Главные вкладки

    КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Андрюшина Ольга Владимировна

    Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_sayt.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №269

    городского округа Самара

    КОНСПЕКТ

    Непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада

    «Удивительные рыбки»

        Подготовила:

    Воспитатель: Андрюшина О. В.        

    Самара 2012

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Программные задачи

    Образовательные:

    Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

    Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.

    Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.

    Развивающие:

    Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

    Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

    Побуждать детей делать выводы.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

    Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
    Закреплять культурно-гигиенические навыки.

    Воспитывать умение работать в команде.


    Воспитательные:

    Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

    Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

    Прививать аккуратность.

    Методы и приёмы:

    Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

    Наглядный (панно «геометрические рыбы», схемы, символы).

    Практический (опытно-экспериментальная деятельность).

    Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
    Использование проблемных ситуаций и вопросов.
    Использование ТСО (звуки моря, видеоклип).
    Художественное слово (стихотворение, загадки).

    Виды деятельности

    Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

    Словарная работа
    Упражнения в словообразовании: рыба морская, речная, озерная

    Материалы


    Ёмкости с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации речных рыб, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде), графическая модель «рыба», растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластовые, глобус, воздушный шарик

    Фонограмма
    Звуки моря
    Видеоклип
    Подводный мир

    Ход занятия.

    Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями. Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? Тогда удачи!

    - На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой.

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны.

    - Ребята, что это? (глобус)

    - Верно, глобус – модель нашей земли.

    - Какую форму он имеет? (форму шара)

    - Что обозначают на глобусе синим цветом? (вода) А остальными цветам? (сушу, горы)

    - Водоемы. Давайте посмотрим, где они. (показать пальчиком)

    Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода.

    - Какие водоемы вы знаете? (реки, озера, моря, океаны)

    - Для многих животных вода – это дом.

    - Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке) Итак, отправляемся:

    Войти в подлодку

    Задраить люки

    Включить мотор

    Пристегнуть ремни

    Внимание! Погружение!

    - Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Дно покрыто песком и илом. Ил – осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли)

    Фильм «Дно реки»

    Посмотришь на реку

    И кажется в ней

    Нет ни мальков, ни окуней.

    Только бежит голубая вода.

    Но если поближе в нее заглянуть,

    Сразу видишь, что это не так.

    Вот под корягою прячется рак,

    Рядом лини копошатся в грязи.

    На солнце сверкают боками язи.

    Стайка плотвы шевелит камыши,

    Мелькают густерки, ельцы и ерши.

    Река ведь не просто течет и течет,

    Она интересною жизнью живет.

    - Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.

    1. Ухвачу-ка! Проглочу-ка!

    Щелкает зубами….(щука)

    - Сколько частей в слове ЩУКА (2) Давайте прохлопаем

    1. Он в самом омуте живет

    Хозяин глубины.

    Имеет длинные усы

    А глазки чуть видны (сом)

    - Сколько частей в слове СОМ (1)

    - Что вы знаете о соме?

    1. Он колючий, но не еж,

    А речная рыба …

    ( Ёрш )

    - Сколько частей в слове ерш (1)

    - Чтобы ерш не был таким сердитым, назовите его ласково. (ершик), а щука и т.д.

    1. Сидят рыбаки

    Стерегут поплавки.

    Рыбак Корней

    Поймал трех… (окуней)

    - Сколько частей в слове ОКУНЬ (2)

    - Какого цвета у окуня пловники?

    - Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские)

                                    В реке- (речные)

                                    В озере – (озерные)

    - Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части

    Смотрите художник нарисовал рыб, но здесь что, то не хватает

     игра «Дорисуй чего не хватает»

    - Какие геометрические фигуры использовали?

    - На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? (овал)

    - Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

    Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.

    - Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

    - Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

    - Мы сейчас оденем халаты и станем такими учеными.

    Опыт 1

    Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

    - Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.)

    - Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)

    Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. Ставим схематичную карточку на мольберт

    - Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

    - Чем дышат люди? (воздухом)

    - Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

    Опыт 2

    В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

    - Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

    Вывод:

    В воде есть воздух. Ставим схематичную карточку на мольберт

    - Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

    Физминутка

    - Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

    Разминая поясницу мы не будем торопиться

    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

    Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

    Раз и два, раз и два закружилась голова.

    Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять

    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте!

    От разминки польза есть! Что ж, пора  на место сесть!

    Развивающая игра "Тонет - не тонет"

    - несколько небольших предметов, которые не тонут;
    - несколько небольших предметов, которые тонут;
    - емкость с водой.
    Берем по одной штучке, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.

    - Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

    - Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

    Опыт 3

    В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

    - Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

    - Почему он не всплывает?

    Вывод: 

    Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

    - Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

    Ставим схематичную карточку на мольберт

    Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

    - Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

    - Что может загрязнить реку?

    Опыт 4

    В емкость с водой капнуть масло растительное.

    - Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

    Вывод:

    Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

    -Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

    - Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

    - Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.) Ставим схематичную карточку на мольберт

    Рефлексия

    - Сегодня вы были настоящими учеными, работающими на подводной лодке. Молодцы!

    - Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

    - Что же мы узнали сегодня?

    1. Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста
    2. В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
    3. У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть
    4. Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

    Сюрпризный момент

    А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме

    Посмотрите, дом стоит,

    До краев водой налит,

    В этом домике жильцы-

    Все умелые пловцы.  (Аквариум)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко» на тему «Волшебница - вода»

    Цели и задачи:ü  закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);ü  развивать познаватель...

    НОД по основам пожарной безопасности с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

    В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности в лесу и основными знаками пожарной безопасности в лесу, правилами поведения во время возникновения пожара ...

    Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".

    Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

    Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

    Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

    Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...