Консультация по теме: «Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения»
консультация

Мусиенко Алла Эдвардовна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pdd.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме: «Организация развивающей предметно - пространственной среды  в ДОУ  по обучению детей правилам дорожного движения»

С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается. В связи с этим особое значение придаётся обеспечению безопасности на дорогах.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями. 

В наших учреждениях вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребёнка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственное, что может спасти ребёнка на дороге, – это вера в запретительные свойства красного цвета.

Единственный, кто может его в этом убедить, – взрослый человек. И единственным способом – своим примером.

Все мероприятия, направленные на формирование навыком безопасного поведения на дорогах и улицах города у наших воспитанников, условно можно разделить на:

  • Работа  с воспитанниками ДОУ;
  •  Методическая работа с педагогами ДОУ;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Взаимодействие со сторонним организациями ГИБДД , ЮИД СОШ;
  • Организация РППС.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

  • Ребёнок – пешеход;
  • Ребёнок – пассажир;
  • Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Одним из этих направлений является организация  развивающей предметно-пространственной  среды. У детей наглядно - образное мышление. Можно десять раз рассказать, но лучше один раз показать. Закрепить в игре.

 Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

По ФГОС ДО РППС должна быть:

- Содержательно – насыщенной

- соответствовать возрастным особенностям детей

- трансформируемой

- полифункциональной

- вариативной

- доступной

- безопасной

Понятие развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Е. И.Тихеева

        Развивающей предметно-пространственной средой являются не только помещения группы, но все помещения детского сада, включая территорию и участки на которых гуляют дети.

        Первое, что встречает нас в детском саду – информационные стенды. На них четкая, краткая информация. Стенд должен быть ярким, привлекать к себе внимание. Материал должен периодически меняться.

        Далее родители и дети попадают в раздевалку. Здесь обязательно должна  быть, папка - передвижка с печатной информацией.

Следующее, это информационный стенд в раздевалке группы. Родители могут ознакомиться с материалом, пока ждут своего ребенка.

 Так же, в каждой группе должен быть уголок по ПДД с тематическим материалом, который поможет Вам знакомить детей с ПДД. Материал должен  быть рассчитан на возраст ребенка.

        В первую очередь у Вас должен быть материал, который познакомит обучающихся с общим понятием элементы дороги: улица, на ней есть дорога (проезжая часть), по ней едут машины; тротуар, по нему двигаются пешеходы (придерживаясь правой стороны). Обочина – загородом,  по обочине  пешеходы идут навстречу транспорту. Трамвайные пути, разделительные полосы. В уголке это может быть наглядный материал, макеты, книги с иллюстрациями, фото, видео материалы.

        Дальше знакомим с улицей, тротуаром, проезжей частью.

        Мы должны познакомить воспитанников с понятиями: перекресток, зебра, светофор , цвета светофора. На зеленый  свет светофора мы идем, на красный свет  мы стоим.

        В уголке по ПДД  должны быть плоскостные изображения, объемные, макеты улицы.

Так же, знакомим детей с видами транспорта: пассажирский и специальный, его назначение. В уголке должны быть не только иллюстрации, но и объемные машинки для игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр.

Нам необходимо рассказать детям о видах пешеходного перехода:

  • «Наземный пешеходный переход».
  • «Надземный пешеходный переход»
  • «Подземный пешеходный переход»

        Важным являются знание детьми понятия «островок безопасности». Мы уже знаем, что переходим дорогу на зеленый свет светофора, или по пешеходному переходу. Но, если мы не успели перейти дорогу, то всегда можно остановиться на островке безопасности (если он есть на дороге, обозначен) и переждать пока машины проедут или загорится разрешающий свет. Но, надо помнить  о машинах сзади! Часто, дойдя до середины дороги, дети забывают о машинах за спиной и следят только за теми, что едут справа. В таком случае нужно быть предельно внимательными! Шаг назад может стать причиной ДТП с последствиями.

        В развивающей среде должны быть дорожные знаки и правила езды на велосипеде. Все дети катаются на велосипедах. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

        Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

        Прежде чем мы поедем на велосипеде, необходимо рассказать ребенку: ездить можно только на исправно работающий велосипеде (тормоза, рулевое управление, звонок); надо подготовить себя и транспорт к поездке: шлем, наколенники и перчатки (для начинающих велосипедистов), светоотражающий жилет, светоотражающие фликеры (световозвращатели или фликеры — это специальные светоотражающие элементы для пешеходов, которые делают из специально предназначенного материала, способного отдавать направляемые на него лучи света назад к его источнику),  на велосипеде они крепятся ( на колёса, на крылья, сзади на сидении).

        Необходимо, чтобы в уголке по ПДД были знаки: велосипедная дорожка, на ней движение на велосипеде разрешено, знак -  движение на велосипеде запрещено. Педагог должен разработать цикл бесед с детьми о том, что можно делать во время езды на велосипеде, что нельзя, и к чему это может привести, последствия. Помните, велосипедист не является пешеходом, велосипед - транспортное средство!

        В группе обязательно должны быть иллюстрации сотрудника ГИБДД чтобы познакомить детей с работой сотрудника ГИБДД.

        Сотрудники ГИБДД дежурят на дорогах. Следят, чтобы водители соблюдали правила дорожной безопасности: не превышали скорость, ездили только по разрешающему знаку светофора, пропускали пешеходов и т.д. Эти знания необходимы для  сюжетно - ролевых игр, выезжают на место ДТП.

        Ведут просветительскую работу среди населения, проводят уроки и досуги в школах и детских садах.

необходимо познакомить детей с работой регулировщика. Рассказать, зачем он стоит на дороге, функции.

        Чаще всего человека с полосатым жезлом можно увидеть в том случае, если светофор пришел в неисправность.  Еще несколько причин:

дорожно-транспортные происшествия;

стихийные бедствия;

намеренное повреждение светофора гражданами;

поломки, требующего индивидуального рассмотрения и устранения неисправности, обеспечение специального режима передвижения спецтранспорта, правительства, делегации.

        Хорошо иметь в РППС группы короткометражные фильмы, ролики, чтобы наглядно показать работу регулировщика.

        Так же, должен быть материал, который  поможет познакомить дошкольников с правилами поведения в общественном месте: уступать место пожилым, старшим. Нельзя заходить в транспорт с едой, напитками. В уголке по ПДД должны быть игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, наглядный материал по  теме  как правильно поступить, если ты потерялся. Чтобы ребенок мог назвать свою фамилию, имя, адрес, домашний телефон.

        Должны быть атрибуты для сюжетно - ролевой игры по ПДД. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения, развития в детском саду. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка его интеллект, воля, воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогает в социальной адаптации.

        В уголке должна быть подобрана литература с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихи.  Настольно – печатные игры, конструктор, дидактические игры.

        Необходимо помнить, что развивающая предметно – пространственная среда не только в группах, но и на территории детского сада. Поэтому на территории детского сада должен быть выделен участок, оборудованный для изучения и игры по правилам дорожного движения.

Литература:

  1.         Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003; (6 раздел)
  2. «Формирование основ безопасности у дошкольников», К.Ю. Белая, 2016
  3. «Как обеспечить безопасность дошкольников» Методическое пособие, К.Ю. Белая, 2005
  4. Дорожная безопасность – демонстрационный материал, Вохринцева  С.А.        
  5. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников, Л.А. Вдовиченко, 2008
  6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора (дидактические игры, сценарии вечеров досуга). – М.: Просвещение, 1999.
  7.         Голицина Н.С., Люзина С.В.,  Бухарова Е.Е.,  ОБЖ для старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  8. «Безопасность для малышей» Осторожные сказки, Шорыгина Т.А.        
  9. Утков Ю.А., Воспитание чувства улицы (методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения). - Т.: 1992.
  10.         Герои сказок в гостях у светофора (организация праздников безопасности в дошкольных учреждениях).
  11.         Воспитание грамотного пешехода (сборник методических материалов для работы воспитателей с детьми дошкольного возраста).
  12. «Три сигнала светофора», Т.Ф Саулина

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"

Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"

Представлены материалы описывающие основные требования, которые предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды...

Консультация на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: " Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"...

Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС»

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузи...

Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реа...

Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитаниии психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, ...