Мастер-класс "Расскажем детям о войне»
материал (старшая группа)

Голышева Анастасия Валерьевна

Мастер-класс "Расскажем детям о войне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx49.03 КБ
Файл 2_litsey_wecompress.com_.pptx0 байтов

Предварительный просмотр:

Слайд 1

- Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами своим представлением о том, как рассказать детям о войне.

Слайд 2

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остается все меньше участников и очевидцев этого события.

Слайд 3

Для современных детей война – это забавное компьютерное приключение, игра.

Слайд 4

Однако, о войне нужно говорить серьезно, чтобы у детей сформировались нравственные чувства и ценности. Именно в дошкольном детстве, пока у детей не созданы точные представления о явлении, и нужно говорить с ребенком на серьезные темы, в частности, на тему войны. Но необходимо помнить о том, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война», нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.

Слайд 5,6,7

Как же рассказать детям о войне, как донести до детей смысл этого страшного слова, как вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания? Нужно помнить, что восприятие детьми новой информации не безгранично, оно требует постоянного переключения и смены деятельности. Поэтому необходимо найти разные формы и приемы подачи информации.

1. На начальном этапе надо выяснить, что ребенок знает о войне как явлении.

Давайте, мы сейчас с вами поиграем в игру «Говори наоборот» Я вам буду называть слова, а вы будете называть слово с противоположным значением.

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

добро-зло

Слайд 8

мир-война

Очень часто, дети затрудняются подобрать антоним к слову «мир». Тогда мы им подсказываем и далее применяем приём ассоциации. Сначала на знакомое слово «Мир»

- *Какие ассоциации вызывает у вас слово «мир»?

- А война – это полная противоположность.

- А вот какое определение этому слову дали дети (пример высказывания детей): «Там люди умирают», «Там нечего есть», «Папы на войне».

Итак, на этом этапе, мы формируем у детей некоторые представления об этом явлении.

2. Далее мы знакомим ребят с военными профессиями.

Звучит военный марш.

-Скажите, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы сейчас с вами услышали?

Слайд 9

Правильно, это марш. А что вы представляете, когда слышите марш? (ответы детей)

Мне тоже представляется площадь и марширующие на ней солдаты и офицеры. Они идут, чеканя шаг, подтянутые и красивые.

Слайд 10

Здесь, надо сказать, что профессия военного очень ответственная и сложная, что военные - это защитники нашей Родины. В мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику.

Совместно с детьми рассматриваем картинки, знакомим их с разными родами войск, видами боевой техники, учим различать военных. В конце подчеркиваем, что работа у них опасная, трудная и очень важная.

Слайд 11

Для закрепления материала мы используем прием отгадывания загадок. Играем в дидактические игры: «Собери картинку», «Кем я буду в Армии служить», «Составь карту» и др.

Слайд 12,13

Также, мы знакомим детей с героями ВОВ нашего района.

Слайд 14

3. Следующий способ подачи информации - знакомство детей с музыкальными фрагментами военных песен. Дети прослушивают песню, знакомятся с автором, узнают историю рождения песни. После, заучивают песню (или фрагмент). Для закрепления материала можно поиграть с детьми в игру «Угадай песню»

Слайд 15-18

4. Следующий способ – это знакомство дошкольников с художественной литературой о войне.

В силу возрастных особенностей очень мало произведений, которые доступны детям по содержанию. Многие из них нужно упрощать и адаптировать.

Я подготовила для вас фронтовые» письма-треугольники, которые содержат список произведений, на мой взгляд, доступных для детей дошкольного возраста.

Слайд 19

5. –Представления о войне формируются у детей и в процессе рассматривания картин, иллюстраций военной тематики и через продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Дети очень любят разгадывать загадки и головоломки. Чтобы узнать, насколько дети усвоили материал, можно провести с ними викторину.

Слайд 20

Уважаемые коллеги, я хочу вам продемонстрировать, как можно провести викторину с дошкольниками. Прошу вас разделиться на две команды.

Звучит запись с диктором Ливитаном.

– Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 79 лет назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война (дети садятся на стулья).

Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу.

1задание. Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем сразу, долго не раздумываем. За каждый правильный ответ даётся звезда.

– Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

– Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)

Второй вопрос

– Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).)

– Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

Третий вопрос

– В войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота, использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия, военные различных специальностей (летчики, моряки, танкисты, снайперы). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы, где воевали:

• военный флот? (На море, на воде.)

• авиация? (В небе, в воздухе.)

Четвертый вопрос

– За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

– Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург.)

Пятый вопрос

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

- Как называется шествие с портретами участников ВОВ, традиционно проводимое 9 мая? (бессмертный полк).

2 задание. «Угадай песню»

Следующее ваше задание - музыкальное. Сейчас вы услышите отрывки из военных песен. Ваша задача - назвать песню и спеть фрагмент.

Слайд 21

1.1 «Алёша»

Белеет ли в поле пороша,

Пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алеша,

Алеша, Алеша,

Стоит над горою Алеша

В Болгарии русский солдат.

Слайд 22

1.2. «День Победы»

День Победы, как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек

Были версты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Слайд 23

2.1. «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Слайд 24

2.2. «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Слайд 25

3.1. «Катюша»

Слайд 26

3.2. «Последний бой»

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

Слайд 27

4.1. «Прощание Славянки»

Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза,

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,

И тревога коснулась висков,

И зовет нас на подвиг Россия,

Веет ветром от шага полков.

Слайд 28

4.2. «Синий платочек»

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня

Любимой, родной,

Знаю, с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

3 задание. «Соберем картинку»

У вас на столе в конверте есть разрезные картинки. Ваша задача из частей собрать целое изображение. Кто быстрее это сделает, тот и победил. Время пошло.

4 задание. Следующее задание будет зашифровано в клеточках. Только тот, кто умеет правильно считать и ориентироваться в клеточках, увидит отгадку.

https://doshkolnik.net/wp-content/uploads/2017/05/Graficheskij-diktant-zadanie-Tank-211x300.png

5 задание. «Собери посылку на фронт»

Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали к станкам, работали на заводах. Все кто остался в тылу, помогали нашим воинам, изготавливали бомбы и снаряды, самолеты, и танки, шили теплую одежду, вязали варежки. Если была возможность – отправляли на фронт посылки. Давайте и мы соберем посылку. У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам отобрать картинки с изображением предметов, необходимых солдатам на войне и сложить их в коробку. Звезду получает та команда, которая правильно соберет посылку.

Вот и подходит к концу наша викторина, где вы имели возможность показать свои знания и умения. Давайте подведем итоги нашей викторины. С большой радостью хочу объявить, что победила дружба.

6. Коллективная работа.

А сейчас, для ещё большего сплочения нашей дружной команды, предлагаю выполнить коллективную работу.

Вы все молодцы. Объединившись в одну команду, вы смогли сделать такую прекрасную работу.  Именно благодаря сплоченности, дружбе, мужеству и храбрости мы победили в той страшной и тяжелой войне!

3 часть. Заключительная

 - Итак, приемов, с помощью которых можно рассказать детям о войне – великое множество. Но главное, проявляйте свое искреннее чувство и отношение к тем далеким событиям и людям той эпохи. Ведь дети доверяют нам, взрослым, они пропитываются нашими эмоциями; и если мы искренни в своих чувствах, то наши дети принимают и впитывают их просто на веру. Так закладываются основы осознания сложных понятий «мир» и «война».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»

Цель:         ·        расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить знач...

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорит...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Детям, которые, к счастью, не узнали войны, сложно объяснить, как жилось в трудные времена их ровесникам. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть ...