Взаимодействие с воспитателями
консультация

Гаврикова Лариса Павловна

Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие дошкольников

в аспекте ФГОС»

Выступление на педсовете.

           Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

•   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

•   становление эстетического отношения к окружающему миру:

•   формирование элементарных представлений о видах искусства;

•   восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

•   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной области 'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкапьно-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Виды музыкальной деятельности

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Формы музыкальной деятельности

Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Программы и технологии музыкального воспитания

Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой,  И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.

 

В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).

Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленнее художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована

•   на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

•   выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педагогического коллектива;

сложившиеся традиции ДОО (группы).

Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей.  В т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.

Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Психолого-педагогические условия реализации программы

Необходимо остановиться на психопогопедагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.

1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.  Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

3.  Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4.   Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

5.   Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.                                                                                                                                                                 6.  Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7.  Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

8.  Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Иными словами, ребенок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности.

В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говорим о ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдельно.

Целевые ориентиры дошкольного образования

Принятый Стандарт существенно упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развитии детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач:

•   индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);

•   оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

•   ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•   обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно про являет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешать конфликты;

•   обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•   достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•   у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•   способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены:

•   проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики., истории и т. п.; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры

Литература

1.        Источник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2016 г.



Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей.

Во все времена музыка являлась и является важным средством воспитания и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, музыка присутствует в жизни ребенка и оказывает положительное влияние уже в первые его годы.

Прежде всего, музыка дает удивительно богатые возможности для общения малыша со взрослыми, часто является основой эмоционального контакта между ними буквально с первых месяцев.

Общение с музыкой оказывает благотворное влияние на физическое развитие ребенка. Давно известно положительное влияние музыки на общее состояние организма ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются, координируются движения. Встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Восприятие музыки требует от детей внимания. На основе отдельных средств музыкальной выразительности ребенок делает первые сравнения и небольшие обобщения. Песни обогащают детей новыми представлениями, так как в них отражены образы и явления окружающей действительности. В музыкальном воспитании закладываются основы социализации малыша. Он слушает и пытается воспроизводить песни о животных, о природе, о сверстниках. Все это формирует доброе отношение к ним.

Безусловно, общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности: малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении (первый компонент музыкальности), он готов вслушиваться, оценивать в элементарных формах и воспроизводить понятные ему музыкальные образы (второй компонент), к концу 3-го года жизни малыш способен к первичным музыкально-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и музыкально-танцевальном творчестве (третий компонент).                                            

Таким образом, музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, и в частности на развитие его музыкальности.

Какие виды музыкальной деятельности присущи детям раннего возраста?

В этом возрасте можно говорить о приобщении малышей к основам всех видов детской музыкальной деятельности.

Что является содержанием музыки? На этот вопрос дал ответ известный психолог, исследователь психологии музыкальных способностей Б.М.Теплов, называя содержанием музыки чувства, эмоции и настроение, переданные в ней. Именно поэтому музыка имеет сильное влияние на малышей. В музыке есть две основные функции: выразительная и изобразительная. Основная функция музыки выразительная, поэтому на выразительные особенности музыки в первую очередь и обращается внимание детей. Дети до 3 лет живо реагируют, прежде всего, именно на выразительность в музыке.

Изобразительная функция музыки несет вспомогательную роль, поскольку изображенный в ней музыкальный образ, например, зайчика, непременно будет окрашен эмоциями, настроением, отношением композитора к данному образу, т. е. зайчик может быть веселым, грустным и т. п.

Есть еще одна особенность музыки - для ее восприятия необходим посредник-исполнитель и от качества его исполнения зависит глубина восприятия музыки ребенком. Это очень важно, так как яркие музыкальные впечатления раннего детства оставляют неизгладимый след во всей последующей музыкальной деятельности ребенка.

Интересным представляется тот факт, что ребенок воспринимает музыку еще тогда, когда не может осваивать другие виды музыкальной деятельности и другие виды искусства. Для того чтобы малыш смог воспринять хотя бы несложные музыкальные произведения, он должен иметь элементарные основы музыкального восприятия. Воспитание восприятия музыки - это формирование:

а) эмоциональной отзывчивости на музыку;

  б)сознательного отношения к содержанию, характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности. Именно у детей раннего возраста уже имеются все предпосылки для этого.

Проследим логику становления основ музыкальных восприятия и деятельности малыша. Итак, первое, на что реагирует ребенок, - это интонация в музыке, в песне. В первые месяцы жизни, вслушиваясь в пение мамы, малютка начинает улавливать интонации, похожие на более понятные ему речевые интонации, так как на первых ступенях развития малыша они являются для него единственным средством коммуникации с окружающими его близкими людьми.

Психолог Г.С.Тарасов удивительно тонко раскрывает особенности становления музыкальной интонации в тесной связи с развитием речи. Буквально на 2-м месяце у ребенка можно услышать как звуки недовольства, так и его спокойное гуление. До 6 месяцев смысловое содержание интонаций ребенка уже представлено недовольством, спокойным гулением, радостью и смехом. Где-то после 6 месяцев в интонации радости ребенка появляются звуки восхищения.

Данные интонации ребенок улавливает также и в пении взрослого, так как аналогично становлению речевой интонации идет развитие восприятия песенной интонации, так как связи музыкального слуха с речевым неразрывны.

Постепенно на 2-м году у ребенка в общении появляются интонации просьбы, он начинает реагировать на данную интонацию и у взрослых: в речи, в пении. Уже к 2,5-3 годам у малыша появляется многообразие слуховых проявлений, понятных для взрослых, это облегчает малышу общение, пока он не научился хорошо говорить. Таким образом, слух ребенка в раннем возрасте, по утверждению Г.С.Тарасова, преимущественно интонационный. Именно поэтому педагог в это время должен заботиться о создании психолого-педагогических условий для развития как речевого слуха, так и музыкального. Так, для развития музыкального слуха малышей необходимо чаще петь песни, обращая внимание на интонации вопроса, ответа, восхищения, горя, а также побуждать их к проявлению этих интонаций в своем исполнительстве.

Однако ребенку 3-го года жизни для осознания музыкального образа произведения недостаточно интонации музыки, ему необходимо уже разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: в контрастных регистрах, тембрах звучания детских музыкальных инструментов, в динамике (силе звучания) музыки, так как музыкальный образ создается определенным сочетанием разнообразных средств музыкальной выразительности.

Восприятие музыки рассматривается в музыкальном воспитании детей как самостоятельный вид музыкальной деятельности и как предшествующий вид последующей исполнительской деятельности малышей. Правда, в этом возрасте можно говорить лишь о приобщении детей к основам детской музыкально-исполнительской деятельности, так как возможности этого возраста весьма ограничены и в пении, и в движении.

Тем не менее, уже на 1-м году у детей появляются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых. На 2-м году рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации. На основе положительных эмоций ребенок подпевает взрослому сначала отдельные звуки, потом повторяет слова, фразы (2-й, 3-й годы) и, наконец, поет вместе со взрослым несложные песенки, некоторые дети могут исполнить песню самостоятельно под музыкальное сопровождение.

В движениях детей под музыку также наблюдается динамика. Уже на 1-м году у младенцев устанавливаются связи музыки и движений. Однако расширение возможностей ребенка в движениях под музыку появляется только на 2-м году, когда он начинает ходить. В этом возрасте малыши с удовольствием выполняют простейшие движения под музыку по показу педагога: хлопают в ладоши, делают «фонарики», топают ножками, кружатся, выполняют движение с листочком, платочками (часто неслаженно), начинают ходить за педагогом стайкой, танцуют по одному и в парах, свободно располагаясь в комнате. На 3-м году жизни движения детей становятся более уверенными и координированными, дети стремятся активно действовать в плясках и музыкальных играх, передавать общий характер музыки, различать двухчастную форму музыкальных произведений, передавать ритм ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с характером музыки в хороводе, в парах, сужать и расширять круг и т.д.

На 3-м году дети проявляют интерес к детским музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения.

Первые зачатки творческих проявлений также обнаруживаются у детей к концу 3-го года: дети довольно легко и с удовольствием участвуют в играх под музыку, в элементарных играх-драматизациях, изображают игровые персонажи.

Таким образом, хотя возможности детей раннего возраста весьма ограничены, они с желанием и большим удовольствием участвуют во всех видах детской музыкальной деятельности.



Предварительный просмотр:

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»

               Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Самым наглядным примером заинтересованного воспитателя в нашем детском саду  является Зоя Викторовна Жуковская. Она всегда принимает участие в занятии с большой долей оптимизма и интереса. Мы можем запланировать открытое музыкальное занятие с ее группой с целью продемонстрировать действия воспитателя на занятии.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

  1.  Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и

девочку.

  1. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

  1.  Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.

  1. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

  1. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

  1. Следить за правильным выполнением детьми движений.

  1. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

  1. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.


Предварительный просмотр:

«Роль воспитателя

в  подготовке и проведении праздников»

Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники – торжественные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник – это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в образной  форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содержание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно продумывать  сценарий, выступление персонажей, сочетание различных видов искусств, так как, дополняя друг друга при раскрытии одной темы, они  увеличивают силу эмоционального воздействия на детей.

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка только тогда, когда ему понятно его содержание.

Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Праздник – кульминационный пункт этой работы. Он ни в коем случае не должен готовиться специально, а вытекать из всей предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в поселке, о труде взрослых, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. Эмоциональный подъем  у детей нарастает с приближением праздника. Педагогический коллектив должен бережно сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развернуться в день празднования.

Содержание праздника, его программа обсуждаются  заранее на совещании с воспитателями каждой группы. Программу представляет музыкальный руководитель, а  в процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается  педагог на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с родителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его четкой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего.  Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо  пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы, уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь  подбодрить застенчивых детей, доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Подготовка ведущего к празднику  включает и психологический настрой на создание радостной и  доброжелательной  атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая. Взрослые четко определяют участие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли на совместных репетициях.

 Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто – то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они следят за выступлениями детей, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подготовке и проведении последующих праздников, повышает эффективность педагогической работы.

Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях: проводятся игры, пляски,  исполняются песни по желанию детей. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка...

Взаимодействие младшего воспитателя с воспитателем и детьми в рамках введения ФГОС ДО. Мастер- класс.

Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и младшего воспитателя. Современные  цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического пр...

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей во взаимодействии с воспитателем в ДОУ»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает, что это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой систем...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие младшего воспитателя с воспитателем и детьми в современных условиях»

Немного из истории. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребенка занимался раб, который отводил его в школу и нес все необходимые принадлежности для его ...