Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Вероника Эдуардовна
Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная 
реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной 
и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).
Страх  –  аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании 
конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте 
самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными 
физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания, 
показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).
Различают возрастные и невротические страхи.
Возрастным страхам  подвержены практически все дети. Наиболее ярко они 
проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей 
их психического и личностного развития.
Причины возникновения:
  наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается 
неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и 
другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы 
добиться их послушания);
  тревожность в общении с ребенком;
  большое количество запретов;
  многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  психологическая травма – испуг, шок;
  нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены 
семейных ролей;
  конфликтные ситуации в семье.
Невротические страхи  –  результат длительных и неразрешимых переживаний или 
острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения 
нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также 
недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, 
психологической защиты, наличия многочисленных страхов.
Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и 
личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и 
напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также 
всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.
Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в 
частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по и х наличию 
в быту и определяется детский невроз. 
Страх условно делится на ситуативный и личностно-обусловленный.
Ситуативный страх.  Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей 
взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в 
результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных 
предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно-обусловленный страх.  Появляется в незнакомой обстановке, при новых 
знакомствах и предопределен особенностями характера ( повышенной 
мнительностью).
Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.
Врожденные  (или возрастные) страхи  сопровождают определенный возрастной 
период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, 
образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети 
могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И  даже если 
взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его 
ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все 
же появятся страхи.
Дети 6-7 лет начинают бояться смерти  –  своей или своих близких. Ребенок, 
осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия  –  грозы, 
урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.
Одна из причин  приобретенных страхов  –  реально происшедшее событие. 
Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, 
испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может 
быть связан с конкретными объектами, лицами  –  возникает боязнь отрицательных 
персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче  других поддаются 
коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами 
собой. 
Еще одна причина – запугивание.
У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, 
смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще 
снятся кошмары.
Дополнительный источник страхов –  телевизор, поэтому обращайте внимание на то, 
какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует 
на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений. 
Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно 
поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее 
познакомиться с ее содержанием.
Страхи также можно делить  на реальные и  воображаемые, острые и хронические.
Реальные и острые страхи  предопределены ситуацией, а  воображаемые и 
хронические – особенностями личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konsultatsiya-dlya-pedagogov-detskie-strahi.pdf654.33 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Работа по здоровому образу жизни в детском саду"

Информация для воспитателей о работе по формированию здорового образа жизни у детей...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

Детские страхи: виды, причины и способы борьбы с ними.

В статье раскрываются особенности появлений детских страхов, также описываются требования, которые должен соблюдать психолог работая с данной проблемой, возникшей в детском возрасте....

Консультация для воспитателей "«Влияние продуктивных видов детской деятельности на сенсорное развитие детей»

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Целью сенсомоторной деятельности детей младшего возраста являе...

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика.

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении обще...