Опытно – экспериментальный проект в старших группах
проект (старшая группа)

Кривова Ирина Владимировна

Проблемный вопрос: «Завял цветок Бальзамина, что случилось? Почему завял цветок? Как ему помочь?» 

         Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\Screenshot_4.png            Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\фото к проекту\Qkwtid_6Tfc.jpg  

Цель: формирование у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды, формирования экологической культуры личности.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширять представления детей о свойстве воды.
  2. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умение работать в группе.
  3. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
  4. Знакомство с правилами безопасного поведения на воде.

Участники проекта:

  • Воспитанники групп № 4, № 13
  • Воспитатели групп № 4, № 13

Тип проекта:

  • По ведущему методу познавательно – исследовательский.
  • По количеству участников – групповой.
  • По длительности – краткосрочный (1 неделя)

Виды детской деятельности:

  1. познавательное развитие,
  2. речевое развитие,
  3. социально – коммуникативное развитие,
  4. художественно – эстетическое развитие.

Обеспечение проекта.

     Учебно – методическое: подбор художественной литературы, загадок, стихов, поговорок, оборудования для опытов с водой.

Предполагаемый результат.

    Предложенный проект позволит приобрести знания о воде, о безопасном поведении на воде, о бережном отношении к воде. У детей сформируются опытно – исследовательские навыки.

Продукт проектной деятельности.

Пятница – экспериментальная деятельность.

I этап. Подготовительный.

 

Составление плана основного этапа проекта.

Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

 

II этап. Выполнение проекта.

 

Понедельник.

 

Познавательное развитие.

Беседа «Вода – источник жизни!»

Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Речевое развитие.

Загадки.

    Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\vA7pQofO4kA.jpg

Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок.

Физическое развитие.

Физкультминутка.

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\Uy-QkJ9eN94.jpg Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\UBYKib9FdMs.jpg

Цель: помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от непосредственной образовательной области. Получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

 

Вторник.

 

Познавательное развитие.

Беседа «Жизнь в воде».

Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

НОД «Вода – источник жизни».

Цель: показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

      Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\51WHvRWZor8.jpg

Цель: ־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека,   животного и растительного мира.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

 

Среда.

 

Познавательное развитие.

Беседа «Круговорот воды в природе».

             Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_100207.jpg

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Художественно – эстетическое развитие.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\S4t1ztn8RfA.jpg

 

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\Xi9lQxsHW-I.jpg

 

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\62F3LD1_lho.jpg

Цель: учить детей составлять  композицию «Рыбки в аквариуме», формировать представление об аквариумных рыбах; развивать у детей, внимание, речь, коммуникативные способности; воспитывать усидчивость, бережное отношение к природе.

Речевое развитие.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

          Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\5TIyO8MQg5M.jpg

Цель: - Воспитывать нравственные качества, любовь и уважение к творчеству Х. – К. Андерсена, к персонажу его произведения,

-     Познакомить с мифологическим образом русалочки;

- Продолжать формировать умения работать с художественным произведением, с картинами художников-иллюстраторов, с композицией сказки.

 

Четверг.

 

Познавательное развитие.

Беседа «Вода не прощает шалостей».

Цель: знакомство с правилами безопасного поведения на воде.                          Речевое развитие.

Чтение стихотворений «Что случилось с рекой?»

Пословицы, поговорки.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству.

Физическое развитие.

Подвижная игра «Пройди через речку по мостику».

                  Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\6OUEpH0PcVM.jpg

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\YGE03849yi8.jpg

Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать чувство равновесия, приучать выполнять задания самостоятельно.

Художественно – эстетическое развитие.

Лепка.

Тема: «Наш пруд».

               Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\QEXYAgjFmkw.jpg

 

               Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\-4rWAQBYbow.jpg

Цель: познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи, головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорции.

Пятница.

 

Опытно – экспериментальная деятельность.

1. Опыт. «Вода прозрачная».

   Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_093623.jpg    Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_093501.jpg

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: стакан с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в стакане (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. Опыт. «У воды нет цвета, вкуса, запаха».

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_094057.jpg Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_093924.jpg

 

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_093840.jpg Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_093656.jpg

Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в нее положены).

Цель: знакомство детей со свойством, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).

3. Опыт. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_094515.jpg Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_094449.jpg

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками.

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая. В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

4. Опыт. «Лёд – вода».

Цель: Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки.

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

 

 

 

5. Опыт. «Вода окрашивается».

                Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_095110.jpg

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

6. Опыт. «Как пьют растения».

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_095204.jpg  Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\IMG_20191030_095518.jpg

 

 

 

 

 

 

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\EXacwMelRp8.jpg

Цель: В ходе опыта дети  увидят как растения пьют воду. Не требует никаких сложных приготовлений, но очень увлекательный.

Выяснить у детей, что они знают о том, как растения пьют?

Ребята сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям, дети не знают, поэтому было предложено провести эксперимент №6, узнать, как это происходит.

Для проведения опыта нам понадобятся:

  • стаканы с водой,
  • красители,
  • листья пекинской капусты.

Вывод: листья капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям.

 

III этап. Результат проекта.

     В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

     В опытно-экспериментальной деятельности дети узнали о свойства воды:

  • вода прозрачная;
  • вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили;
  • вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавили;
  • вода бывает холодной, теплой, горячей;
  • вода окрашивается;
  • вода превращается в лёд, а лед в воду;

     В итоге проведённого нами проекта у детей сформировались первоначальные знания о воде, как вода необходима в жизни, как беречь и разумно использовать воду. Познакомились с правилами безопасного поведения на воде.

image

 

IV этап. Рефлексия. В заключении опытно-экспериментальной деятельности для повышения эмоционального настроя детей мы показали детям фокусы с водой.

Фокус № 1. «Лава – лампа».

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\Screenshot_1.png Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\gqGdw_gks3I.jpg

Необходимое оборудование:

  • растительное масло
  • вода
  • пищевой краситель
  • шипучая таблетка

Ход эксперимента: стакан на 1/3 наполнить водой, добавляем пищевой краситель, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Потом медленно опустить шипучую таблетку.

Вывод: Вода и масло не могут смешиваться и отталкивают друг друга. При этом вода плотнее масла и располагается снизу. Когда на дно бросить шипучку, часть воды подхватило сплывающим газом, после чего маленькие пузырьки воды стали всплывать сквозь масло. Но оторвавшись от газа они снова будут тонуть.

Фокус № 2. «Волшебный снег».

        Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\HVeHLADzsNo.jpg

 

           Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\mtVsvwU10m4.jpg

 

           Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\L0zdaTOsadw.jpg

     Это необычный фокус, который интересно проводить и детям и взрослым.

Ход эксперимента: положите 1 чайную ложку Волшебного снега в стакан объемом не меньше 200мл.. Налейте в другой стакан 50 мл. воды комнатной температуры. Добавьте воду в стакан с Волшебным снегом. Наблюдайте как вещество за секунды увеличивается в объёме. Вода постепенно будет испаряться из Волшебного снега, и через несколько дней он начнет уменьшаться в объеме. если сбрызнуть его водой он снова станет пушистым и рассыпчатым.

Фокус № 3. «Радуга в стакане».

        Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\_lTdlswV0wQ.jpg

 

Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\4AMWj1TelJ0.jpg            Описание: C:\Users\Dell\Desktop\проект Вода Саратов\вода\фото к проекту\kkZI1H-Gofs.jpg

Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. 

Материалы: пищевые краски, сахар, вода.

Оборудование: стаканчики, шприц, фужер, ложечка.

Прогнозируемый результат:  Мы должны получить «радугу в стакане», т. е. несколько слоёв цветной воды, не смешивающиеся между собой.

Ход фокуса: Поставьте 4 стакана в ряд. Насыпьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй 2 ст. ложки сахара, в третий 3 ложки, в четвертый 4. Не перепутайте последовательность стаканов, запомните какое количество сахара вы насыпали в каждый из них. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки горячей воды и хорошенько перемешайте сахар до полного его растворения. В каждый стакан добавьте немного пищевого красителя. Воду нужно окрасить так, чтобы она оставалась полупрозрачной. Будьте аккуратны, не сыпьте слишком много красителя, иначе вода получится слишком тёмной. Для примера воду в первом стакане мы делаем синего цвета, во втором — желтого, в третьем — зелёного, а в четвёртом — красного. После добавления красителя хорошенько перемешайте воду. Пора перейти к самому важному и сложному! Возьмите шприц и наполните его водой из четвёртого стакана (красного). Вылейте воду из шприца в пустой фужер. Дальше наберите шприц из третьего стакана (зелёного). Теперь аккуратно по стенке стакана вылейте воду в пятый стакан так, чтобы жидкость почти не перемешивалась. Эту же процедуру повторите со вторым стаканом (жёлтым), а затем и с первым (синим).
Как красиво! Вода в стакане превратилась в настоящую радугу. Просто удивительно, как цвет улёгся слоями, а не перемешался друг с другом.

     Это произошло из-за разной плотности воды. Чем больше сахара в воде, тем выше её плотность, поэтому слой с такой концентрацией окажется в самом низу стакана. А вода с меньшим количеством сахара, наоборот, окажется сверху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. 2014г.
  2. Н.Е. Веракса, О.Г. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4 – 7 лет» 2015г.
  3. Мокиевская Н.В., Рысакова И.В. «Природа России» 2017г.
  4. Научно – популярное издание «Энциклопедия. Моря и океаны. Животный мир» 2017г.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Вода источник жизни1.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада

Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада.Проведение опытов с водой, почвой. Цель сформироват знаня о значении почвы, её свойствах. обитателях. В конспекте представленны гот...

План экспериментально-опытной деятельности в старшей группе

Исследовательская деятельность с детьми старшего возраста...

ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного и...

ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

   Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объект...

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. старшая группа

Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности(Старшая группа)...

Конспект занятия по экологическому воспитанию с Опытно-экспериментальной деятельностью старшая группа

Познакомить детей с тем , в каком виде существует вода в природе,с различными явлениями....