Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.
консультация на тему

Консультация для педагогов

с мультимедийным сопровождением

на тему «Формирование развивающей

предметно-пространственной среды ДОУ

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

 

 

 

Подготовили: Зуева Л.В.

Рыжова Л.Ф.

Печёнкина О.В.
Ласькова Н.Б.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное      

образовательное учреждение
         «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Консультация для педагогов

с мультимедийным сопровождением

на тему «Формирование развивающей

предметно-пространственной среды ДОУ

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Подготовили: Зуева Л.В.

Рыжова Л.Ф.

Печёнкина О.В.
Ласькова Н.Б.

Снежинск, 2014 год

План

1. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.

2. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.

2.1.Особенности организации предметно-пространственной среды для

физического развития.

2.2 Примерный набор материалов и оборудования, необходимых

для организации физического развития.

3. Обеспечение вариативности развивающей среды.

4. Создание развивающего пространства социализации и    

     индивидуализации дошкольников.

5. Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при

создании развивающей среды.

6. Психологическая безопасность развивающей среды.

7. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде.

Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по данному вопросу.

  1. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.

Слайд 2

Развитие образования начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС дошкольного образования на детей от двух месяцев до восьми лет.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие компоненты:

  • предметно-пространственная образовательная среда;
  •  характер взаимодействия со взрослыми;
  •  характер взаимодействия с другими детьми;
  •  система отношений ребенка к миру, другим людям, самому к себе.

Слайд 3

Согласно ФГОС создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:        

  •   гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  •  обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  •  способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  •  создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  •  обеспечивать открытость дошкольного образования;
  •  создавать участие для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

понятие «развивающая предметно-пространственная  среда» охватывает  и пространственную её организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение.

Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего наполнения.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Слайд 4

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы.

«Кого учить и воспитывать?»  - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и  физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«Зачем учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«Чему учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«Как учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать ваше внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

Слайд 5

  • Создание развивающего пространства;
  • Подбор игрушек и материалов на  основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
  • Обеспечение вариативности развивающей среды;
  • Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
  • Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.

2. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями

Слайд 6

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее-образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

        Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов детской деятельности.

Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры и пр.

        Принимая во внимание особенности детей дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.

Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнёрства педагога и воспитанников.

        Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.

Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области, с которым педагоги нашего дошкольного учреждения уже хорошо знакомы.

В группе детского сада должна быть создана оптимальная насыщенная многофункциональная среда, представляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры.

Слайд 7

Игрушка должна быть подобрана с учётом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. В частности, крупногабаритные наборы типа «Кухня», «Магазина», «Парикмахерская» и т.п. рекомендуется заменить отрытыми полками на которых можно разместить коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр.

Допускается использовать компактные наборы на колёсиках, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения (не перегружено объектами).

При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

Слайд 8

При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61\19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • Полифункциональность- игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и  др.;
  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности - игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • Дидактические качества – игрушки помогают обучить ребёнка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр., могут содержать механизм программированного контроля (электрифицированные и электронные игры и игрушки);
  • Принадлежность к изделиям художественных промыслов – эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

Слайд 9

В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности.

Это игрушки, которые:

  • Провоцируют ребёнка на агрессивные действия;
  • Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстник и взрослый);

Слайд 10

  • Вызывают проявление жестокости к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
  • Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

О.А. Комарова предлагает в своей статье «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями» классификацию игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей.

Наша творческая группа подготовила для вас раздаточный материал «Примерная классификация современных игрушек и оборудования по образовательным областям», мы считаем, что материал позволит вам сориентироваться в многообразии игрушек и дидактических материалов и сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду.

Данная классификация не отражает весь рынок современных игрушек и игрового оборудования и не является конкретным перечнем для наполнения среды групп и других помещений.

Комплектность игрушек, их количество определяется педагогами с учётом перечней материалов и оборудования для оснащения групповых комнат ДОУ, рекомендуемых авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в зависимости от специфики деятельности детского сада, возрастных и гендерных особенностей воспитанников, решаемых педагогических задач и других факторов. Такой подход отражает личностно ориентированную и компетентностную модель реализации воспитательно-образовательного процесса.

2.1. Особенности организации предметно-пространственной среды для   физического развития

        Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая зона должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Слайд 11

Организация предметно-развивающей среды в группах  с 4-х и до 7 лет

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлены выставки фотографий "Наши достижения", «Проектная деятельность».

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

При проектировании предметно - развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие:

  • пространство;
  • время;
  • предметное окружение.

2.2. Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для

       организации физического развития 

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

Предлагаем вашему вниманию раздаточный материал «Примерный набор спортивного оборудования для групп» (средний, старший и подготовительный к школе возраст)

3. Обеспечение вариативности развивающей среды

        Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой его деятельности в целом, особенностями контингента детей, содержанием образовательной программы, приоритетными задачами.

Слайд 12

        При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:

  • возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
  • особенности развития игровой деятельности детей (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);
  • скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

Слайд 13

  • особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребёнка, типологические и полоролевые различия детей);
  • специфика педагогических задач в той или иной период (программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);
  • особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление деткой активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

        Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОУ.

        Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закреплённых зон и т.п.) дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями.

        Например, согласно концепции Марии Монтессори  среда разделена на несколько зон, оснащённых соответствующими  материалами, которые служат стимулом к развитию, имеют высокие эстетические свойства, изготовлены из натуральных компонентов. В каждой из зон решаются задачи в рамках одного направления развития ребёнка, а также интегративные задачи. Например, в зоне «навыков практической жизни» ребёнок учится пользоваться предметами быта, узнаёт их  особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы.  Пространство двигательной зоны, ориентированной на удовлетворение потребности детей в движении, развитии представлений о своём теле, релаксации, состоит из дорожек, лестниц, качелей, батутов, модулей и т.п. в зоне сенсорного развития ребёнок знакомится с формой и размером предметов, цветом и запахом и т.п. интенсивное развитие органов чувств обеспечивается благодаря наличию специальных материалов (розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги).

В процессе выполнения «упражнений» в каждой из зон у ребёнка формируются необходимые представления, развиваются соответствующие навыки и умения. Система М. Монтессори предлагает активную деятельность детей, взаимодействие педагога и ребёнка, предоставление ребёнку свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что дисциплинирует ребёнка. Всё это соответствует положения ФГОС и личностно ориентированной модели организации образовательного процесса.

        Разработанная Надеждой Александровной Коротковой и Татьяной Николаевной  Дороновой конструкция предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста предусматривает три зоны:

  1. Для спокойной деятельности;
  2. Активной деятельности;
  3. Рабочую (учебную) зону.

Требования вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнения зон, расширением или удалением при необходимости. Это становится возможным благодаря наличию предметного содержания, которое можно видоизменять, дополнять, гибко использовать и пространственной организации среды с гибкими границами, а также организации разнообразных видов деятельности в каждой зоне. Таким образом, основные принципы, которыми предлагают руководствоваться авторы при построении среды, - полифункциональность, трансформируемость, вариативность пространства, что соответствует положениям Стандарта.

        Таким образом, использование положений концепций создания развивающей среды может помочь педагогу при разработке вариативности наполнения и организации пространства. В каждой из них есть элементы, которые можно привнести в среду своей группы, используя собственный педагогический опыт.

4. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников.

Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. В отличии от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и процесс освоения социальных и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.

Слайд 14

Основные механизмы социализации:

  • Идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их;
  • Интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому процессу социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности.
  • Ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения  и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие;
  • Социальные ритуалы и образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.

Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию  ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

Современная среда развития дошкольника не может воспроизводить одни и те же модели, а критерием успешной социализации не могут служить показатели нормативности его поведения. Нормативным поведение может быть при одновременном отторжении социальных ценностей или внутренней отстраненности от общества. Окружающая среда стремительно трансформируется, и главными направлениями изменения являются индивидуализация и дифференциация. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать ее во взаимодействии с социумом.

Образовательная среда должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы, когда он чувствует свою принадлежность к разным социальным группам, а группы положительно относятся к нему. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой (мальчики, девочки) принадлежности и этнокультурной включенности, воспитанников конкретной образовательной организации, группы по интересам и т.д.

Представление ребенка о себе в ходе социализации становятся все более дифференцированными, разносторонними, адекватными и глубокими. Социализация и индивидуализация проявляются через средовую стимуляцию социальных (по отношению к окружению) и индивидуальных (по отношению к собственному «Я») переживаний.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения.. образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача взрослого (воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога педагога и др.)  - исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Из общих показателей ФГОС ДО можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей.

Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самооценки детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность. Это означает, что предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности.

Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения.

Слайд 15

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

  • Уважение себя и других
  • Уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
  • Естественность поведения и искренность;
  • Готовность принимать на себя ответственность за свои действия;

Слайд 16

  • Самостоятельность намерений и решений;
  • Эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
  • Ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка.

Игровая среда является необходимым условием  развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.

Слайд 17

Показатели успешной социализации дошкольника:

  • Точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
  • Эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
  • Благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
  • Сформированность социальных переживаний и эмпатии;

Слайд 18

  • Навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
  • Способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
  • Положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
  • Личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.

5. Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений - навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способности детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.

Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесс повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности», разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развернутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений.

Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побеждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности. Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются вариативностью образовательных программ, систематическим обновлением содержания образования, ориентацией на научные знания в разных областях, всесторонней адаптацией воспитанников в социальной среде.

Рассмотрим некоторые половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти  на год раньше мальчиков. В том числе девочки быстрее осваивают навык чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлении зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять ее на конкретные компоненты, которые могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

При организации пространственной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справляться.

Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (например, на веранде). Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.

В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать у них развитие мелкой моторики.

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ, направленные на обще развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.  

 

6. Психологическая безопасность образовательной среды

Одно из требований в отношении образовательной среды -психологическая безопасность.

Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, педагогами, младшими воспитателями и др.) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

Слайд 19

  • отсутствие необоснованных запретов;
  • продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
  • отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;

Слайд 20

  • субъектное личностное общение с ребенком;
  • предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
  • возможности выбора деятельности. Формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;

Слайд 21

  • возможности завершить начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени - отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);
  • открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания. Создание отношений доверия;

Слайд 22

  • поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
  • наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
  • удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Слайд 23

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:

  • сверхсильная стимуляция;
  • принятие за ребенка решений и выполнение за него действий:
  • манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;

Слайд 24

  • ограничение детской инициативы и активности;
  • неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;
  • формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;

Слайд 25

  • использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
  • непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
  • непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
  • непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи. Возможность реализовывать вкусовые и временные предпочтения. Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Слайд 26

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного  пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т.д.). Правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации.

Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности. Предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое, но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.

Персональные вещи – своеобразные символы личности, способы презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или , наоборот, в травмирующей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относится последовательность и предсказуемость изменений. Режимность, возможность выбора темпа деятельности. Позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки. Предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом).

Слайд 27

Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:

  • допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
  • стимулируется творческая активность, и реализуются вариативные программы развития.
  • Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.

Слайд 28

Компоненты психологической безопасности образовательной среды:

  • продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
  • свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
  • реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении;
  • ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;

Слайд 29

  • компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
  • компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала. Творческого, продуктивного мышления ребенка;
  • поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений).

7. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых.

Предметно-развивающая среда может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих ее потенциал: 

Слайд 30

  • направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
  • многофункциональность - условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;
  • неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
  • динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр.

Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания  и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Структуру этого процесса можно представить в виде трех компонентов – познавательного, деятельностного, эмоционально-личностного.

Слайд 31

Компоненты взаимодействия педагога и детей в среде ДОУ.

  • Познавательный. Знание педагогов об особенностях предметно-игровой среды, возможностях ее преобразования, многовариантном использовании ее элементов совместно с детьми. Представления детей о возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду, разных способах использования ее элементов совместно с педагогом.
  • Деятельностный. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде. Их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.

Эмоционально-личностный. Постоянные партнерские отношения между педагогом и детьми; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде; эмоционально-положительный фон взаимодействия.

В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно-развивающей среды может быть реализован по следующим основным линиям:

Слайд 32

Основные линии:

  • организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер:
  • ситуативно-познавательный - демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материалами по необходимости;
  • ситуативно-творческий – демонстрация разных способов изготовления игрушек;
  • сопроводительный - помощь в выборе и реализации игровых действий, координация деятельности детей, анализ их видов деятельности; помощь в разграничении зон активности;

Слайд 33

  • предоставление возможностей для активной совместной деятельности детей с педагогом:
  • совместные игры с педагогом, который выступает образцом для подражания;
  • моделирование пространства;
  • наблюдения в окружающей среде;

Слайд 34

  • идеи саморазвития с жестко заданными материалами;
  • самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности;
  • самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;

Слайд 35

  • предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам
  • особая организация предметно-игровой среды, предполагающая внесение изменений.

В рамках подходов российских и зарубежных специалистов прошлого и современности к созданию развивающей среды и взаимодействие педагога и детей в этой среде предлагалось реализовать по-разному.

Предметно-развивающая среда в концепции педагога М Монтессори также предусматривает возможности для взаимодействия педагога и детей. Выполнение детьми «упражнений» с игровыми материалами, их многократное повторение способствуют развитию у них интереса к освоению практической деятельности, углублению знаний на основании пользования конкретным материалом, а также «помогают обрести уверенность в себе».

Педагог направляет  деятельность воспитанников. Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жестко закрепленные зоны. Наличие определенных, четко заданных игрушек могут ограничивать удовлетворение их интересов и потребностей.

Предложенная Н. Коротковой, Т.Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно- пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОУ, включающая в себя трансформируемые,  подвижные зоны (для спокойной и активной деятельности; рабочая (учебная) зона) предоставляет широкие возможности для взаимодействия педагога и детей.

Авторы предлагают отказаться от многофункционального дробления пространства, разделения его на различные неподвижные уголки, зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОУ. Кроме того, указывается на активную позицию взрослого и ребенка в предметно- развивающей среде, ее изменении в зависимости от потребностей детей, сферы интересов, игровых замыслов.

Таким образом, взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде ДОУ должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования, с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.

Теперь мы предлагаем проанализировать предметно-развивающую среду групп нашего детского сада, и отметить положительные и отрицательные моменты.

(Слайды-36-47 - фото группа дошкольного учреждения № 21 города Снежинска).

С полной версией статей вы можете ознакомиться в педагогическом кабинете Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8 (август) 2014 год.

Используемая литература:

  1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8 (август) 2014 год.

Общероссийский конкурс для педагогов

 «Лучшая авторская публикация»

Консультация для педагогов

с мультимедийным сопровождением

на тему «Формирование развивающей

предметно-пространственной среды ДОУ

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Рыжова Людмила Фёдоровна, инструктор по физкультуре

Ласькова Нелли Борисовна, воспитатель

Печёнкина Ольга Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Город Снежинск, Челябинской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитани...

Книга Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Выступление на педсовете "Формирование инновационной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Материал для выступления на педсовете по теме, в котром рассматриваются два понятия "предметно-развивающая среда" и "образовательная среда"....