«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

Московская Людмила Геннадьевна

Выступление на семинаре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-_patriotich_seminar.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатель Московская Л.Г

Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

Слайд 2

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

А чувство любви к Родине - это патриотизм.

Слайд 4

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Слайд 5

В последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственноновые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Слайд 6

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

Слайд 7

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитаниедолжно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Слайд 8

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Слайд 9

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольногообразования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Слайд 10

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:

- Семья

- Детский сад

- Родной город, село

- Родная страна

- Наша Армия

Слайд 11

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Слайд 12

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем ОУ создана ПРС, целью, которой является в первую очередь воспитание нравственно-патриотических чувств. Это территория русской культуры, музей "Русь избяная",где воспитатели часто проводят свои занятия, идет работа над проектом по краеведению «История и традиции нашего села», проектом «Комната боевой славы», также рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.

Слайд 12, 13, 14 15, 16, 17, 18, 19.

Слайд 20

Актуальность нравственно-патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.

Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.

Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей. Недаром существует высказывание«Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях, приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов.

Слайд 21

Цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 22

В своей работе используем различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- визуальные,

- проектные,

-ИКТ.

Слайд 23

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

- Система и последовательность работы выстроена следующим образом-

- Тематические блоки:

- Блок – «Семь Я»«Я и Моя семья»«Я и мои друзья»«Я и взрослые».

Слайд 24

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я»«Пожилые люди»«Моя мама- лучше всех»«Дети и родители» и т. д.

Слайд 25

Блок- «Культура и традиции»

- Знакомим детей с традициями и бытом России.

- Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.

- Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия «На Руси велось» и сделали соответствующий проект, экскурсию в школьную библиотеку, где героиня русской народной сказки Машенька познакомила детей с произведениями русского народноготворчества.

Слайд 26, 27, 28.

Слайд 29

Блок - «Я и Родина».

- Знакомство дошкольников с родным селом, родной страной – процесс длительный и сложный.

- Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.

- Воспитывая у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию, что Козловка — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

- Взаимодействуем с начальной школой. Совместный проект «Моё село».

Слайд 30

Слайд 31

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

- Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии.

Слайд 32

Слайд 33

Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии.

- Проводим акции «Письмо ветерану»,

«Солдатская каша»

Слайд 34, 35, 36, 37, 38.

Слайд 39

Блок – «Вижу чудное раздолье…»

- Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего села (участка).

- Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

- Проводим акцию «Согрей дерево».

Слайд 40, 41.

Слайд 42

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

- Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

- Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом «Моя родословная».

Слайд 43

В работе с родителями используем разнообразные формы:

- семинары – практикумы,

- посиделки,

- конкурсы,

- выставки,

- акции

- семейные кафе

Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Слайд 44, 45.

Слайд 46.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Это слова знаменитого учёного - Д. С. Лихачёва

Слайд 47, 48, 49.

Слайд 50

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

Слайд 51

И закончить свой доклад мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова«У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»

Мы,педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

"Гражданско-патриотическое воспитание  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС...