Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника
консультация

 Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_0.docx24.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.

«Таланты создавать нельзя,

Но можно создавать почву, на которой
Они успешно произрастают»
Г. Нейгауз

 Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. Его работа с детьми направлена на закрепление навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает практическую помощь в организации и руководстве самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности. Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется в музицировании, включающем в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

    Возникает она не только при условии  интереса ребёнка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.
   Сложность возникновения активной самостоятельной музыкальной деятельности и в том, что в отличие от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к тому же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.

Основные требования к музыкально-эстетической подготовке воспитателя:


● знание музыкального репертуара на конкретный период времени и обязательное включение его в повседневную жизнь детского сада;
● умение осуществлять индивидуальный подход к детям (подбор музыкальной деятельности, соответствующей возрасту, потребностям и интересам ребёнка);
● умение организовывать занятия и игры, связанные и искусством (игра в концерт, в музыкальную школу, «Рисуем музыку» и т.д., включение в деятельность детей игры-инсценировки);
● умение собственным примером стимулировать музыкальные проявления детей (пропеть вместе песню, послушать  музыку и побеседовать об услышанном);
● умение соотнести содержательное и методическое обеспечение педагогического процесса с конкретными обстоятельствами (введение музыкально-дидактических игр в самостоятельную деятельность в соответствии с задачами музыкального занятия).
 Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды (музыкальный уголок), где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные па, водить  хороводы, слушать любимые произведения или подбирать простые мелодии на металлофоне.

В музыкальных уголках должны находиться:


1.Озвученные игрушки: музыкальный молоточек (малыши используют его для восприятия ритмических отношений); музыкальный волчок; погремушка; шарманка. Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки ли фиксированную мелодию.
2. Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные или самодельные, выполненные воспитателями): пианино; гармошка; балалайка; «звуковые» книжки и картинки.
3.Атрибуты, костюмы.
4.Настольные музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала.
5.Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).
6.Музыкальные инструменты: бубны, барабаны разной высоты звучания, металлофон, дудочка и т.д.
Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой / возрастной группе
Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки (бамбуковые, например).
Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
 Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.
Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
  Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.
    В «Уголок детских музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготови-тельной к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять- шесть портретов на две-три недели каждый).
  Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.
   

 Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате - Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; игрушки-инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т. д.; атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.
Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских музыкальных инструментов» может быть размещён как в игровой комнате, так и в спальне, в раздевалке, холлах (при соответствующих условиях конкретного дошкольного учреждения).

Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?

 Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.
  Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).
  В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).
Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:
•   сюжетно-ролевые игры ( Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
•   импровизирование на детских музыкальных инструментах;
•   песенное и танцевальное импровизирование;
•   театрализованные представления (импровизированного характера).
Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как:
•   игры с пением;
•   настольные музыкально-дидактические игры;
•   хороводные музыкально-дидактические игры
• игра на детских музыкальных инструмента (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
• сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин» , «Концерт» и т. п.);
• театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух v Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.);
• игры-драматизации с использованием раз личных видов музыкальной деятельности;


•концерты детской художественной самодеятельности - развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная кар сель», «Музыкальный будильник», «Вертушка «Музыкальный телефон» и др.).
  Именно воспитатель создаёт в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их пред- ставления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием например, игру в «Магазин-булочная » дети перестроили сначала в игру «Универсам», а потом - в Музыкальный магазин»), озадачить детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т. д.
   Ребёнок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
  Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.
 Художественно-продуктивная деятельность, театрально-игровая, художественно-речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершённых) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: настольный, пальчиковый, бибабо и др.; в изоуголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрально-игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.
  Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы данного педагогического коллектива и показателем высокого уровня развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае подчёркивает хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способность к творческой производительности. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей  о роли в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника...

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Консультация подготовлена для воспитателей ДОО по организации самостятельной музыкальной деятельности в группах ДОО....

«Роль музыкально-дидактических игр в развитии навыков организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников »

laquo;Роль музыкально-дидактических игр в развитии навыков организации самостоятельной игровой деятельности  дошкольников »...

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников...