МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"
методическая разработка по теме

Калашник Наталья Сергеевна

 

 

Содержание.

 

  1. Функции предметно-пространственной среды.
  2. Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей среды
  3. Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое про­странство образовательного процесса
  4. Об игрушке в пространстве группы.
  5. Предметно-пространственная среда в группах детей 2-3 лет
  6. Предметно-пространственная среда в группах младшего, среднего – старшего дошкольного возраста
  7. Создание предметно-пространственной среды в группах для реализации  образовательной программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции предметно-пространственной среды, основанной на программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой.

 

Предметная пространственная среда в основной образовательной программе МБДОУ №1 «Русалочка», основанной на программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой имеет цель: содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.

В качестве основных функций предметной развивающей среды выступают следующие:

—развивающая функция. Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры (в т.ч. игровой), стимулирующими разные виды активности воспитанников: социальную, коммуникативную, познавательную, двигательную, речевую, игровую, трудовую, художественно-эстетическую и т.д.

  • обучающая функция. Обеспечивается включением в ее содержание элементов (пособий, игрушек, иллюстраций, предметов быта и т.д.), действуя с которыми ребенок имеет возмож­ность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов дея­тельности;
  • социализирующая функция. Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности (ее инициатор, организатор, конструктор среды, творец), а также организацией систематического, ежедневного содержа­тельного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды (специальных познава­тельных выставок, произведений художественного искусства и т.д.). Среда предусматривает активизацию воспитанников к взаимодействию друг с другом в разных видах самодеятельно­сти, содержательному общению, сотрудничеству;
  • здоровьесберегающая функция. Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой дея­тельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

 

  1. Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей среды
  • соответствие возрастным возможностям и требованиям образовательной программы;
  • индивидуальная ориентированность;
  • эстетичность и гармоничность;
  • развивающая, активизирующая и деятельностная направленность;
  • динамичность и вариативность;
  • учет ближайшей и актуальной зон развития ребенка;
  • сменяемость и содержательная наполняемость;
  • трансформируемость и полифункциональность;
  • доступность средового материала для самостоятельного и творческого использования и безопасность.

Общие правила организации предметно-пространственной развивающей среды

  1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематиче­скому принципу. Ппространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от за­мысла к результату с использованием предмета.

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разно­образно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр), конструктивная (все виды детского конструирования), трудовая (все виды детского труда), познавательная (все виды познавательной деятельности), двигательная, художественно-эстетическая, коммуника­тивная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать воз­можности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида дея­тельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

  1. Организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной дея­тельности каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность задумывать по своей ини­циативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая ре­зультата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем. В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на ви­ду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.
  2. Подбор предметов должен нести детям различную информацию, позволяющую обоб­щать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятель­ность. Предметы — прежде всего, носители культурно-исторического опыта. Из них в раз­ных местах группы необходимо создавать комплексы — МИРЫ (в философском значении этого слова): «Мир транспорта», «Мир леса», «Мир профессий», «Мир науки» и т.п.
  3. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для ис­пользования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме разви­вающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необ­ходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними (элементы вы­ставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).
  4. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти — единым стилем оформления группы. Важнейший принцип наполнения среды — отбор объектов по их эстетическим основаниям (красота, мастерство исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В помещении должны быть зеркала, произведения искусства. Среда должна создавать комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.
  5. Организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим.

Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или жела­нию детей. Существенное ограничение количества предметов среды (все ее элементы пред­ставлены в единичном экземпляре или в количестве 5—10 шт.) связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников, творче­ского преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Например, спальную ком­нату мы стараемся обустраивать так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

  1. Организация пространства должна систематически меняться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельно­сти, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.

Особое внимание при организации пространства необходимо обратить на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использования того, что уже создано, требует от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого творчества.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполага­ет сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение объектов среды поз­воляет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т.д. Так еженедельно меняются объекты на развивающих по­лочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т.д.

Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их само­стоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не мо­гут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, кон­структивной деятельности.

 

  1. Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое про­странство образовательного процесса

 

Успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспе­чением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строи­тельно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и иг­ры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек.

Для сюжетно-ролевой игры нужны наборы кукол, изображающих детей разного пола и возраста; куклы должны быть разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми, удивленными и т.д. Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами, окружа­ющими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом, ме­бель (кроватки, шкафчики, стульчики), кукольная утварь познакомит с культурой жизни и бы­та. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в группе.

Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно - ­конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы игрушек. Во-первых, набо­ры различных строительных материалов. Они должны быть деревянными, так как дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Для построек на полу интересен строительный материал большего размера. Конструктор «Лего» хорош для детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, для строительства необходимы иг­рушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, чтобы все эти разнообразные, неболь­шие по размеру, игрушки ребенок мог использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуа­цию, парк, зоопарк, ферму или лес.

 

  1. Об игрушке в пространстве группы.

 

У разных педагогов разный подход к тому, как иг­рушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Огромное значение прида­ется обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у ребенка игро­вых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и использованию ее в простран­стве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только играть, но и сохра­нять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со строительным кон­структором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр постройки», а потом «театр уборки». Он убирают детали вместе с ребенком, обсуждая форму деталей и место хранения в коробке.

Размещение оборудования для театрализованной деятельности. Самодеятельная теат­рализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в свободном поль­зовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах. Оно используется детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских игр.

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самооргани­зацией (в соответствии с авторской технологией), начиная с младшей группы (от трех участ­ников) и в последующих группах до полного состава. Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответ­ствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все виды дидактических игр, общее количество которых соответствует количеству детей группы, что позволяет каж­дому воспитаннику индивидуально выбирать игру.

Мини-музеи («Миры»). Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспи­танниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей груп­пы и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы об­разовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини­музеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т.д.).

Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения представле­ний детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов дея­тельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели.

Экологическое панно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для модели­рования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологиче­ского отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возмож­ность применения его как комплексного средства решения образовательных задач. На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

Обязательный компонент среды — технические средства (магнитофоны, телевизоры, компьютеры и др.). Они многократно используются в течение дня: двигательная разминка «Минутка шалости», отдых «Минутка тишины», утренняя гимнастика и т.д.

Разноуровневое размещение элементов декора. Данная характеристика оформления среды предполагает использование ее возможностей в решении задач эстетического воспита­ния и охраны зрения воспитанников.

Организация зеленой зоны. В образовательной программе не предполагается самостоятель­ного труда детей в природе, поскольку детям дошкольного возраста недоступно выполнение такого труда на уровне экологической ответственности. В то же время некоторые живые объекты (растения) вносятся в группы как предметы познания, но обихаживаются взрослыми.

Организация трудовой деятельности. В группах младшего дошкольного возраста трудо­вая деятельность (кроме труда по самообслуживанию) организуется преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в закрытых шкафах. Старший воспитанник самостоятельно задумывает, организует и выполняет трудовое дей­ствие. Поэтому необходимый ему материал находится в свободном доступе.

Размещение материалов для художественной деятельности. Данный вид деятельности требует от ребенка высокого уровня овладения не только техническими умениями, но и уме­ниями эстетического замысла. Он организуется под руководством взрослого (по крайней ме­ре до старшего возраста) и оборудование для него на доступном для самостоятельной орга­низации и выполнения уровне предлагается только в старшей группе.

Групповая библиотека. В старшей группе среда обогащается новым элементом — груп­повой библиотекой. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами подго­товки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение круга представлений, формирование культуры читателя. Такая библиотека создается силами со­трудников детского сада и семьи.

Особое место в групповом помещении занимает стол воспитателя. Его размещение свя­зано с функциональным назначением. Он очень важен для охраны труда и здоровья самого педагога-женщины и для того, чтобы он выполнял функцию органайзера (ящики), а поверх­ность стола — своеобразная «лаборатория» педагога, место обучающего и развивающего взаимодействия с воспитанниками. За этим столом организуются разнообразные формы об­разовательного процесса: групповое обучение, образовательные диалоги, совместная экспе­риментальная деятельность, демонстрация разных способов деятельности взрослым и т.д. Иначе говоря, стол воспитателя — элемент образовательной среды, а не только место подго­товки педагога к выполнению профессиональной деятельности.

                                                                                       

  1. Предметно-пространственная среда в группах детей 2-3 лет

 

     В раннем возрасте (2-3 года) – игры и пособия, способствующие физическому и сенсорному развитию детей, ознакомление с предметами-орудиями, формированию навыков самообслуживания.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда-это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития оборудуются:

• уголок для ролевых игр;

• книжный уголок;

• уголок ряжения;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

•зона двигательной активности;

•зона театрализованной деятельности

•центр песок - вода;

•дидактическая кукла;

•игровая жилая комната. Фотографии «Моя семья»;

•музыкальный уголок;

•игровые двигательные модули;

•уголок сенсорики;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—

конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

      В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

 

  1. Предметно-пространственная среда в группах младшего,

среднего – старшего дошкольного возраста

 

        Организация пространства, во-первых, должна обеспечить возможность для самодеятельности ребенка. Он должен иметь возможность самостоятельно, по собственной инициативе задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, сам из места хранения выбирает нужные для себя инструменты и находить место в группе для осуществления её, организует рабочее место; сам выполняет, все за собой убирает на те же места, достигая результата. Поэтому нет никакой необходимости в «зонировании» группы. А все размещение пособий, оборудования нужно в группе подчинить закону красоты, удобства, сохранению и развитию здоровья ребёнка. Простор в группе, как во дворце. Поэтому хранение стульев – в спальне: 2-х местные столы размещаются по стенам, превращаясь в ленточные для индивидуальной деятельности в подгрупповой или фронтальной форме.

      Во-вторых, организация пространства должна быть сориентирована на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику свободный двигательный режим. В группах «Детского сада – Дома радости» не принято, например, делить группы на четко разграниченные зоны (центры), в каждой из которых занимаются только определенным видом деятельности. Педагог стремится к образу такого пространства, где можно расположиться «с размахом», найти место для реализации масштабного замысла; к пространству, легко преображающемуся, как исходя из потребностей воспитателя в организации своей работы, так и по желанию детей. Для этого, например спальная комната обустраивается так, чтобы большая её часть легко могла освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты. Стулья редко используются детьми, поэтому они, как правило, располагаются в спальной комнате. Столы двухместные, они легко соединяются, образуя то квадрат (во время питания), то прямоугольник (для строительной игры), то каре (для занятий продуктивными видами деятельности), то вообще убираются в спальню или размещаются вдоль стен, освобождая пространство для ролевых игр. Ковер, на котором дети часто танцуют или лежат, сидят, отдыхая, занимает центральное место, одновременно украшая помещение. Он может легко перемещаться в разные места группы для разных видов деятельности.

      Подбор предметов в группе – третье требование к организации предметно-развивающей среды. Для сохранения культуры интерьера, предметов должно быть немного, расположенных на виду, но каждый из них дает возможность ставить перед ребёнком развивающие его задачи. Не просто набор резиновых игрушек, а они расставлены по размеру или по видам или один и тот же персонаж, но выполнен из разных материалов. Количество их на полках минимальное, они, как правило, лишь как образец запасов, которые хранятся воспитателем в особых местах, известных детям.

      Особая развивающая задача выполняется подбором материалов на полках, так называемых полках «полках избыточной информации». В младшей группе – это полки должны быть для малыша, как «чудо», которому он скоро научится. Кроме того, должны быть полки, отданные тому познавательному материалу, который в это время изучается с детьми.

     Четвёртое требование к организации пространства: все предметы, от занавесок до игрушек, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и обеспечивали комфортное состояние не только у ребёнка, но и у взрослого. Эстетика оформления учитывает взор не только ребёнка, но и взрослого, который здесь работает. Поэтому произведения искусства или их репродукции развешиваются на разной высоте. Вместе с тем следует избегать оформление групп самоделками и детскими рисунками. Собственные работы дети не воспринимают как украшение. То, что нравится взрослым в рисунке ребёнка, детьми воспринимается иначе. Поэтому выставки детских работ рекомендуется оформлять специально на особой стене или в раздевалке.

      Растений должно быть такое количество и разнообразие, которое, во-первых, обеспечивает содержание их в соответствии с их потребностями, во-вторых, не отвлекает силы воспитателя на их обиход, ведь главное в группе – ребёнок, а растений может быть немного, большинство из них служит красоте, и отдельные виды для организации познавательной деятельности; в-третьих, цветущие растения – показатель атмосферы психологической в группе. Интерьер дополняется искусственными растениями, которые созданы руками человека как результат прикладного искусства, яркими игрушками которыми дети, как правило, не играют, они украшают группу.

      Особое место в группе занимает «Экологическое окно», оно и украшает, и место отдыха (под ним расположен ковёр), и место решения познавательных задач (липучками прикрепляются силуэты животных). Украшением являются шторы, занавески, которые тоже могут быть дополнены цветочками, колечками, ленточками, шариками и т.п.

 

Пятое условие состоит в том, что организация среды должна систематически изменяться в соответствии:

а) с сезоном;

б) с расширением и углублением представлений детей об окружающих нас мирах;

в) с видом деятельности, которой в данный момент заняты дети;

г) с количеством участников. Создание развивающей среды – яркий показатель и возможности для творчества воспитателей и яркой, разнообразной жизни ребят – жителей «Дома радости».

 

  1. Создание предметно-пространственной среды в группах

для реализации  образовательной программы

 

Развивающая среда в группах детей от 3-х до 4-х лет

  1. Полка избыточной информации:
  2. Настольный театр
  3. Образец постройки из строительного материала
  4. Ситуации о жизни домашних животных
  5. Картинка изображения водоема (к картине ставятся игрушки животных, птиц, растений).
  6. Познавательная полка (ставится то, что изучается на занятии)
  7. Полка красоты или удивления, где выставляются произведения искусства (народно-прикладное искусство, произведения изобразительного искусства, скульптуры малых форм: людей, животных; игрушек, художественная резьба по дереву и т.д.)
  8. Полка именинника (красивый чайный сервиз, количество чайных кружек ставиться в соответствии с возрастом детей)
  9. Полка няни (салфетки, цветы, баночки с различными крупами), украшает полку картина: натюрморт
  10. «Экологическое окно». Содержит 3 основных среды обитания, а именно: небо, земля, вода. В каждую среду обитания прикрепляются разные виды животных, птиц, рыб, которые меняются по мере ознакомления и изучения
  11. Календарь природы
  12. Уголок книги
  13. Стенд с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  14. Репродукции картин художников: натюрморт с цветами ( в течение года 2 картины)
  15. Цветы на окнах
  16. Персонаж      Мишка
  17. Гараж   с машинами (тележки разные, легковые автомобили, грузовые (40-50 см.), автомобили специального назначения и т.д.)
  18. Куклы разной величины. Количество кукол 30 штук, разного размера в одежде мальчиков и девочек, с разными лицами, прическами, цветом волос и мимикой (на виду 3-5 кукол). Постельные принадлежности для кукол (по 10 комплектов)
  19. Игрушки - животные: домашние звери, дикие звери, птицы (все игрушки разных размеров)
  1. Крупные игрушки на колесах и качалках, игрушки - забавы (озвученные, заводные), музыкальные, театральные (настольные театры, куклы би-ба-бо, и т.д.)
  2. Строительные         материалы (напольный и настольный строительный материал
  3. Оборудование для организации труда (по два тазика на каждого ребенка, тряпочки (25x25 см), поролон (6x7 см), кусочки мыла, мыльницы)
    1. Настольно-печатные игры (разрезные картинки, кубики из четырех частей, по коробке на каждого ребенка)
    2. Магнитофон
    3. Фланелеграф
      1. Мольберт
      2. Две пятиступенчатые устойчивые лесенки
      3. Наборные полотна для размещения картинок
      4. Наборы картинок (животных, растений, предметов обихода, птиц, насекомых, рыб, людей разных профессий и результаты их труда, люди разного возраста, люди разного настроения)
      5. Игрушки для игр с песком и водой
      6. Предметы для ряжения детей (косынки, ленты, шапочки и т. д.)
      7. Наборы материалов разного качества (бумага, ткани, резина, пластмасса, металл, древесина и т.д.)

 

Развивающая среда в группах детей от 4-х до 5-ти лет:

  1. Полка по краеведению:
  2. Фотографии улиц города, памятных мест
  3. Герб города, флаг России, карта города
  4. Куклы в народных костюмах
  5. Игрушки, созданные умельцами России и области
  6. Уголок дежурных
  7. Персонаж Мишка (или другой персонаж)
  8. «Экологическое окно»
  9. Познавательная полка (ставится то, что изучается на занятии)
  10. Полка красоты (выставляются произведения искусства, меняется один раз в месяц)
  11. Полка именинника (красивый чайный сервиз, количество чайных кружек ставится в соответствии с возрастом детей)
  12. Полка избыточной информации:
  13. Сорта овощей (натуральные)
  14. Предметы обихода (посуда, одежда и т. д.)
  15. Настольный театр
  16. Образец постройки из строительного материала
  17. Полка няни:
  18. Картинки с последовательным изображением сервировки стола
  19. Репродукция картины с натюрмортом
  20. Уголок  книги
  21. Строительные материалы (напольный и настольный строительный материал)
  22. Настольно-печатные        игры (по коробке на каждого ребенка)
  23.  Магнитофон
  24. Фланелеграф
  25. Мольберт
  26. Наборные  полотна для размещения картинок
  27. Наборы     картинок (животных, растений, предметов обихода, птиц, насекомых, рыб, людей разных профессий и т. д.)
  28. Наборы     материалов разного качества (бумага, ткань, резина, пластмасса, металл, древесина и т. д.)
  29. Стенд         с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  30. Репродукции картин художников

 

Развивающая среда в группах детей от 5-ти до 6-ти лет:

  1. Глобус
  2. Географическая карта
  3. «Экологическое окно»
  4. Полка красоты (меняется один раз в месяц)
  5. Образцы народного искусства (гжель, хохлома, городец, дымковская игрушка, филимоновская, каргопольская и. д.)
  6. Полка избыточной информации:
  7. Представители фауны (всех частей света)
  8. Представители флоры (всех частей света)
  9. Продукция заводов и фабрик производимая в городе Сальске
  10. Продукция производимая в России
  11. Полка «Мир профессий»
  12. Альбомы с семейными фотографиями
  13. Постоянно действующая экспозиция:
  14. Выставка тканей, дерева
  15. Инструменты необходимые в работе (повара, маляра, врача, швеи и т.д.)
  16. Одежда (сезонная, профессиональная, спортивная)
  17. Мебель
  18. Библиотека, книги расставлены по тематике
  19. Игрушки       - самоделки
  20. Полка с дидактическими играми
  21. Полка   няни
  22. Материалы отражающие интересы семей группы (результаты путешествий увлечений семей и т. д.)
  23. Календарь природы
  24. Персонаж Незнайка
  25. Уголок природы
  26. Магнитофон
  27. Мольберт
  28. Фланелеграф
  29. Репродукции  картин художников
  30. Стенд с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  31. Оборудование для экспериментирования

 

Развивающая среда в группах детей от 6-ти до 7-ми лет:

  1. Модульный игровой материал
  2. Костюмы для театральных, сюжетно-ролевых игр
  3. Библиотека:
  4. Картотека игр
  5. Каталог книг

4. Полка избыточной информации (на полке представлены науки: биология, астрономия, физика, география, химия, история)

  1. Персонаж Незнайка (или другой персонаж)
  2. Полка красоты:
  3. Декоративно-прикладное искусство:
  • тканые и вышитые изделия
  • керамика
  • посуда
  • глиняные игрушки
  • изделия из дерева украшенные резьбой, росписью
  1. Скульптура малых форм - изображение сказочных героев и животных из фарфора, древесины, металла, стекла и т. д.
  2. Картины, иллюстрации шедевров архитектуры разных стилей: готический, романский, барокко, классицизм, модерн
  3. Полка по краеведению:
  4. Глобус
  5. Физическая карта
  6. Герб России
  7. Карта Мира, России
  8. Карта-план города
  9. Фотографии города
  10. Книги-путеводители по разным городам
  11. Открытки, фотоальбомы разных городов
  12. Полка именинника:
  13. Выставка материалов, которые интересны ребенку-имениннику (сюрприз для именинника)
  14. Уголок природы
  15. «Экологическое     окно»
  16. Уголок дежурных
  17. Календарь природы
  18. Оборудование для экспериментирования
  19. Репродукции картин художников (пейзаж, портрет, жанровая живопись, графика)
  20. Выставка       детских работ (в раздевальной комнате)
  21. Место для хранения изобретений детей, продуктов детского творчества
  22. Конструктор «Лего»
  23. Тематические         строители и конструкторы
  24. Кубики с алфавитом
  25. Строительные        материалы (напольный и настольный строитель)
  26. Магнитофон
  27. Фланелеграф
  28. Мольберт
  29. Наборные     полотна для размещения картинок, букв
  30. Дидактические       игры (настольные, музыкальные и т. д.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka_predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Организация развивающей

предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы МБДОУ №1 «Русалочка» 

Разработчик:

Старший воспитатель

МБДОУ №1 «Русалочка»

Калашник Н.С.

Содержание.

  1. Функции предметно-пространственной среды.
  2. Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей среды
  3. Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса
  4. Об игрушке в пространстве группы.
  5. Предметно-пространственная среда в группах детей 2-3 лет
  6. Предметно-пространственная среда в группах младшего, среднего – старшего дошкольного возраста
  7. Создание предметно-пространственной среды в группах для реализации  образовательной программы

  1. Функции предметно-пространственной среды, основанной на программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой.

Предметная пространственная среда в основной образовательной программе МБДОУ №1 «Русалочка», основанной на программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой имеет цель: содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.

В качестве основных функций предметной развивающей среды выступают следующие:

—развивающая функция. Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры (в т.ч. игровой), стимулирующими разные виды активности воспитанников: социальную, коммуникативную, познавательную, двигательную, речевую, игровую, трудовую, художественно-эстетическую и т.д.

  • обучающая функция. Обеспечивается включением в ее содержание элементов (пособий, игрушек, иллюстраций, предметов быта и т.д.), действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;
  • социализирующая функция. Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности (ее инициатор, организатор, конструктор среды, творец), а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды (специальных познавательных выставок, произведений художественного искусства и т.д.). Среда предусматривает активизацию воспитанников к взаимодействию друг с другом в разных видах самодеятельности, содержательному общению, сотрудничеству;
  • здоровьесберегающая функция. Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

  1. Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей среды
  • соответствие возрастным возможностям и требованиям образовательной программы;
  • индивидуальная ориентированность;
  • эстетичность и гармоничность;
  • развивающая, активизирующая и деятельностная направленность;
  • динамичность и вариативность;
  • учет ближайшей и актуальной зон развития ребенка;
  • сменяемость и содержательная наполняемость;
  • трансформируемость и полифункциональность;
  • доступность средового материала для самостоятельного и творческого использования и безопасность.

Общие правила организации предметно-пространственной развивающей среды

  1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Ппространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр), конструктивная (все виды детского конструирования), трудовая (все виды детского труда), познавательная (все виды познавательной деятельности), двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

  1. Организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем. В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.
  2. Подбор предметов должен нести детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность. Предметы — прежде всего, носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы необходимо создавать комплексы — МИРЫ (в философском значении этого слова): «Мир транспорта», «Мир леса», «Мир профессий», «Мир науки» и т.п.
  3. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).
  4. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти — единым стилем оформления группы. Важнейший принцип наполнения среды — отбор объектов по их эстетическим основаниям (красота, мастерство исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В помещении должны быть зеркала, произведения искусства. Среда должна создавать комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.
  5. Организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим.

Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или желанию детей. Существенное ограничение количества предметов среды (все ее элементы представлены в единичном экземпляре или в количестве 5—10 шт.) связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников, творческого преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Например, спальную комнату мы стараемся обустраивать так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

  1. Организация пространства должна систематически меняться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.

Особое внимание при организации пространства необходимо обратить на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использования того, что уже создано, требует от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого творчества.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т.д. Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т.д.

Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.

  1. Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса

Успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек.

Для сюжетно-ролевой игры нужны наборы кукол, изображающих детей разного пола и возраста; куклы должны быть разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми, удивленными и т.д. Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом, мебель (кроватки, шкафчики, стульчики), кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в группе.

Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно - конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы игрушек. Во-первых, наборы различных строительных материалов. Они должны быть деревянными, так как дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Для построек на полу интересен строительный материал большего размера. Конструктор «Лего» хорош для детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, для строительства необходимы игрушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, чтобы все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок мог использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

  1. Об игрушке в пространстве группы.

У разных педагогов разный подход к тому, как игрушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Огромное значение придается обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у ребенка игровых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и использованию ее в пространстве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только играть, но и сохранять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр постройки», а потом «театр уборки». Он убирают детали вместе с ребенком, обсуждая форму деталей и место хранения в коробке.

Размещение оборудования для театрализованной деятельности. Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах. Оно используется детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских игр.

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самоорганизацией (в соответствии с авторской технологией), начиная с младшей группы (от трех участников) и в последующих группах до полного состава. Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все виды дидактических игр, общее количество которых соответствует количеству детей группы, что позволяет каждому воспитаннику индивидуально выбирать игру.

Мини-музеи («Миры»). Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в минимузеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т.д.).

Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели.

Экологическое панно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач. На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

Обязательный компонент среды — технические средства (магнитофоны, телевизоры, компьютеры и др.). Они многократно используются в течение дня: двигательная разминка «Минутка шалости», отдых «Минутка тишины», утренняя гимнастика и т.д.

Разноуровневое размещение элементов декора. Данная характеристика оформления среды предполагает использование ее возможностей в решении задач эстетического воспитания и охраны зрения воспитанников.

Организация зеленой зоны. В образовательной программе не предполагается самостоятельного труда детей в природе, поскольку детям дошкольного возраста недоступно выполнение такого труда на уровне экологической ответственности. В то же время некоторые живые объекты (растения) вносятся в группы как предметы познания, но обихаживаются взрослыми.

Организация трудовой деятельности. В группах младшего дошкольного возраста трудовая деятельность (кроме труда по самообслуживанию) организуется преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в закрытых шкафах. Старший воспитанник самостоятельно задумывает, организует и выполняет трудовое действие. Поэтому необходимый ему материал находится в свободном доступе.

Размещение материалов для художественной деятельности. Данный вид деятельности требует от ребенка высокого уровня овладения не только техническими умениями, но и умениями эстетического замысла. Он организуется под руководством взрослого (по крайней мере до старшего возраста) и оборудование для него на доступном для самостоятельной организации и выполнения уровне предлагается только в старшей группе.

Групповая библиотека. В старшей группе среда обогащается новым элементом — групповой библиотекой. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение круга представлений, формирование культуры читателя. Такая библиотека создается силами сотрудников детского сада и семьи.

Особое место в групповом помещении занимает стол воспитателя. Его размещение связано с функциональным назначением. Он очень важен для охраны труда и здоровья самого педагога-женщины и для того, чтобы он выполнял функцию органайзера (ящики), а поверхность стола — своеобразная «лаборатория» педагога, место обучающего и развивающего взаимодействия с воспитанниками. За этим столом организуются разнообразные формы образовательного процесса: групповое обучение, образовательные диалоги, совместная экспериментальная деятельность, демонстрация разных способов деятельности взрослым и т.д. Иначе говоря, стол воспитателя — элемент образовательной среды, а не только место подготовки педагога к выполнению профессиональной деятельности.

        

  1. Предметно-пространственная среда в группах детей 2-3 лет

     В раннем возрасте (2-3 года) – игры и пособия, способствующие физическому и сенсорному развитию детей, ознакомление с предметами-орудиями, формированию навыков самообслуживания.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда-это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития оборудуются:

• уголок для ролевых игр;

• книжный уголок;

• уголок ряжения;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

•зона двигательной активности;

•зона театрализованной деятельности

•центр песок - вода;

•дидактическая кукла;

•игровая жилая комната. Фотографии «Моя семья»;

•музыкальный уголок;

•игровые двигательные модули;

•уголок сенсорики;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—

конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

      В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

  1. Предметно-пространственная среда в группах младшего,

среднего – старшего дошкольного возраста

        Организация пространства, во-первых, должна обеспечить возможность для самодеятельности ребенка. Он должен иметь возможность самостоятельно, по собственной инициативе задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, сам из места хранения выбирает нужные для себя инструменты и находить место в группе для осуществления её, организует рабочее место; сам выполняет, все за собой убирает на те же места, достигая результата. Поэтому нет никакой необходимости в «зонировании» группы. А все размещение пособий, оборудования нужно в группе подчинить закону красоты, удобства, сохранению и развитию здоровья ребёнка. Простор в группе, как во дворце. Поэтому хранение стульев – в спальне: 2-х местные столы размещаются по стенам, превращаясь в ленточные для индивидуальной деятельности в подгрупповой или фронтальной форме.

      Во-вторых, организация пространства должна быть сориентирована на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику свободный двигательный режим. В группах «Детского сада – Дома радости» не принято, например, делить группы на четко разграниченные зоны (центры), в каждой из которых занимаются только определенным видом деятельности. Педагог стремится к образу такого пространства, где можно расположиться «с размахом», найти место для реализации масштабного замысла; к пространству, легко преображающемуся, как исходя из потребностей воспитателя в организации своей работы, так и по желанию детей. Для этого, например спальная комната обустраивается так, чтобы большая её часть легко могла освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты. Стулья редко используются детьми, поэтому они, как правило, располагаются в спальной комнате. Столы двухместные, они легко соединяются, образуя то квадрат (во время питания), то прямоугольник (для строительной игры), то каре (для занятий продуктивными видами деятельности), то вообще убираются в спальню или размещаются вдоль стен, освобождая пространство для ролевых игр. Ковер, на котором дети часто танцуют или лежат, сидят, отдыхая, занимает центральное место, одновременно украшая помещение. Он может легко перемещаться в разные места группы для разных видов деятельности.

      Подбор предметов в группе – третье требование к организации предметно-развивающей среды. Для сохранения культуры интерьера, предметов должно быть немного, расположенных на виду, но каждый из них дает возможность ставить перед ребёнком развивающие его задачи. Не просто набор резиновых игрушек, а они расставлены по размеру или по видам или один и тот же персонаж, но выполнен из разных материалов. Количество их на полках минимальное, они, как правило, лишь как образец запасов, которые хранятся воспитателем в особых местах, известных детям.

      Особая развивающая задача выполняется подбором материалов на полках, так называемых полках «полках избыточной информации». В младшей группе – это полки должны быть для малыша, как «чудо», которому он скоро научится. Кроме того, должны быть полки, отданные тому познавательному материалу, который в это время изучается с детьми.

     Четвёртое требование к организации пространства: все предметы, от занавесок до игрушек, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и обеспечивали комфортное состояние не только у ребёнка, но и у взрослого. Эстетика оформления учитывает взор не только ребёнка, но и взрослого, который здесь работает. Поэтому произведения искусства или их репродукции развешиваются на разной высоте. Вместе с тем следует избегать оформление групп самоделками и детскими рисунками. Собственные работы дети не воспринимают как украшение. То, что нравится взрослым в рисунке ребёнка, детьми воспринимается иначе. Поэтому выставки детских работ рекомендуется оформлять специально на особой стене или в раздевалке.

      Растений должно быть такое количество и разнообразие, которое, во-первых, обеспечивает содержание их в соответствии с их потребностями, во-вторых, не отвлекает силы воспитателя на их обиход, ведь главное в группе – ребёнок, а растений может быть немного, большинство из них служит красоте, и отдельные виды для организации познавательной деятельности; в-третьих, цветущие растения – показатель атмосферы психологической в группе. Интерьер дополняется искусственными растениями, которые созданы руками человека как результат прикладного искусства, яркими игрушками которыми дети, как правило, не играют, они украшают группу.

      Особое место в группе занимает «Экологическое окно», оно и украшает, и место отдыха (под ним расположен ковёр), и место решения познавательных задач (липучками прикрепляются силуэты животных). Украшением являются шторы, занавески, которые тоже могут быть дополнены цветочками, колечками, ленточками, шариками и т.п.

Пятое условие состоит в том, что организация среды должна систематически изменяться в соответствии:

а) с сезоном;

б) с расширением и углублением представлений детей об окружающих нас мирах;

в) с видом деятельности, которой в данный момент заняты дети;

г) с количеством участников. Создание развивающей среды – яркий показатель и возможности для творчества воспитателей и яркой, разнообразной жизни ребят – жителей «Дома радости».

  1. Создание предметно-пространственной среды в группах

для реализации  образовательной программы

Развивающая среда в группах детей от 3-х до 4-х лет

  1. Полка избыточной информации:
  2. Настольный театр
  3. Образец постройки из строительного материала
  4. Ситуации о жизни домашних животных
  5. Картинка изображения водоема (к картине ставятся игрушки животных, птиц, растений).
  6. Познавательная полка (ставится то, что изучается на занятии)
  7. Полка красоты или удивления, где выставляются произведения искусства (народно-прикладное искусство, произведения изобразительного искусства, скульптуры малых форм: людей, животных; игрушек, художественная резьба по дереву и т.д.)
  8. Полка именинника (красивый чайный сервиз, количество чайных кружек ставиться в соответствии с возрастом детей)
  9. Полка няни (салфетки, цветы, баночки с различными крупами), украшает полку картина: натюрморт
  10. «Экологическое окно». Содержит 3 основных среды обитания, а именно: небо, земля, вода. В каждую среду обитания прикрепляются разные виды животных, птиц, рыб, которые меняются по мере ознакомления и изучения
  11. Календарь природы
  12. Уголок книги
  13. Стенд с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  14. Репродукции        картин художников: натюрморт с цветами ( в течение года 2 картины)
  15. Цветы на окнах
  16. Персонаж        Мишка
  17. Гараж        с машинами (тележки разные, легковые автомобили, грузовые (40-50 см.), автомобили специального назначения и т.д.)
  18. Куклы        разной величины. Количество кукол 30 штук, разного размера в одежде мальчиков и девочек, с разными лицами, прическами, цветом волос и мимикой (на виду 3-5 кукол). Постельные принадлежности для кукол (по 10 комплектов)
  19. Игрушки - животные: домашние звери, дикие звери, птицы (все игрушки разных размеров)
  1. Крупные        игрушки на колесах и качалках, игрушки - забавы (озвученные, заводные), музыкальные, театральные (настольные театры, куклы би-ба-бо, и т.д.)
  2. Строительные        материалы (напольный и настольный строительный материал
  3. Оборудование для организации труда (по два тазика на каждого ребенка, тряпочки (25x25 см), поролон (6x7 см), кусочки мыла, мыльницы)
  1. Настольно-печатные        игры (разрезные картинки, кубики из четырех частей, по коробке на каждого ребенка)
  2. Магнитофон
  3. Фланелеграф
  1. Мольберт
  2. Две        пятиступенчатые устойчивые лесенки
  3. Наборные        полотна для размещения картинок
  4. Наборы        картинок (животных, растений, предметов обихода, птиц, насекомых, рыб, людей разных профессий и результаты их труда, люди разного возраста, люди разного настроения)
  5. Игрушки        для игр с песком и водой
  6. Предметы        для ряжения детей (косынки, ленты, шапочки и т. д.)
  7. Наборы        материалов разного качества (бумага, ткани, резина, пластмасса, металл, древесина и т.д.)

Развивающая среда в группах детей от 4-х до 5-ти лет:

  1. Полка по краеведению:
  2. Фотографии улиц города, памятных мест
  3. Герб города, флаг России, карта города
  4. Куклы в народных костюмах
  5. Игрушки, созданные умельцами России и области
  6. Уголок дежурных
  7. Персонаж Мишка (или другой персонаж)
  8. «Экологическое окно»
  9. Познавательная полка (ставится то, что изучается на занятии)
  10. Полка красоты (выставляются произведения искусства, меняется один раз в месяц)
  11. Полка именинника (красивый чайный сервиз, количество чайных кружек ставится в соответствии с возрастом детей)
  12. Полка избыточной информации:
  13. Сорта овощей (натуральные)
  14. Предметы обихода (посуда, одежда и т. д.)
  15. Настольный театр
  16. Образец постройки из строительного материала
  17. Полка няни:
  18. Картинки с последовательным изображением сервировки стола
  19. Репродукция картины с натюрмортом
  20. Уголок        книги
  21. Строительные материалы (напольный и настольный строительный материал)
  22. Настольно-печатные        игры (по коробке на каждого ребенка)
  23.  Магнитофон
  24. Фланелеграф
  25. Мольберт
  26. Наборные        полотна для размещения картинок
  27. Наборы        картинок (животных, растений, предметов обихода, птиц, насекомых, рыб, людей разных профессий и т. д.)
  28. Наборы        материалов разного качества (бумага, ткань, резина, пластмасса, металл, древесина и т. д.)
  29. Стенд        с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  30. Репродукции картин художников

Развивающая среда в группах детей от 5-ти до 6-ти лет:

  1. Глобус
  2. Географическая карта
  3. «Экологическое окно»
  4. Полка красоты (меняется один раз в месяц)
  5. Образцы народного искусства (гжель, хохлома, городец, дымковская игрушка, филимоновская, каргопольская и. д.)
  6. Полка избыточной информации:
  7. Представители фауны (всех частей света)
  8. Представители флоры (всех частей света)
  9. Продукция заводов и фабрик производимая в городе Сальске
  10. Продукция производимая в России
  11. Полка «Мир профессий»
  12. Альбомы с семейными фотографиями
  13. Постоянно действующая экспозиция:
  14. Выставка тканей, дерева
  15. Инструменты необходимые в работе (повара, маляра, врача, швеи и т.д.)
  16. Одежда (сезонная, профессиональная, спортивная)
  17. Мебель
  18. Библиотека, книги расставлены по тематике
  19. Игрушки        - самоделки
  20. Полка с дидактическими играми
  21. Полка        няни
  22. Материалы        отражающие интересы семей группы (результаты путешествий увлечений семей и т. д.)
  23. Календарь природы
  24. Персонаж Незнайка
  25. Уголок        природы
  26. Магнитофон
  27.  Мольберт
  28. Фланелеграф
  29. Репродукции        картин художников
  30. Стенд с рисунками детей (в раздевальной комнате)
  31. Оборудование для экспериментирования

Развивающая среда в группах детей от 6-ти до 7-ми лет:

  1. Модульный игровой материал
  2. Костюмы для театральных, сюжетно-ролевых игр
  3. Библиотека:
  4. Картотека игр
  5. Каталог книг

4. Полка избыточной информации (на полке представлены науки: биология, астрономия, физика, география, химия, история)

  1. Персонаж Незнайка (или другой персонаж)
  2. Полка красоты:
  3. Декоративно-прикладное искусство:
  • тканые и вышитые изделия
  • керамика
  • посуда
  • глиняные игрушки
  • изделия из дерева украшенные резьбой, росписью
  1. Скульптура малых форм - изображение сказочных героев и животных из фарфора, древесины, металла, стекла и т. д.
  2. Картины, иллюстрации шедевров архитектуры разных стилей: готический, романский, барокко, классицизм, модерн
  3. Полка по краеведению:
  4. Глобус
  5. Физическая карта
  6. Герб России
  7. Карта Мира, России
  8. Карта-план города
  9. Фотографии города
  10. Книги-путеводители по разным городам
  11. Открытки, фотоальбомы разных городов
  12. Полка именинника:
  13. Выставка материалов, которые интересны ребенку-имениннику (сюрприз для именинника)
  14. Уголок природы
  15. «Экологическое         окно»
  16. Уголок дежурных
  17. Календарь природы
  18. Оборудование для экспериментирования
  19. Репродукции        картин художников (пейзаж, портрет, жанровая живопись, графика)
  20. Выставка        детских работ (в раздевальной комнате)
  21. Место для хранения изобретений детей, продуктов детского творчества
  22. Конструктор «Лего»
  23. Тематические        строители и конструкторы
  24. Кубики        с алфавитом
  25. Строительные        материалы (напольный и настольный строитель)
  26. Магнитофон
  27. Фланелеграф
  28. Мольберт
  29. Наборные        полотна для размещения картинок, букв
  30. Дидактические        игры (настольные, музыкальные и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Методическая разработка Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры» 2 младшая группа

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, развитие речи.Задачи:1. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную...

Методическая разработка Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, развитие речи.Задачи:1. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную...

Методическая разработка тему: «Организация проектной деятельности»

 Весь активный трудовой мир строит свою деятельность, тщательно исследуя проблему, планируя действия и средства их выполнения, распределяя сферы ответственности участников. Проектный подхо...

Методическая разработка «Аспекты организации предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Введение Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент на их развитии. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгно...

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

Методическую разработку "Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений"

Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений - это комплексная методика, которая позволяет развивать у детей такие качества, как логическое мышлен...