Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале обощен многолетний педагогический опыт взаимодействия с родителями воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №7 «Петушок» комбинированного вида»
г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района
Челябинской области
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ДОУ
на тему:
«Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников»
Воспитатель I категории
Трофимова Татьяна Ивановна
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Меня всегда волновал такой вопрос: «Какими должны быть взаимоотношения педагогов дошкольного учреждения и семьи?»
Некоторые родители считают, что отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия педагога, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. И если они не будут интересоваться тем, как протекает процесс сотрудничества с воспитателем, то мои усилия и усилия других педагогов могут оказаться напрасными.
Я понимаю: очень важно, чтобы родители, совместно с педагогом, помогали ребенка развиваться. Поэтому, работая по программе «Радуга», я ищу новые формы и методы работы с семьей.
Общие и групповые родительские собрания – это постоянная форма взаимодействия с родителями, но по истечении многих лет работы в детском саду я пришла к выводу, что лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания. Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности собраний позволяют добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Иногда могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Я в своей группе всегда стараюсь создать такую атмосферу, где родители начинают свободно контактировать со мной и друг с другом. А в создании такой атмосферы ключевую роль играют нетрадиционные родительские собрания.
В ходе таких собраний я, вместе с родителями, обсуждаю интересные, актуальные и очень важные темы, предлагаю нестандартные решения многих вопросов. Непринужденная обстановка, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы и, тем самым, помогают родителям откровенно говорить о проблемах, связанных с воспитанием детей.
В процессе проведения собрания я использую методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу. Это отражается в том, что с самого начала ведется очень большая подготовительная работа к предстоящему собранию, в которой активно принимают участие и родители, и дети, и, конечно, я. Например, к собранию «Зачем детям нужна мама?», проводимое во 2-й младшей группе, дети вместе со мной делали пригласительные билеты. А с родителями мы мастерили различные плакаты, атрибуты, фотостенд «Моя милая мамочка», оформляли выставку произведений о маме. Также мамы готовили свое кулинарное изделие, так как в конце собрания был конкурс на лучший кулинарный шедевр.
Для того чтобы родительское собрание было не только интересным, но и максимально полезным и поучительным для родителей я провела анкетирование, результаты которого показали все проблемы, которые встречаются у родителей в процессе воспитания детей. На основании этого и был сформирован план собрания с советами и дискуссиями на наиболее острые и актуальные темы. Благодаря этому родители почерпнули полезную информацию не только от меня, но и поделились своим опытом друг с другом. Это очень сблизило и родителей со мной, и родителей друг с другом.
До родительского собрания я рекомендовала каждому из родителей ознакомиться с книгой Л.А. Никитиной «Мама или детский сад».
Весьма большую роль в осознании того, что, в первую очередь, родители, а не воспитатели и нянечки важны для детей, и ,соответственно, что сами родители должны главную роль в воспитании детей отводить именно себе сыграла магнитофонная запись, сделанная совместно с психологами детского сада. Детишки отвечали на два простых вопроса: «Зачем нужна мама?» и «Почему ты любишь свою маму?». Родители очень внимательно слушали ответы своих детей, и каждая мама, я уверена, делала для себя какие-то выводы.
Именно эта запись позволила нам плавно перейти к обсуждению темы материнской любви.
Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит, бережет великое и неповторимое чувство – материнская любовь. Какой она должна быть, и хватает ли ребенку вашей любви и внимания? На подобные вопросы трудно ответить. И поэтому я подготовила памятку «Материнские заповеди». В ней родители подчеркнули то, что считали важным и нужным в правильном воспитании детей. Также родителям очень понравился такой пункт собрания как «Острое блюдо»: внутри воздушного шарика находились вопросы. Мамы лопали шарик и брали вопрос, зачитывали его и, по желанию, отвечали.
В заключение этого собрания мы с родителями составили свод правил «Мамам запрещается», где каждая родительница вписала одно свое правило.
Я надеюсь, что это собрание поможет родителям творчески подойти к вопросам воспитания своего ребенка. А мне, как педагогу, оно помогло больше общаться с родителями, т.к. они стали намного раскрепощеннее и более открытыми.
Еще одно из таких собраний, которое я провела в средней группе , называлось «Его величество Хлеб».
Оно прошло более активно, чем предыдущее. Родители с удовольствием мастерили плакаты, оформляли выставку «Продуктовый магазин», выпускали газету «Учите детей беречь хлеб», в которой было много советов, рекомендаций и другой информации.
Был организован конкурс на лучшую выпечку или приготовление блюда из сухого хлеба.
Многие задавали мне вопрос: почему я взяла именно эту тему? Потому что она способствует формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу, а это в наше время очень важно. Собрание было направлено на возможность поделиться семейным опытом по использованию хлеба, сформировать привычку правильно питаться. Но самая главная задача собрания – это воспитание у детей бережного отношения к хлебу.
Во время собрания самое активное участие принимали сами дети. Они читали стихи, пели песни о хлебе, танцевали. Вместе с родителями собирали картинки с изображением старинных мельниц.
Чтобы собрание было интересным, а истории и советы наглядным, мы в гости пригласили Пекаря. Конечно, пекарь был ненастоящим, но зато именно он доступно рассказывал детям много интересного про хлеб. Дети очень внимательно слушали все, что он говорил, а родители были весьма удивлены его появлению.
Самое ценное в этом собрании то, что мы, совместно с родителями и детьми, создали 2 книги:
«Его величество Хлеб»: в ней различные истории о происхождении хлеба и его важности для людей
«Наши блюда»: в ней рецепты блюд из хлеба и муки.
Ну а в конце нашего собрания были оценены и по достоинству кулинарные способности мам. За общим столом я, родители и дети распивали чай с выпечкой и непринужденно беседовали. Обстановка была очень дружелюбной и доверительной.
Я хочу пожелать, чтобы все педагоги хотя бы один раз попробовали провести нетрадиционное родительское собрание в своих группах и сравнили их с обычными родительскими собраниями. Ведь после таких собраний я заметила, как меняются мои ребята, конечно же, в лучшую сторону. А с родителями мы сближаемся все ближе и ближе. Несомненно, подготовки к таким собраниям очень много, но все эти усилия не пропадут даром. Они обязательно вознаградятся в виде счастливых улыбок детей и родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместную работе в ДОУ....
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместной деятельности в ДОУ....
"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"
Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями»
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями». Предложенно несколько инновационных вариантов нетрадиционных форм взаимодействия....
Консультация на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ»
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском с...
Педагогический совет в нетрадиционной форме «Взаимодействие ДОУ с семьей»
Цель педсовета, повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....