Консультация для воспитателей: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста».
консультация по обучению грамоте (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация доя воспитателей: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Одно из условий для полноценного речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях развивающей предметно - пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Насыщая групповое пространство, нужно заботится в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.
Развивающая предметно - пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.
В зоне сюжетно-ролевых игр созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр таких, как: «Больница», «Семья», «Магазин», «Шоферы» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Зона интеллектуального развития: расширение, уточнение и обогащение словаря ребенка за счет развивающих, дидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.
Зона сенсорного развития: обогащение речи детей в процессе освоения различных эталонов. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
В зоне театрально-игровой деятельности представлены различные виды театров. Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
В книжном уголке представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона художественного труда, которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности.
Зона конструирования содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы. В процессе игры дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Зона экологического воспитания: в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Зона двигательной активности: обогащение, расширение и активизация словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.
Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности в познавательной и в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Ейска МО Ейский район
Консультация на тему:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста».
Воспитатель МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска МО Ейский район
Е.В.Нестеренко
2019 г.
г. Ейск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".
Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды"...

Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детского экспериментирования".
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды....

Консультация для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физическ...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль словесных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста»
материал предназначен для педагогов дошкольного образования....

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
Статья будет интересна начинающим педагогам....

Тема «Влияние развивающей предметно –пространственной среды на речевое развития детей дошкольного возраста»Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
Провокация в виде приглашения в игру заключается том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребёнке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Она создает ребенку ...