Доклад выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Стрельцова Марина Николаевна

Доклад выступление на районном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Теремок»  Зерноградского района                        

Доклад выступление на районном семинаре

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»

                                         

                                               Подготовила:                              

                                                         воспитатель Стрельцова М.Н.

                                                                 

     Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося  советского педагога  Василия Александровича Сухомлинского.

    «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» 


                                                                                   В.А. Сухомлинский

      «Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы птиц, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.                                                                      

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

 Идти надо от близкого к далекому.

 Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

А чувство любви к Родине - это и есть патриотизм.                                                                

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма  дошкольника.

 Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

 Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.

Кто должен помочь маленьким дошколятам? Конечно же мы, взрослые!  

В последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое   воспитание   должно  носить комплексный характер, пронизывать все виды детской, образовательной  деятельности, осуществляться в повседневной жизни.

 Ребенок не рождается злым или добрым, какие  качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.

Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо  окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. 

«Народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего» - говорил Михаил Ломоносов, по этому в нашем детском саду большое внимание уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.

           Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

рассказ воспитателя;

наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в хуторе;

беседы о родном хуторе, районе, области, стране, ее истории;

показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

организация тематических выставок;

участие в общественных и календарных праздниках;

участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Работая над проектом «Я  ПАТРИОТ», был создан музей  Боевой славы,  «Аллея памяти», с фотографиями наших дедов и прадедов, рассказами о их героических подвигах, рассказанные нашими бабушками, прабабушками, ветеранами Великой Отечественной Войны. Велась большая работа по подборке материала для создания Аллеи памяти.

 Были проведены проекты: «Дети войны», «Дети герои ВОВ», «Ордена и медали моего деда», «Воины - Афганистана».

Каждый год с  января по конец февраля проходит месячник оборонно – массовой работы, в который входит:

-Тематические беседы о Родине, об армии, о Защитниках отечества.

- Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную   тематику.

- Рассматривание иллюстраций об армии, о Великой Отечественной войне.

- Культурно-досуговая деятельность: Праздник  посвящённый 23 февраля День Защитника Отечества.

- Встреча с воинами Афганской, Чеченской войны.

- Выставка детских рисунков: «Нам нужен мир».

 - Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольников в семье»,   «Растим патриотов».

- была традиция приглашать на праздники ветеранов ВОВ, затем мы сами ходили в гости к ветеранам, приносили подарочки сделанные руками наших воспитанников, но в 2018г.

Так же мы работаем в тесном контакте с сотрудниками музея Боевой славы Донской СОШ имени генерала армии Дмитрия Даниловича Лелюшенко.

Каждый год принимаем участие в акции «Бессмертный полк», митингах посвящённых Дню Победы, происходит торжественное возложение венков к вечному огню. Эти традиции необходимо чтить и продолжать.                    

Так же хочется отметить работу наших педагогов к приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.

 В нашем детском саду функционирует мини - музей «Русская изба», где расширяется представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Небольшой опыт нашего детского сада свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.

Игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.

Рассматриваются перспективные формы работы с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

  • Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                      Д.С. Лихачёв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»  Докладчик Митякина О.И. воспитатель второй младшей группы МКДОУ «Банно...

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС...