Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».
консультация (старшая группа)

Таранова Людмила Владимировна

Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».

Подготовила:

Воспитатель Таранова Л.В.

Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребёнка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи. Участие в бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива.

   Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы с задачами трудового воспитания:

Воспитывать положительное отношение к труду взрослых. Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко в достаточно быстром темпе.

Систематическое участие ребёнка в труде взрослых играет огромную роль в его развитии. Он учится у родителей правильным трудовым приёмам, в совместном труде возникает обмен мнениями, проявляются чувства ребёнка, что важно для формирования у него положительного отношения к труду. Родители рано задумываются над тем, какими они хотят видеть своих детей – здоровыми, умными, способными, вежливыми, послушными, честными, трудолюбивыми. И только немногие из родителей считают, что пока ребёнок мал, думать о его трудовом воспитании рано: что он может, что умеет, какой из него помощник? Конечно, трёхлетний ребёнок ещё не помощник в доме, он мал и многое делать не умеет, но у него есть руки. И мы должны позаботиться, чтобы эти руки были заняты чем-то полезным, доступным его возрасту. Тогда нашим детям не будет скучно, к ним не привьётся леность, они всегда найдут для себя интересное дело.

   Воспитанию трудолюбия в семье всегда уделяется серьёзное внимание. С чего оно начинается. Казалось бы с самых незначительных дел, и в первую очередь с привития ребёнку самостоятельности, умения обслуживать себя.

   «У маленькой Оли застрял чулок на пятке. Оля пыхтит от усердия. Ещё бы, это дело для неё нелёгкое. Мать спешит на помощь: «Давай помогу, по быстрей управиться. Но дочь не подчиняется «Я сама». Как радует это осознание своей силы самостоятельности. Нет ни одного ребёнка на свете, который в один прекрасный день не сказал бы «Я сам» или «Я сама». Это серьёзная заявка на самостоятельность. В этот период самое главное – относиться к такому заявлению с уважением, проявлять терпение к детской неумелости и медлительности. И вот, как ни странно, с этим-то «я сам» -«я сама» нередко идёт неразумная борьба. Малыш хочет отстоять своё желание делать что-то самостоятельно, а взрослые не разрешают и не доверяют: «Ты ещё маленький». Ребёнок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился какой-то опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, с каким задором работает его мама, как проворны её руки, как становится чисто и красиво после того как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришёл их день делать что-то самостоятельно. Но, чтобы поддержать в этом маленького ребёнка, у нас у взрослых, часто не хватает терпения. А ведь это терпение и рождает детское умение. Мы взрослые должны ему в этом помочь малышу освоить то, что ему ещё даётся нелегко.

   Например, умываться. А умылся он, взять его и подвести к зеркалу: «Смотри - какой ты теперь стал красивый!» Сначала ребёнок неохотно умывается, потом глядишь – не может расстаться с водой, а в конце концов привыкает к умыванию как чему-то необходимому, обязательному… встаёт рано утром и первым делом бежит умываться. Так воспитываются многие полезные привычки. Научить ребёнка обслуживать себя – значит приохотить его к трудовым умениям. И главное – пусть чувствует свою причастность к общим семейным заботам и делам: каждому своё, каждому то, что посильно. Есть дети, к которым стремление делать что-то самостоятельно приходит с опозданием, и тогда нам, взрослым, не следует ждать от него заявки на самостоятельность, а надо стремиться побуждать их обслужить себя.

Например: Вале шесть лет. Так уже сложилась жизнь, что Валю маме приходится воспитывать одной – муж ушёл из семьи. Мама вместо того, чтобы мобилизовать свою материнскую силу и воспитывать девочку правильно, жалеет её «Дочка без отца растёт сиротой». И это чувство жалости диктовало ей самой всё делать за ребёнка, «беречь её». Теперь Валя большая. Но как была потребителем, так и осталась. Мама всё за неё делает и обслужит и уберёт за ней. Сама она ничего не умеет делать. Она в учёбе ленива и в жизни «не успевает», то одно, то другое ей не удаётся, многое проходит мимо, не затронув её ума и сердца. Лень. Она приходит туда, где нет ей сопротивления. А такого сопротивления нет там, где родители не прививали ребёнку трудолюбия. Выполняя работу за него, они не подозревают, что делает всё, чтобы он вырос ленивым. Мать должна учить ребёнка трудиться тогда, когда его помощь символическая. Для этого ей следует, прежде всего, учить детей уважать свой труд. Если дети не замечают её забот, принимают её дела по дому как должное, то матери будет трудно правильно воспитывать детей. Уже трёхлетние дети могут выполнять посильные поручения по дому. Конечно, малышу не всегда хочется помогать, не всегда интересно, например, убирать со стола, лучше побегать, поиграть. Но всему свой час! И если дети приучены, прежде чем играть, нужно убрать за собой после еды, то препирательства «хочу – не хочу» не возникает. Все знают, что надо выполнять неинтересную работу. Ну, а мы взрослые, должны вовлечь ребёнка в труд так, чтобы и обязательные дела не были принудительными. Например: «Стол ещё не убран?» А я думала, что всё уже готово, и хотела прочитать вам новую книгу. Ну, кто же устоит перед таким соблазном! И дети с желанием брались за работу: кто моет посуду, кто вытирает. И всё это делается быстро и весело. А работа становится интересной, так как каждому ясна цель.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.Вызвать интерес ро...

Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.Вызвать интерес ро...

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание в семье"

Очень интересный и поучительный материал для родителей...

Консультация для родителей на тему: « Трудовое воспитание в семье»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в...

Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Консультация для родителей: Трудовое воспитание в семье...

Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.Вызвать интерес ро...