Методическая разработка "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Тема: "Экологическое образование дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и в воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в парк (лес). Её содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей,  знаний и возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и др.

Одна из наиболее распространённых форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты, богатств, воспитывается любовь к ней.

Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей ( например, совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков , ухода за растениями на клумбе и т. п. ), полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

Осенью на прогулке проводили беседу о птицах, отметили, что приближаются холода и перелётные птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать , перебираются ближе к человеческому жилью, потому  что около человека они могут найти корм. Зимой мы с детьми насыпали в кормушку хлебные крошки, зёрна, семечки и наблюдали какие  птицы прилетали, у детей появился интерес ,некоторые из детей говорили, что дома у них тоже есть кормушки, они кормят птиц.

Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю.

Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями.

Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей.

Зимой на прогулке с детьми наблюдали за падающим снегом, брали снежинку в ладошку и она превращалась в воду, отметили, что ладошка тёплая, в тепле снег тает. Вместе с детьми с вечера наливали воду в стаканчики  и на ночь выносили на веранду, утром приносили в группу и  наблюдали, что вода замёрзла, превратилась в лед. Таким образом, дети знакомились со свойствами воды.

При наблюдении за таянием снега, отметили, что вода бывает мутной, значит снег грязный, потому что в городе работают заводы, ездят машины, они выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, и это всё оседает на снег.

Такие беседы мы проводим с детьми после наблюдения на прогулке. Наблюдая за погодой, заполняем календарь, в котором дети отмечают, какая погода была в течении недели. А затем, проводя итоговую беседу, сравниваем состояние погоды за прошедшие месяцы.

В каждое время года проводим наблюдение за растениями: их ростом, развитием, происходящими изменениями. Во время беседы напоминаем детям, что деревья и кустарники ломать нельзя, нужно беречь и любить природу.

Живая природа – это удивительный , сложный, многогранный мир.

Особое место в нём отведено животным, они составляют лишь два процента от всего живого на земле,  но, несмотря на это , роль их огромна.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного , лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Наблюдение за лягушкой, ёжиком, кроликом, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала,  дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся им цветы, мучают – ласкают котёнка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая  у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, самочувствия.

Старшие дошкольники имеют представления о том, что такое природа ( это деревья, цветы, лес, звери, птицы, это всё что растёт, это кусты, трава, животные). Как правило дети относят к природе лишь всё живое, то, что растёт, цветёт , изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты ( солнце, небо, камни, землю и др.).

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребёнка в нравственных поступках. В нашу группу  Катя принесла ежа, они ездили в лес и в лесу его нашли. Мы вместе с детьми обсудили, хорошо ли ему будет в помещении, сможем ли мы создать для животного условия похожие на естественные. И мы с детьми решили, что ежу лучше будет жить в лесу , там его дом, может быть где – то его ждут ежата.

У ребёнка надо сформировать понимание того, что животное , как и человек чувствует, болеет, страдает, радуется.  Терпеливое доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Человек -  друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Консультация для педагогов "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...

методическая разработка" Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в сфере реализации ФГОС ДО"

данная разработка содержит теоретический аспект воспитания бережного отношения к природе на занятиях. приведены практические материалы ( сказки, стихи о бережном отношении к природе, циклы наблюдений,...

Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей детского сада «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...