Консультация на тему: «Требования к развивающей предметно – пространственной среде».
консультация на тему

Байракова Ольга Алексеевна

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

  При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Требования

к развивающей предметно – пространственной

среде».

Воспитатель:

Байракова Ольга Алексеевна

2014 г.

Организация предметно – развивающей среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

  При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

 Создавая “среду обитания” для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

 Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

 В состав предметно-игровой среды входят:

·         крупное организующее игровое поле;

·         игровое оборудование;

·         игрушки;

·         игровая атрибутика разного рода;

·         игровые материалы.

 

Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

 Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике  уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

 Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т.п.), его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (куклы, мишки и т.д.).

 Одна из задач воспитателя -  создать для каждого ребенка  разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

  Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах.  Остальные помещения групповой комнаты – спальня, раздевалка – не включаются в групповое пространство.

 В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

 Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

 В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  Этим простым способом достигается создание “своего” личного пространства.

 В группах должен быть специальный игровой уголок,  оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: “Больница”, “Магазин”, “Кухня”, “Столовая”, “Спальня”, “Парикмахерская”, “Ателье”, “Почта”. В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

 В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в: “Больницу” в наличии должны быть халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для игры в “магазин” – халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи,  всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т.д.,

для  уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

для игры в “Парикмахерскую” – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

для уголка “Ателье” – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

для уголка “Почта” – штемпели, квитанции, почтовый ящик;

в уголке по художественной деятельности – книжный уголок – книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов

уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: краски, гуашь, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т.д.

уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками

уголок музыкальной деятельности содержит – музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры

уголок сенсорного воспитания содержит различные вкладыши, шнуровки, пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой гаммой и т.д

спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как в групповой комнате, так и в раздевалке

также разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.

Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:

·         зоопарк

·         сельский дворик

·         дорожное движение

·         городок – в ясельных и младших группах

·         математический – в старшей и подготовительной группах

·         уголок школы – в подготовительной группе – которые ребенок может взять в любое удобное место.

Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических игр

Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано  руками воспитателей.

 Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

  В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в старших группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

 Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

В каждой приемной комнате для родителей организуется «Уголок для родителей», в котором должно быть:

·         режим, по которому живет группа;

·         сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников.

·         меню (вывешивается на 2 дня – сегодня и завтра);

·         антропометрические данные “Мы растем”;

·         состав родительского комитета, с указанием ФИО родителей, председателя род. комитета, N телефонов;

·         отчет род. комитета – ежемесячный или ежеквартальный о приобретенных и потраченных денежных средствах;

·         “Советы родителям”. Цель: дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц);

·         “О наших детях” (не реже 1 раза в месяц вывешивается информация о том, чему научились дети, чего достигли);

·         “Добрые дела” (меняется по необходимости) – помощь родителей в каких-либо делах для группы, детского сада – благодарность родителям;

·         “Чем мы сегодня занимались” – вывешивается ежедневно;

·         фотографии детей в режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в игровых уголках и т.д.

·         выставки детского творчества (рисунков, поделок).

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении музыкального зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

 Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

 Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.