, создана и продолжает совершенствоваться модель экологической развивающей предметно –пространственной среды в группе, которая включает в себя следующие компоненты: групповая комната – уголок экспериментирования, природы, книги, центр дидактических игр, выставочный стенд с картинами художников и рисунками детей. На подоконниках – мини - огород, комнатные растения. Методическое оснащение группы постоянно пополняется за счёт приобретения литературы экологической направленности, изготовления пособий, макетов, наглядного и демонстрационного материала. На территории нашего участка созданы клумбы, мини – огород, экологическая тропа.

С целью формирования у старших дошкольников экологических и эстетических представлений были разработаны и проведены комплексы занятий: «Живая и неживая природа», «Растения – живые существа», «Комнатные растения», «Любимые картины, изображающие Осень», «Любимые картины, изображающие Зиму», «Разноцветные краски природы», игры «Кому что нужно?», «Во что с этим можно играть?», «Что перепутал художник» и др.

Отношение детей к окружающему миру стало меняться в лучшую сторону. Дети стали проявлять большую ответственность и внимательность к окружающему миру, делая замечания младшим дошкольникам, гуляющим на прогулке, если те некорректно обращались с природой (ломали ветки, рвали траву, листья с деревьев, разрушали почву). В образовательной деятельности дети отличают свойства живой и неживой природы, определяют названия растений, рассказывают о способах ухода за ними. Родители (законные представители) стали эффективнее сотрудничать с нами, воспитателями, т. к. совместные мероприятия (сезонные выставки к праздникам Осени, Новому году, создание коллективных работ и лпбуков, проекты «Огород»«Космос») сплотили их с детьми, укрепили семейные отношения.

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я прививаю детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

ЛИТЕРАТУРА

  • Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж, «Учитель», 2002.
  • Воронкевич  О.А. Детские экологические проекты.  -  Санкт-Петербург, 2014.
  • Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке . – Волгоград, «Учитель», 2015.
  • Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия и детьми 5-7 лет. – Волгоград, «Учитель», 2014.
  • Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.
  • Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, «Академия Холдинг», 2002.
  • Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.
  • Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.                                                               

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Консультация для педагогов "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...

методическая разработка" Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в сфере реализации ФГОС ДО"

данная разработка содержит теоретический аспект воспитания бережного отношения к природе на занятиях. приведены практические материалы ( сказки, стихи о бережном отношении к природе, циклы наблюдений,...

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка.

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка....