Консультация для педагогов Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).
консультация
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiya_sreda.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
? реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
? в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
? учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
? игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
? двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
? эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
? возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
? возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
? наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4. Вариативность среды предполагает:
? наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
? периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
? доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
? свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. СелестенФрене считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Наша задача выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
В нашем детском саду основными принципами при организации работы в рамках новых форм работы с семьей стали:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды в ДОУ.
Рассмотрим один из них.Известно, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д.
Детский сад достаточно интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В детском саду мы стремимся создать такие условия, посредством которых каждый ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, чтобы детский сад стал для него теплым, уютным, родным домом, открытым для него, его друзей, воспитателей и родителей, где он может получить удовлетворение своих потребностей в двигательной игровой, познавательной деятельности.
В ДОУ этот дом представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
На родительских собраниях мы уделяли большое значение предметно-развивающей среде ДОУ. Раскрыли ее возможности и значимость в жизни детей дошкольного возраста. Мы предложили родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развевающею среду. Объясняя назначение зон развития, раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекали родителей в этот процесс. Индивидуальный и дифференцированный подходы оказываются наиболее эффективными.
Мы понимали, что игрушка сделанная руками родителей при непосредственной помощи ребенка бесценна.
Изготовленная когда то с любовью кроватка для куклы дочке, переходит в семьях из поколения в поколение, родители говорят своим детям: «В эту кроватку укладывала куклу и твоя бабушка». А мальчику выпиливая лошадку из фанеры, изготавливая доску для игры в шахматы, папы передавали свой опыт. И от этих игрушек исходит тепло, потому что сделаны они были с любовью, с желанием доставить ребенку радость.
Поэтому было решено совместно с родителями, организовать мастерскую, где родители совместно с детьми и педагогами изготавливали атрибуты в уголки. В свободное время родители с воспитателями и детьми рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.Совместные работы оказались очень разнообразными, интересными, творческими.Многие поделки и пособия дошкольники используют для конструкторской и игровой деятельности.
В физкультурном зале расположилась необычная экспозиция спортивных атрибутов и снарядов, созданных из подручного и бросового материала. Очень много было изготовлено нестандартного оборудования. Например, массажная дорожка из бросового материала, изобретенная педагогами 2 младшей-средней группы, используется для профилактики плоскостопия у детей.
Использование нестандартного физкультурного игрового оборудования позволяет совершенствовать моторные умения и навыки ребенка, накопления им двигательного и творческого опыта. Необходимо, чтобы потребность ребенка в движениях, которую он испытывает с первых дней своей жизни, поощрялась взрослыми.
Не всегда родители сразу откликаются на наши призывы. Поэтому педагоги и сотрудники ДОУ стараются лично принять участие в таких мероприятиях, своим примером увлечь родителей.
Ежегодно в начале нового учебного года в нашем ДОУ проводится «Смотр-конкурс по обновлению предметно-развивающей среды», где выступают в качестве жюри, не только воспитатели, но и сами родители.
При недостаточном финансировании, привлекая к различным мероприятиям в детском саду родителей дошкольников, мы смогли реализовать возможность по организации предметно - развивающей среды.
Поддержав инициативу и стремление родителей, совместно были, создали альбомы, которые назвали «Мой город», дополнили и расширили зоны развития:
- уголок физического развитияЗнакомство родителей с оригинальными видами нестандартного оборудования. Родители изготовили массажную дорожку из крышек от бутылок, разноцветные косички , шарики для метания ..
- минибиблиотека , где родители изготовили книжки – малышки .
- уголок музыкального развития родители сделали шумовые инструменты .
- патриотический уголокИзготовление альбомов Мой город , Моя семья , Мой край
- центр искусства и творчестваОрганизация и проведение конкурса «Ёлочка-красавица». Украшение группы к новогоднему празднику, изготовление трафаретов , печаток .
- центр строительства родители из бросового материала изготовляют макеты домов, гаражей ,машин.
Сенсорное развитие. Подбор, разработка и изготовление игр, пособий на закрепление понятия формы, величины, цвета, на развитие тактильных ощущений.
- центр драматизации Сделаны медальки, шапочки для сюжетно-ролевых игр, яркие маски. Родители связали и сшили: продукты, овощи, фрукты, новые костюмы, юбки, кокошники, фартучки.
- уголок природы. Используя компьютерные технологи, родители изготовили новый календарь природы, пособие «Расти росток», обновили материал по временам года. Сделали красочное объемное солнышко, макеты облаков, дождя
- уголок дежурства шитье фартуков , оформление салфеток , салфетниц.
Был создан новый элемент развивающей предметной среды - лаборатория. Она создалась родителями для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности, что способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
В целях стимулирования родителей в торжественной обстановке они награждаются дипломами . Сколько же радости и гордости за своих родителей мы видим в глазах ребятишек, когда им вручают дипломы .
Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск различных форм сотрудничества с родителями наших воспитанников, добивается, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают, заинтересовывают ребенка игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами. Согласитесь, что в наше время у большинства родителей, по разным причинам, немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.
Выводы:
– развивающая среда в группе стала более разнообразной, яркой, информативно богатой.
- дети получили дополнительные пособие для развивающих игр
- создана комфортная психологическая обстановка в группе.
Заключение. Находясь в поиске новых форм организации предметной среды, в содружестве с родителями, я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды будет продолжаться. Главными критериями при этом всегда будут оставаться творчество, талант и фантазия.
Чтобы организовать процесс введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашем ДОУ уже сделаны следующие шаги:
- Осуществлен выбор приоритетного направления.
- Создан раздел на сайте ДОУ «ФГОС дошкольного образования» и пополняется информацией.
- Разработан план – график по реализации ФГОС ДО на уровне ДОУ.
- Создана рабочая группа по реализации ФГОС ДО.
- Проведен анализ предметно – развивающей среды.
- Организовано методическое сопровождение педагогов.
- Разрабатывается план контроля за реализацией изменений в образовательной системе детского сада (планируются теоретические срезы знаний педагогов ФГОС ДО; ежемесячный оперативный контроль, учитывающий требования к условиям реализации программы; тематический контроль по реализации здоровьесберегающих технологий и психологическому комфорту детей в группах, анализ образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, поддержки детской инициативы и индивидуальности и др.).
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холлов детского сада. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: « Я ребёнок ,я имею право!»; « Правила дорожного движения, ,должны знать все без исключения!»; «ОКНО (очень короткие новости) для родителей»;« Наши успехи и достижения»; « Музыка и ребёнок»; «Визитная карточка ДОУ», а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей.
В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители принимают активное участие в проведении праздничных мероприятий ,акциях, творческих выставках ,конкурсах ,олимпиадах и так далее.
Для успешной реализации ФГОС ДОдолжны быть обеспечены психолого-педагогические условия и одним из них является поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики..
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательно
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов.оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным .окружением;
• возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменение
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности,
в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
• свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-
инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Показатели оценки развивающей среды:
• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
• отсутствие конфликтов среди детей;
• наличие продуктов детской деятельности;
• динамика развития ребенка;
• невысокий уровень шума.
При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.
Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление педагогов группы; интересы, склонности, способности; уровни развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.
Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т.е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.
Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).
Функциональность предметной среды означает,что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Для конструирования предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении использованы следующиепринципы:
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста три основные потребности: потребность в движении, потребность вобщении, потребность в познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Принцип гибкого зонирования. Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой.экспериментальной). Для этого используют разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.
Принцип уважения мнения ребенка. Развивающая среда групп комфортна, эстетична, содержательна, удобно расставлено оборудование, учитывать склонности, способности ребенка. Важно также спросить у самого ребенка об увлечениях и вносить в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.
Принцип опережающего характера. Воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но, кроме них, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.
Принцип стабильности - динамичности. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого в проекте среды должна быть заложена возможность ее изменений. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первым условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
Принцип детской активности, самостоятельности, творчества. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.
Принцип открытости-закрытости среды.Развивающая предметная среда должна изменяться, корректироваться, развиваться, т.е. должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Открытость Природе – проявляется во взаимопроникновении с природным окружением.
Открытость Культуре – выражается в приобщении к отдельным ее сферам – изобразительному искусству, предметам декоративно-прикладного искусства, фольклору, особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней.
Открытость своего «Я» – выражается в формировании собственного внутреннего мира и способности поделиться им с другими, пополнять его через общение с окружающими, что способствует развитию толерантной личности.
Принцип учета половых и возрастных различий детей. Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и мочат, чувствуют и переживают. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Требования к развивающей предметно – пространственной среде».
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей. При организ...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для молодого педагога "Требования к развивающей предметно-пространственной среде"
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также в...
Консультация для педагогов "Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ ".
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"
В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОУ...
Консультация для педагогов "Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"
Консультация для педагогов "Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"...