Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Логунова Елена Андреевна

Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада.

Проведение опытов с водой, почвой. Цель сформироват знаня о значении почвы, её свойствах. обитателях. В конспекте представленны готовый хороший иллюстрированный материалс с сылками. Иллюстрации и картинки можно увидеть при скачивании конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_kartinkami_chem_dyshat_pochvennye_zhiteli.docx538.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальный досуг: Почва

Старшая - подготовительная группа

Провела: Логунова  Е.А.

Почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.) .

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом.

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой) .

- Давайте проверим. 

Опыт 2. Где  воздуха больше? (в рыхлой или утрамбованной почве) .

Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы) .

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве) .

- Где подземным жителям легче дышать?

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Давайте это увидим сами.

Опыт 3. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

- Что с ним произошло? Каким он стал?

- Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки.

1) Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2) Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3) Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4) Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может (муравей)

5) Скачет зверушка, не рот а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

А теперь немножко отдохнём физ минутку проведём:

Возле берега червяк

Извивается – вот так,

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

Дернул леску рыбачок,

Да сорвался червячок,

Рыбка не попалась,

С червяком умчалась.

Пальчики размяли, а теперь мы с вами настоящих червячков научимся делать (поделка весёлый червячок).

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

 ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ» - 6 обручей, стаканчики с землёй, поделки червячки.

Дети делятся на две команды. В каждой команде свои «червяки» и свое «дерево с детьми листьями».

Дети деревья стоят в своих обручах, вокруг них рассыпаны  листочки, по команде осень ребёнок дерево берёт 1 листочек, несёт, своим детям - листьям, стоящим, в другом обруче, отдаёт листочек 1- му  из детей и бежит назад, ребёнок листочек, бежит к обручу червякам, кладёт листок, берёт стаканчик с землёй. И относит его к своему дереву.

Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.

Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.

Опыт 4. Как происходит загрязнение почвы.

Рассмотрим воду у меня в баночках.

- Чем они отличаются?

Да, в одной чистая вода, а в другой грязная (мыльная),  которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?

Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.

- Что изменилось?

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.

А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.

Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.

- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?

 Итог :

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?

Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.

http://skazki-raskraski.info/wp-content/uploads/coloring/d3c724c5f387b21c426a53ca65ee7ca7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/526/87526255_4307316_1277875247_medvedka.jpg

http://dic.academic.ru/pictures/enc_biology/animals/polevaya_mysh__.jpg

Червяк

http://luk-media.ru/raskraski/JPEG/012_3%20copy.jpg

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1353404308/post-380782-1353573771.jpg

http://www.raskraskin.ru/wp-content/main/2010_02/ant-coloring-page.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".

Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планиро...

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".

Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познав...

Опытная эксперементальная деятельность, старшая группа

Задачи:—Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; —Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать,—обобщать, устанавливать причинно-следственну...

Конспект экспериментальной деятельности, старшая группа детского сада. Тема. Вода. "Умная галка".

Данный конспект предназначен для педагогов старшего дошкольного возраста. С помощью Мудрой "Совуньи" ребята учатся рассуждать, проводят эксперимент. Основой для экспериментальной деятельност...

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....