Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"
методическая разработка на тему

Горшунова Оксана Анатольевна

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"  с использованием технологии интервизия.Проведение семинара-практикума с использованием данной технологии позволит включиться в обсуждение проблемы всем участникам семинара.Результат: понимание важности создания психолого-педагогических условий для комфортного проживания детьми дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ на тему:

«Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования».

Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Мы продолжаем с вами серию семинаров о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. И прежде, чем обозначить тему сегодняшнего разговора, я предлагаю вам немного поразмяться. Разминка будет заключаться в определении вашего отношения, модели поведения к некоторому высказыванию.

Каждый выбирает листочек с заданием

Задания:

Перед участием в конкурсе профессионального  мастерства ваши коллеги говорят вам: «Куда ты? Все равно у тебя ничего не получится». Опишите ваше состояние в этот момент.

Ваш муж говорит вам: «Даже не думай о высшем образовании. Твое основное дело-это забота о доме». Опишите ваше состояние в этот момент.

        

Ваш стаж педагогической деятельности 1 год. Ваш руководитель настаивает на том, чтобы вы участвовали в муниципальном  конкурсе «Педагог года». Опишите ваше состояние в этот момент.

Вам нахамили в магазине. Опишите ваше состояние в этот момент.

Врач в грубой форме отчитал вас за то, что вы пришли к концу приема. Опишите ваше состояние в этот момент.

Коллеги по работе постоянно критикуют вас по любому поводу. Опишите ваше состояние в этот момент.

Ваш руководитель постоянно критикует вас по любому поводу. Опишите ваше состояние.

Как только вы переступаете порог дома, ваш муж начинает ворчать на вас. Опишите ваше состояние в этот момент.

Вам нравится организовывать экскурсии с детьми. Но руководитель запрещает вам выходить за пределы детского сада. Опишите ваше состояние.

Какие бы формы работы с детьми  вы не предлагали старшему воспитателю, вы всегда подвергаетесь критике. Опишите ваше состояние.

Вы всегда стараетесь украсить группу к Новому году, но из года в год победа достается другим. Опишите ваше состояние.

На утреннике Вас всегда заставляют играть положительные роли, а вы любите играть отрицательных персонажей. Опишите ваше состояние в этот момент.

Ваш коллега по работе всегда нагнетает обстановку и по каждому поводу впадает в панику. Опишите ваше состояние в этот момент.

Ваш руководитель с самого раннего утра, будучи на в духе, отругал вас ни за что. Опишите ваше состояние в этот момент.

Родители одного воспитанника каждый день придираются к вам по любому поводу. Опишите ваше состояние в этот момент.

Вы постоянно слышите от окружающих оскорбительные слова в ваш адрес. Опишите ваше состояние в этот момент.

В вашем коллективе создана нездоровая психологическая обстановка. Все завидуют друг другу, постоянно критикуют. Опишите ваше состояние.

Старший воспитатель: итак, после проведенной разминки, какой мы можем сделать вывод.

Правильно, каждый человек нуждается в психологической защищенности.

А особенно в этом нуждаются наши воспитанники.

Тема сегодняшнего семинара-практикума «Психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования».

И проведем мы его, используя технологию-интервизия.

Интервизия-это один из командных форматов обсуждения процесса. Существуют  еще такие формы, как супервизия, собрание, обсуждение случая.

Интревизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами.Для этого нам необходимо разделиться на три команды.В каждой команде необходимо выбрать ведущего. Обсуждаемая проблема одна-как создать комфортные психолого-педагогические условия для успешной реализации ООП ДО.

Обсуждение должно строится не на обсуждении проблем создания психолого-педагогических условий, а на конкретных вариантах их решения. Вы должны определиться с каких слов начнется презентация Ваших собственных решений. Например, если бы мне пришлось создавать психолого-педагогические условия я бы….

создавая психолого-педагогические условия для успешной реализации ООП ДО я бы…

 Ведущий записывает на листе бумаги высказывания каждого члена команды, предлагающего свои решения. Далее мы выслушиваем самого ведущего. Обычно сессии интервизии длятся около 3 часов. Но мы ограничимся временем на  подготовку в пределах 30 минут.

Существует несколько правил поведения,  которые участники и ведущий должны соблюдать во время интервизии. Основными правилами являются:

• Не будьте категоричны,  например,  если осудить или просто опровергнуть поведение или утверждение,  то это не приведет к положительным результатам.

• Не задавайте вопросы «Почему?». Вопрос «почему»  часто показывает,  что Вы просто не понимаете, «почему»,  и поэтому осуждаете.  Открытые вопросы для прояснения деталей и побуждения людей рассказать об их аргументах и мотивах (например, «Расскажите, пожалуйста,  об этом подробнее»)  помогают получить больше важной информации и способствуют созданию атмосферы сотрудничества.

• Не будьте высокомерными,  избегайте советовать и поучать, что и как делать или как себя вести.

Постарайтесь соединить свои результаты с опытом коллег. Принять чье-либо решение является более адекватным и эффективным,  чем перенять чью-либо точку зрения.

• Не перенимайте ответственность за чужие проблемы,  попытайтесь мотивировать и поддержать людей, чтобы они смогли сами решить свои проблемы.

• Внимательно слушайте,  т.е.  не говорите слишком много,  не интерпретируйте, но убедитесь, что Вы правильно поняли, подытоживая то,  что кто-то из коллег сказал или переспрашивая,  именно ли то они имели в виду.

• Сосредотачивайтесь больше на «здесь и сейчас», на том,  что люди делают или чувствуют сейчас,  что дела/эмоции означают для них сейчас,  что они видят в перспективе и т.д.  Это дает в целом более адекватную информацию для изменения поведения,  чем обсуждение прошлого.

• Уделяйте внимание эмоциям,  что и как люди чувствуют,  что для них значит конкретное событие и т.д.  Это дает людям глубокое понимание того, почему они повели себя именно так, как повели.

• Покажите, что Вы понимаете и Вам не безразлично, покажите свой интерес. Спросите у людей, как у них идут дела.

• Уважайте людей,  например,  поблагодарите людей за их мнения и вклад, извинитесь, если неправильно поняли и т.д.

• Не играйте роль «терапевта» или «психиатра». Внимательно слушать и уделять внимание –  это очень важно,  но нужно избегать роли «терапевта». Такие вопросы как «Расскажите, как Вы чувствуете?», «Что это значит для Вас?»  могут привести к возникновению антипатии, особенно когда речь идет о предложениях решения проблемы.

Перед началом обсуждения вспомните ФГОС ДО, который определяет нам перечень условий.

-требования в развивающей предметно-пространственной среде

-требования к кадровым условиям

-требования к материально-техническим условиям

-требования к психолого-педагогическим условиям

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Работа в группах. Презентация путей решения проблемы

Старший воспитатель подводит итоги (резюмирование результатов дискуссии).

А теперь я предлагаю вам взглянуть на проблему с другой стороны.

Представьте, что вы тот самый ребенок, для кого и создаются необходимые условия.

Напишите сами себе письмо. Макет письма вам предложен.

Здравствуй, дорогой воспитатель!

Я очень хочу, чтобы  ты _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за понимание. Твой воспитанник.

Старший воспитатель: А теперь давайте подведем итоги нашей встречи.

Ответьте, пожалуйста на вопросы:

-хорошо ли вы себя чувствовали?

-достаточно ли было вводной информации?

-что было хорошего и что прошло не очень хорошо?

-научились ли вы чему-нибудь?

-считаете ли вы полезными представленные пути решения  проблемы?

Используемая литература:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.-М:УЦ Перспектива,2014.

2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах (под общ.ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой.-СПб.: КАРО, 2014.

3.www.unodc.org-Руководство по проведению интервизии, Франц Траутманн.

4.Александра Долженко. Руководство по проведению интервизии (электронный вариант)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образовани...

Обеспечение психолого-педагогических условий - залог успеха реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Презентация доклада по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ....

Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Современные требования к созданию психолого – педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель сопровождения развития ребенка в ДОО - создать психолого- педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....