Проект «Волшебная пуговица» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)

Шмурылина Светлана Александровна

Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.

                                                                                            Л. А. Жаданов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pugovitsa.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебная пуговица» 

в старшей  группе

                        Автор проекта:  воспитатель Шмурылина С.А.

Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.

                                                                                            Л. А. Жаданов

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Цель проекта: формирование представлений у детей о предметах окружающего мира, расширение кругозора,  с помощью познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о предметах окружающего мира; 
  2. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
  3. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
  4. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки детей; 
  5. Обогащать сенсорный опыт детей;
  6. Развивать мелкую моторику рук;
  7. Учить применять полученные знания в жизни

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей  группы

Предполагаемые результаты реализации проекта:

• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;

• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

• создание коллекции пуговиц в группе.

Срок реализации: долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

1) организационный;

2) практический (ноябрь-декабрь)

3) презентационный.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека.  В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием, художественным творчеством и др.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

Подготовительный этап:

  • Подбор и анализ информации по данной теме;
  • Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговице;
  • Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности.

1 этап Организационный.

Формы работы с детьми:

  • Постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня. Чтение сказки о пуговке.
  • Обращение к опыту. Постановка детской цели. Поможем пуговке найти друзей.
  • Беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице? ». Цель: выявить представление детей о пуговицах, разработка маршрута. ( Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Что будем делать?).
  • Основные направления поиска : что означает слово «пуговица», что означает слово «коллекция», «коллекционирование», чем пользовались люди, когда пуговиц ещё не было, какие были первые пуговицы, из каких материалов бывают пуговицы, чем пуговицы похожи и чем отличаются, как их можно использовать.

Формы работы с родителями:

Создание папки-передвижки : «История пуговицы»

 консультация «Коллекция пуговиц- как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».

• Обсуждение темы, цели и задач проекта.

• Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал.

• Разработка маршрута проекта.

• Обсуждение продуктов реализации проекта.

• Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

2 Этап Практический этап. Основной.

Формы работы с детьми:

Познавательная деятельность.

• Беседа: «Ах, эта пуговица», «Коллекционирование».

-Загадки о пуговице.

-Стихи о пуговице.

-Пословицы и поговорки о пуговицах .

-Приметы о пуговицах.

Игровая деятельность

Дидактические игры:  «Собери пирамидку из пуговиц», «Ожерелье»,«Пуговичный массаж»,  на сравнение «Составь узор из пуговицы», «Составь цифры, букву из пуговицы».

Нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине, игра на внимание «Какой пуговицы не стало? », «Чудесный мешочек» и др.

Сюжетные игры: «Магазин», «Ателье».

Подвижные игры:  «Перебежки», «Кто больше перенесёт пуговиц», «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц», «Попади в цель», «Кто больше мешочков перенесёт на голове», «Мышеловка», «Перенеси на палочках» и др.

Игровая ситуация:

  • «Помоги другу застегнуть пуговицы»
  • «У кого какая пуговица»
  • «Откуда я?» (дети отгадывают, какой одежде принадлежит пуговица: военных, полицейских, медиков и т. д.)
  • «Если у тебя оторвалась пуговица на пальто… »
  • «Какие пуговицы блестят на солнце?»
  • Образовательная игровая ситуация по ФЭМП «Пуговицы разные, все очень важные! »(пуговицы маленькие- большие, тонкие- толстые, разные по форме, сравнение, прямой и обратный счёт, состав числа.)
  • «У кого больше пуговиц на одежде»
  • Моделирование ситуации помощи, безопасного поведения при выходе на улицу и др.
  • Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня.

Продуктивная деятельность.

  • Рисование: «Весёлая пуговица».
  • Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочки».
  • Конструирование: создание объёмных конструкций из пуговиц: «Гусеница».

Экспериментально-поисковая деятельность.

  • Рассматривание пуговиц под лупой, микроскопом.
  • Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
  • Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по величине, форме, цвету).
  • Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет - не тонет, измерение)

Речевая деятельность:

  • Составление описательных рассказов о пуговицах.
  • Речевые упражнения «Какая пуговица?».
  • «Подбери и расскажи».
  • Придумывание сказок и историй о пуговицах.

Музыкальная деятельность:

Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас). Игра на музыкальных инструментах в группе.

Формы работы с родителями:

• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».

• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

• Выставка творческих работ.

3 Этап презентационный. Заключительный.

  • Представление коллекции пуговиц.
  • Выставка выполненных совместно с детьми, родителями поделок из пуговиц.
  • ООД  «Волшебная пуговица».

Вывод

 В рамках проекта, были задействованы все образовательные области.

Создана коллекция пуговиц в группе.

Полученную коллекцию мы планируем использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос. Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей. Так выставка творческих работ была пополнена поделками, сделанными в семье.

Проект оказался интересным для всех его участников. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. История пуговицы настолько охватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научил проект и детей, и взрослых  - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к исследовательско - познавательной деятельности.

Информацию, полученную в ходе проекта, мы собрали в презентацию, которую и хотим вам продемонстрировать.

                                                                                         

       Приложение 1.

Конспект  ООД с детьми старшего возраста «Волшебная пуговица».

                                     Тема: «Волшебная пуговица»

Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие - познакомить детей с историей происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны) ; стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.

Речевое развитие - расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память и творческое воображение.

Социально-коммуникативное развитие - развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; формировать навык безопасного поведения при работе с пуговицами.

Художественно-эстетическое развитие - развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать цветные композиции из пуговиц по образцу и по замыслу.

Физическое развитие: развивать соотносящие движения руки и глаза, зрительные функции, мелкую моторику рук.

Оборудование: старинный сундук с одеждой, деревянная шкатулка с пуговицами; презентация «Волшебные пуговицы»; набор разных пуговиц (по форме, размеру, материалу) на каждого ребенка; кукла с бусами из пуговиц, мягкая игрушка с глазками-пуговицами, изображения картин из пуговиц; карточки с лабиринтами по количеству детей; разноцветные пуговицы из картона; шкатулки с ячейками для сортировки пуговиц.

Предварительная работа: создание коллекции пуговиц, принесенных детьми из дома; рассматривание пуговиц под лупой; эксперименты: «Тонет – не тонет», «Притянет ли магнитом»; подбор поговорок и пословиц о пуговицах; рассматривание поделок из пуговиц в иллюстрациях; игра с пуговицами «Собери бусы для куклы»; чтение «Потерянная пуговица».

Ход ООД: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель приглашает детей в русскую избу, обращая внимание на предметы старинного быта. Предлагает детям рассмотреть старинный сундук.

Воспитатель: Перед вами бабушкин сундук. Что вы можете сказать о нем? Дети: Он старый, древний, железный, потертый, таинственный… Воспитатель: Он действительно старинный и когда то был очень красивым. Как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Дети: В нем хранили одежду.

Воспитатель: И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундук. … Сколько в нем одежды, а еще рушники, скатерти.

Дети рассматривают предметы по очереди, высказывают предположения о том, кто мог носить эту одежду, для чего предназначались рушники, скатерти, кто их вышивал. Находят в сундуке шкатулку.

Воспитатель: Что это такое? (Показывает старинную шкатулку) Какая красивая шкатулка! Что можно в ней хранить? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что хранила бабушка в этой шкатулке.

Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям пуговицы. Они перебирают их, рассматривают.

Воспитатель: А вы знаете, для чего нужны пуговицы? Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на свою одежду, на одежду своих товарищей, вы обязательно увидите пуговицы. Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы и еще много интересного о пуговицах? Тогда я приглашаю вас в наш кинотеатр.

дети садятся на стулья, демонстрация слайдов.

Просмотр презентации «Волшебные пуговицы»

1слайд. Загадка: Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это? (пуговица)

2 слайд. Что такое пуговица?

Пуговица – это застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Самая простая пуговица представляет из себя диск, с двумя отверстиями посередине.

Но встречаются пуговицы других видов и форм: квадратные, треугольные, с четырьмя отверстиями, детские, декоративные, шарообразные, на ножке. Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга.

3 слайд. Откуда же пришла к нам пуговица?

В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.

Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

4 слайд. Шло время люди научились шить одежду, изменились и застёжки. Их ещё нельзя было назвать пуговицами. Выглядели эти застёжки вот так:

5 слайд. Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней.

6 слайд. Простые люди не могли пришить такие дорогие пуговицы, и поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвый материал – металл, дерево, кости животных, стекло,

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы пугают, отгоняют злые силы, поэтому – то их и назвали пуговицами от слова «пугать».

7 слайд. Для чего нужны пуговицы?

В наши дни мы не можем представить, как можно обходиться без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и декоративным элементом, и придают нашей одежде нарядный, элегантный, интересный вид.

8 слайд. Использование пуговиц в наши дни:

Сегодня, когда пуговицей, как застёжкой на одежде никого не удивишь, можно придумать из них полезные приспособления, украшения.

После просмотра презентации воспитатель задаёт вопросы:

Что означает слово «пуговица»? Чем пользовались люди до изобретения пуговиц? Какими были первые пуговицы? Из каких материалов делают пуговицы? А теперь у нас игра! Покрутись- покрутись в пуговицу превратись!

Подвижная игра «Найди пару»

Воспитатель предлагает детям превратиться в пуговицы - у каждого ребенка в руках картонная пуговица. Дети передвигаются под музыку в произвольном порядке, по сигналу «Найди пару» дети с пуговицами одинакового цвета встают в пару.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы перейдем в нашу лабораторию. Перед каждым из вас набор самых разных пуговиц. Давайте их рассмотрим. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, материалом, разным количеством отверстий, цветом.) Найдите пуговицы из дерева, все ли они одинаковые? А теперь отберите те, которые сделаны из металла. Чем они отличаются? Положите перед собой пластмассовые пуговицы и сравните их.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: А теперь давайте наши глазки отдохнут, а пальчики поработают. Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие - в другую. (Дети на ощупь сортируют пуговицы). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разобрали пуговицы.

Воспитатель: Выберите одну пуговицу и расскажите о ней. Например, у меня большая красная пуговица, у нее две дырочки. Она круглой формы, сделана из пластмассы.

Воспитатель: А сейчас все по порядку дружно встанем на зарядку.

Физкультминутка 1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сесть.

Воспитатель: А где и как, и для чего мы ещё можем применять пуговицы?

(пришивать в виде глаз мягким игрушкам; делать поделки и аппликации; как украшения – делать бусы и браслеты; как фишки в игре) Я предлагаю вам поиграть - с помощью фишки-пуговицы проводить животных по лабиринтам.

Пальчиковая игра "Увлекательные лабиринты".

Воспитатель: Посмотрите, какие узоры, предметы можно составить из пуговиц. (Показ картин.) Расскажите, что на них изображено. Давайте придумаем и составим свои картины из пуговиц.

Дидактическая игра «Пуговичные фантазии»

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились! Я предлагаю их сфотографировать на память. (Воспитатель фотографирует работы детей)

Воспитатель: Ребята, наши бабушки бережно относились к пуговицам и хранили их в шкатулках. Давайте и мы приберем наши пуговицы в свои шкатулочки. А чтобы мы могли быстро найти нужную пуговицу, предлагаю разложить их по количеству дырочек. Найдите пуговицы с двумя отверстиями и положите в одну ячейку. А теперь пуговицы, у которых четыре дырочки, расположите в другой ячейке. Какие пуговицы у нас остались на столе? Пуговицы на ножке или с одним отверстием. Нужно их положить в свою ячейку. (Дети раскладывают пуговицы в ячейки.)

Молодцы, ребята! Теперь у нас порядок.

Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что нового вы сегодня узнали? (узнали историю появления пуговицы) Что вам сегодня больше всего понравилось?

                                                                                                    Приложение 2

                           Картотека игр с пуговицами

           1. "Пуговкобанк".

Каждая команда должна сосчитать общее количество пуговиц на одежде своих членов. У какой команды пуговиц больше?
(В качестве жетона команде-победительнице нанизывается на веревочку большая бутафорская пуговица или на нитку - обыкновенная. В конце игры подсчитывается количество выигранных жетонов. У кого больше - тот и победитель. Победителям вручают вместо медалей большие пуговицы на нитке или наборы пуговиц "На все случаи жизни".)

    3. "Пуговка-невидимка".

У каждой команды - связанная концами нитка, на ней нанизана маленькая пуговица. Все члены команды берутся за нитку 2-мя руками, натягивая ее и образуя круг. В то время, когда члены другой команды отворачиваются, они передают, двигая по нитке, друг другу пуговицу. Вторая команда по сигналу должна угадать: у кого в данный момент в кулаке находится пуговица. Если отгадываю - получают жетон. Затем меняются местами.

      2. "Кто дальше?".

На полу чертится мелом черта. От этой отметки поочередно каждый старается как можно дальше от себя положить пуговицу одной рукой (бросать нельзя). Члены команд могут помогать друг другу. Выигрывает та команда, у кого пуговица оказалась дальше других.

4. "Пуговичное разнообразие". Снова веселый счет, но только выигрывает та команда, у членов которой на одежде большее количество разных по цвету пуговиц.

    5. "Крепкая пуговица".

Какая команда быстрее и крепче пришьет пуговицу, делая по очереди по 1-му стежку?

  6. "Пуговичная эстафета". Эстафетной палочкой, конечно же, является пуговица. Эту эстафету можно сделать сидячей: пуговицу, расположенную на внешней стороне руки, передают по кругу сидя за столом. Второй рукой помогать нельзя. Кто быстрее передаст и не уронит?

  7. "Где пуговица?".

Одному участнику команды завязывают глаза. Он должен на ощупь выбрать из кучки различных предметов, похожих на пуговицы (монеты, пробки, кнопки, жетоны и т.п.), пуговицы и отложить их. Игрок какой команды быстрее и правильнее справится с этим заданием?

8. "Спрятанная пуговица". Ведущий прячет пуговицы на игроках одной из команд, прежде показав какие именно пуговицы он спрятал. Игроки другой команды должны найти эти пуговицы. Затем команды меняются местами. Кто быстрее найдет?

9. "Чья пуговица?" Одна команда отворачивается. У участника второй команды ведущий по согласованию отпарывает 1 пуговицу. Участники первой команды должны угадать: чья пуговица.

                                                                        10.Подвижная игра «Пуговка не убегай»

Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.

Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.

Дети начинают ходить по кругу со словами

Пуговка, ты пуговка Маленькие ножки

Захотела убежать По прямой дорожке

Мы тебя сейчас поймаем И на место пришиваем

По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».

                                                                                         

                                                                                              Приложение 3        

                         Развлечение « К нам гости пуговицы пришли».

Цель: закрепить полученные знания о пуговицах: свойствах видах, формах. Воспитывать желание быть опрятным. Создать радостное настроение.

Персонажи: Пуговка, Бабушка Маланья, котик.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи « Коричневая пуговица»,

« Солнышко».

Ход развлечения:

Дети сидят на стульях с бабушкой Маланьей (1воспитатель), в группу вбегает «Пуговка» (2 воспитатель)

Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход!
Вы места все занимайте,
Развлеченье начинаем!

- « Пуговка»- привет детишки и девчонки и мальчишки.

Проводится игра « Как живёте?»

Пуговка: - «Как живёте?

Дети: - «Вот так» (показывают кулак с указательным пальцем вверх)

Пуговка: – «Как идете»

Дети:- «Вот так» (ходьба на месте)

Пуговка – «Как бежите?»

Дети:- « Вот так» (бег на месте)

Пуговка: – «А, как спите?»

Дети:- «Вот так» (приседают, имитируют сон).

Пуговка:- «Ай да молодцы!»

Бабушка Маланья: – «Внучата - то мои молодцы! А вот ты что такая не опрятная, пуговицы не правильно застегнула?

Пуговка:- «Да и так сойдет, что с этими пуговицами будет?»

Бабушка Маланья: - «Мы сейчас тебе ребятками расскажем стихотворения про пуговицы, а ты послушай».

Дети читают стихотворения

Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
Испугались пуговки
,

Растерялись,  
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки
Носик словно жало!
Тонкая, колючая,
Испугались очень мы…»

Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку,
Не уколю!

Пуговка:- «Да я и не умею их застегивать»

Бабушка Маланья: – «Мы тебя научим»

Игра «Застегни пуговицу»

Детям предлагают одежду с пуговицами. Кто быстрее застегнёт все пуговицы.

Пуговица:– «Здорово как я теперь тоже умею застёгивать пуговицы. Ой, а кто это там в дверь скребётся?»

Появляется взрослый, переодетый в костюм кота.

Котик:- «Мяу, это я. Здравствуйте друзья. А что это вы тут так вселитесь?».

Пуговка: – «А меня ребята научили пуговицы застёгивать»

Котик: – «Здорово. А расскажите мне про пуговицы. Я не знаю что это такое».

Бабушка Маланья вместе с детьми рассказывают про пуговицы. Какие они бывают, из чего сделаны.

Котик:-« А я слышал песенку про коричневую пуговицу»

Дети вместе с персонажами слушают песню

« Коричневая пуговица»

Бабушка Маланья: – «Ай да молодцы, мои внучки»

Пуговка и Котик прощаются с детьми.









                                                                                  Приложение 4

Беседа: «Ах, эта пуговица!»


Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.

Задачи:

  • Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать интерес к исследованию пуговиц.
  • Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим

Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла мальчика, мешочек с пуговицами, коробки с разложенными по видам пуговицами.

Ход занятия:

- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?

- Да. Интересно.

(Воспитатель приносит куклу из раздевалки)

- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его Никита. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

- А вам наверно интересно узнать, как Никита попал к нам в гости?

Ответы детей

- Никита гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал, что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу. Детишки, может поможем Никите найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.

Ответы детей

- Тогда давайте посмотрим на рубашечку Никиты и определим, какая же у него должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь - в-точь такая же, как и оставшиеся на рубашке.

- Какого цвета пуговицы у Никиты на рубашке?

Ответы детей

- А из чего они сделаны?

Ответы детей

- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?

Ответы детей.

- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим, что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь.

Воспитатель открывает мешочек и высыпает на тарелку пуговицы.

- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите, и пусть он ее отнесет своей маме, что бы она, что сделала с пуговицей?

Ответы детей

- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с Никитой.

Дети прощаются с Никитой, воспитатель уносит куклу.







                                                                                               Приложение 5
                                 ООД по безопасности в быту


ЦЕЛЬ: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Учить детей безопасному обращению с предметами окружающего мира: мелкими предметами, в умении решать проблемную ситуацию через игру.

- Упражнять в различении количества предметов не только зрительно, но и по звуку (на слух, не пересчитывая их.

- Закреплять понятия один – много, основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; форму: круг, квадрат, треугольник.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать память, слуховое восприятие, умение концентрировать внимание на протяжении всего занятия.

- Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

- Развивать мышление, речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать доброе отношение, сочувствие к другим.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: заяц Степашка, кукольная кровать, картинки-половинки (разрезные картинки), две одинаковые коробочки, пуговицы, схемы правил поведения.

Ожидаемый результат: Дети научатся безопасному обращению с мелкими предметами.

Предварительная работа: беседы; рассматривание иллюстраций с правилами поведения в детском саду, в группе и на участке, на улице; чтение и беседа по произведениям «История одной маленькой девочки и маленькой бусинки», «Острая палочка и беда», беседы об опасных предметах на кухне, ванной, зале; знакомство с правилами дорожного движения (идти по улице, держась за руку, в автобусе не кричать и т. д.) .

Интеграция областей: социализация, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, безопасность.

Содержание занятия:

Дети заходят в группу, здороваются, встают полукругом.

1. Перед детьми кукольная кровать, на кровати лежит Степашка.

Наш Степашка занемог,

Встать с постели он не смог,

У него ужасный вид,

У него живот болит.

Что случилось? В чем беда?

Догадайся детвора. (ответы детей)

Обобщаю ответы детей: можно заболеть, съев холодное мороженное, снег, сосульку, не мыл руки, съел грязное яблоко и т. д.

2. Дидактическое упражнение: «Картинки-половинки».

Задание: Если вы правильно соберёте картинки, то узнаете, что же случилось со Степашкой.

(дети подходят к столам, на столе разложены разрезные картинки на каждого ребёнка, при складывании четвертинок получаются изображения пуговиц разной формы и цвета) .

-Что у вас получилось? (пуговица)

- Какой формы? Цвета?

- Послушайте, что же случилось со Степашкой? (рассказывает) :

Зайка с пуговкой играл:

Веселился и скакал.

В рот случайно положил

Незаметно проглотил.

И теперь ужасный вид –

У него живот болит.

- Ребята, как вы думаете, правильно сделал Степашка, что положил пуговицу в рот? (нет)

- А что он должен был сделать? Правильно, он должен был положить пуговицы в коробку, шкатулку, отдать маме, бабушке, воспитателю и т. д.

Встаньте в круг, и мы покажем Степашке, что он должен был сделать.

Упражнение на соотнесение речи с движением:

Если пуговку найдешь, - наклониться

Ты ее в карман кладешь - имитация движений

И несешь скорее маме, - бег на месте

Чтобы пуговку убрали - накрыть одну ладошку другой.

- Какое правило мы с вам знаем? (нельзя брать в рот, засовывать в нос, уши мелкие предметы: пуговицы, бусины, мелкие детали игрушек).

Показ схемы - правила.

Обобщение: Пуговицы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос. С пуговицами надо обращаться осторожно.

3. Дидактическое упражнение: «Собери пуговицы».

(воспитатель зовёт детей к закрытому тканью обручу, обруч на полу.)

У нас рассыпались пуговицы. Посмотрите, чем они отличаются? (размером – большие и маленькие, разного цвета).

(показываю 2 коробки одинакового цвета и размера) .

- Давайте соберем их в коробочки.

- Даша, выбери самую большую пуговицу и положи ее в эту коробку.

- Остальные ребята выберите все маленькие пуговицы и положите по одной в другую коробку. Все ли пуговицы одинакового цвета?

- Сколько пуговиц в этой коробке (показывает?

- Сколько в этой? (одна - много)

- Замечательно.

4. Дидактическое упражнение: «Определи на слух количество предметов».

А теперь я закрою коробочки, а вы должны узнать, в какой коробочке много пуговиц, а в какой одна. А как мы это с вами это узнаем? (ответы детей: потрясём коробочку и послушаем, ну, давайте послушаем (слушают). Как вы узнали, что в этой коробке одна пуговица, а в этой много? (по звучанию, она пуговица звучит глухо, грустит, а много пуговиц звучат звонко, весело).

5. Вы мне сказали, что пуговицы у нас разной формы: треугольные, квадратные, круглые. А что бывает круглой формы? (называют, подвожу к солнышку). Сейчас мы с вами выложим для Степашки, нас в вами, всех гостей СОЛНЫШКО из пуговиц, чтоб он Степашка скорее выздоровел и всем было радостно и тепло. (работа детей: из больших пуговиц мы выложим круг, из маленьких лучики.)

Вот как наше солнышко пригрело, и Степашка повеселел.

Зайка больше не болеет,

У него довольный вид

И животик не болит!

Анализ от имени Степашки:

- Молодцы, Степашке понравилось, как вы играли. Теперь он знает, что мелкие предметы надо убирать на место.

                                                                                               Приложение 6

Сказка о Пуговице. Гайдукова Анастасия.

Жила-была пуговица. (Имя ей вы можете придумать сами, ведь это наша общая знакомая.) Вся она такая была: красивая, с множеством граней, похожая на вкусную конфетку "Монпансье".

Она жила, со своими братьями, сестрами и многочисленными родственниками, в старой железной коробке. Ничего теплее этой коробки не было. Пуговица радовалась каждому дню, и понимала, что когда-то ее найдут, и она станет полезной. Например, пришитой на чьем-нибудь сарафанчике или кофточке.

А пока, она в любой момент могла пойти и послушать, о чем рассказывают добротные старые пуговицы, времен ситца, парчи и гипюра! Она долго могла слушать рассказы, которые знала уже наизусть, но все же каждый раз оказывалось, что были моменты, которые упускали старые пуговицы, либо она не обращала на них такого пристального внимания. Именно поэтому, когда она прослушивала в очередной раз истории, они открывались ей совсем с иных сторон и ракурсов.


Истории были разные. Старички-пуговички, которые в лютый мороз спасали людей от холода, помогая шубе застегнуться и не попадать под нее холодному воздуху. И как будучи еще совсем молодыми, они подлетали очень высоко, почти касаясь облаков, когда мальчишки, надавливая на одну сторону пуговки, своими тоненькими пальчиками, играли ими. А еще насаживали на одну нитку, и они служили службу, будучи бусинками. А как с треском они отрывались от натяжения, помогая человеку понять, что тому пора подумать о спортивных нагрузках.

И самая любимая история, которую наша пуговичка могла слушать бесконечно - это история о пуговице, которая была пришита к фуражке летчика! Вот она-то повидала многое: и облака, и людей величиной с мелкие пуговички, такие же, как младшие сестренки; и моря, и океаны, и даже черные грозовые тучи, так устрашающе пугающие своим громом. В послеобеденное время наша пуговица ходила послушать, как симпатичные и уже отполированные временем, бабули-пуговчули пели. Пели песни старых лет. Во весь голос - такой протяжный и красивый, что коробка тряслась от очередной затянутой буквы, завывая, под голос бабуль, и наполняясь приятным гулом и мелодичной вибрацией.

Могла, конечно, забежать к таким же вкусным пуговченкам-подружкам и поболтать, о том какая из них краше, и на какой юбке или кофточке она хотела бы жить. Эта была самая главная мечта всех пуговиц.

А наша мечтала о другом. Ей не нравились, те обычные мечты, ей хотелось быть особенной. Она уже ей и была, но пока не понимала этого. Мама-пуговица часто ей об этом говорила, когда та засыпала после активного дня у нее под боком. Мама внушала веру, и нашей пуговице оставалось лишь в этом убедиться.

Наша пуговица, помня приятные моменты, очень хотела, чтобы внучка хозяйки коробочки, снова открыла крышку и, перебирая разноцветных жителей коробочки, нашла ее, нашу вкусную красавицу. Снова потеребила ее в руках, перебирая пальчиками и касаясь ее граней, переворачивая, раскручивая и хваля за ее необычность, выделяя из всех других. Она могла бы быть с ней всегда, только бы быть в ее руках, в движении, а не пришитой, недвижимо, к очередному наряду. Пуговица чувствовала, что она может многое. Она все время думала, чем она еще может заниматься, помимо того, к чему привыкли стремиться все остальные коробочкины жители. И каждый раз засыпая, она мечтала быть нужной, мечтала помогать, делать добро, выручать. Чтобы та девушка знала, что есть пуговица и если она ее возьмёт, то случиться чудо. Но вот, что за чудо, наша пуговица не подозревала.

И вот в один прекрасный день, когда она снова побежала желать всем доброго утра, крышка коробки открылась! И пуговкина семья водопадом посыпалась на пол, смеясь от восторга, что снова сослужит кто-то из них хорошую службу человеку. Конечно же пуговицам, больше всего, нравилось опять быть разобранными. И вот, те самые знакомые пальчики перебирали одну за другой, а наша пуговичка, она так хотела, чтоб ее нашли. Она пробиралась, обходя других жителей.

И вот уже повзрослевшие пальчики, той девочки, схватили ее и показали дочке, со словами:

- А это моя любимая пуговица, на ней есть ребрышки и я очень любила крутить ее в руках, перебирая пальчиками. Это очень приятно делать. Попробуй!

Дочка покрутила нашу пуговицу, как показала мама, и ей действительно очень понравилось. Она закричала:

-Мама, мама! я тоже хочу такую пуговицу, свою пуговицу, которую тоже буду любить и помнить!

И малышка начала копаться в большой кучке пуговок, в поисках своей. А наша пуговичка светилась от счастья, отражая лучики солнечного света, попадающие к ней на грани.

Она поняла, что она нужная, и ее предназначение другое, не такое как у всех! Она ЛЮБИМАЯ, ее любят крутить, а когда крутят, она дает успокоение и воспоминания о детстве, те самые, когда мир казался огромным и облака на небе всегда похожи на кого-то; когда запах бабушкиных блинчиков по утрам, будил; и самое вкусное на свете - это каша с «черненькими» и крыжовниковое варенье.

Пусть у всех будет такая пуговица, которая с легкостью окунает нас в детство и дает нашей душе умиротворение!

                                                                                                 Приложение 7

Загадки о пуговице:

1.  Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети – 
Застегну я всё на свете. Что это?
 2.Мышка из норки выглядывает. 
3.   Маленький, горбатенький в переулке завяз.
 4. Я весёлая такая,
Деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки
Пришей, без растопырочек!

 К. Брель

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь, я права.

Не хочешь одеться? Но надо, дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

В.Бредихин

Надевают Петеньке

За одну минуточку,

Брюки и штиблетики,

Шапочку и курточку.

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Пуговичку в петельку,

Всё, одели Петеньку! Т. Ефимова

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Пуговки над Верочкой

Будто издеваются:

Прыгают, как белочки,

С ниток обрываются!

Злые слёзки катятся,

Лоб сурово хмурится:

«Не идти же в платьице

Мне зимой на улицу!»

                                       Пословицы и поговорки:

1.    Умная умница — что светлая пуговица.

2.    Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

3.    На чужой рот  пуговицу не нашить.

4.    С солдата  пуговку не сорвёшь.

5.    Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

6.    Застёгнут на все пуговицы.

7.    Прост, как пуговица.

8.    Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (таджикская пословица).

1.    Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится. 
2.    Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу. 
3.    Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.
4.    Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
5.    Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
6.    Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Проект "Волшебная пуговица"

1 этап. Цель:Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспит...

Педагогический проект «Волшебная пуговица»

Цель проекта.Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.                    ...

проект "Волшебные пуговицы"

Проект с детьми раннего возраста "Волшебные пуговицы"...

Творческий проект "Волшебная пуговица"

Творческий проект, помогающий увлечь детей идеей коллекционирования, узнать новое о пуговицах, создать мини-музей поделок из пуговиц...

Презентация проекта «Волшебная пуговица».

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...