Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Валерия Людвиговна

Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимодействия с окружающими предметами, проводить опыты, используя необходимые материалы. Конспект написан с применением деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_shariki.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

.

Государственное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад №38  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением деятельности  по  художественно-эстетическому  развитию  детей Красногвардейского  района  Санкт-Петербурга

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема «Волшебные шарики»

Составила воспитатель

Иванова В.Л.

Санкт-Петербург

2016

Тема «Волшебные шарики».

Приоритетная ОО: «Познавательное развитие».

Интеграция с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция детских видов деятельности: опытно-экспериментальная деятельность, коммуникативная деятельность, речевая деятельность.

Используемые педагогические технологии: экспериментирование, моделирование, информационно-технические.

Цель: формирование представления о статическом электричестве.

Образовательные задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимодействия с окружающими предметами, проводить опыты, используя необходимые материалы.

Развивающие задачи: развивать стремление к опытно-экспериментальной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы: надутые воздушные шары, кусочки шерстяной и синтетической ткани, кусочки натурального меха, емкости с конфетти из бумаги и фольги, овсяными хлопьями, солью, шариками из пенопласта, детские столы, стол на высоких ножках (или полки), две подставки и натянутая веревка между ними, экран, проектор, ноутбук, мольберт, таблицы-схемы, листы для фиксации результатов опытов.

Этапы ОС

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Мотивация

-Ребята, что необычного вы заметили? (много воздушных шаров) Может быть сегодня какой-то праздник? Как вы думаете, для чего они нужны?  А вы увидели, что все шары лежат внизу, а  один шарик забрался куда-то наверх? Он какой-то не такой как все? Давайте его снимем и рассмотрим.

Дети вступают в диалог.

Дети трогают шар, делают вывод, что он обычный, он падает, если его отпустить.

2.Проблематизация

-Как же он попал наверх? Можно ли его обратно прикрепить?

-Смогли? Почему не смогли? (не знают, какая сила удерживала шар наверху)

-Верно, вы этого не знали. Так что же вам надо узнать?  (С помощью чего шарик прикрепляется к полке). Как мы это сможем узнать?


Дети пытаются повесить шар обратно, но у них ничего не получается.

Дети высказывают версии, рассуждают, ставят проблему.

3.Целеполагание

-Что нужно делать, если чего-
то не знаешь, но очень хочется узнать?  (спросить у того, кто знает)

-Давайте спросим у того, кто однажды полетел на воздушном шарике, чтобы добыть мед. Кто же это?

Дети осознают свою проблему, ставят цель (узнать, что за сила притягивала шар, как ее вызвать).

Дети отгадывают.

4.Планирование будущей деятельности

На экране появляется  Вини Пух, который в доступной форме рассказывает о статическом электричестве, о причине  его появления, предметах и материалах для опытов, способе их проведения. Вини Пух просит детей проверить, все ли верно он запомнил, ведь об этом он недавно услышал от Кристофера Робина, а сам ничего такого не делал. ( см. Презентация)

-Что происходит с шариком, когда его натирают? (электризуется, заряжается) Чем его натирают? Как долго надо тереть? До какого числа будем считать при натирании ?

- Вы хотите проводить опыты? Сможете?

-Что вы сейчас будете делать? Как вы будете проводить опыты? Давайте определим порядок действий.

На доске выставляется схема-алгоритм из 4-х действий, озвученных детьми: взять шарик, долго тереть об нужный материал, приложить, не касаясь, к насыпанным на тарелку легким предметам, сделать вывод об увиденном: сказать, что увидели и объяснить, почему так получилось.

- Как вы решите, кто какой опыт будет проводить? У нас 4 стола. ( Детям надо разбиться на пары, чтобы опыт проводить вдвоем.)

-Как вы узнаете, что у вас все получилось? ( предметы прилипнут к шарику)

Дети смотрят видео и слушают рассказ.

Дети отвечают на вопросы.

Дети составляют план действий, оценивают его выполнимость.

Дети называют действия и подбирают соответствующую картинку.

Дети разбиваются на пары по  желанию. У каждой пары - свой стол для опыта. На столе: 2 шарика, материал для натирания, на тарелке насыпанные легкие предметы. На одном столе нет предмета для натирания. Детям надо вспомнить, что это их волосы.

5.Реализация плана

-Ну что же, начинайте.

-Закончили? Сейчас каждая пара расскажет, что делали, а поможет вам план действий на доске.  И не забудьте сделать вывод. Кто начнет?

-Укажите стрелками направление движения ваших предметов, лежащих на тарелке, в листах фиксации результатов опытов.

-Молодцы! Все справились! А вот интересно, что будет, если «встретятся» два заряженных шарика.

-Давайте проверим. Помогите мне, пожалуйста, зарядить шарики. (Воспитатель просит тех детей, которые были наименее активны). Чем ты будешь заряжать шарик? А ты?

-Теперь повесим их рядом. Что вы видите? Почему шарики отталкиваются, «ссорятся»? (Если дети не высказывают верного объяснения, воспитатель просит вспомнить опыт, когда один магнит «убегал» от другого).

-Правильно, шарики отталкиваются, потому что у них заряд одного знака. Нарисуйте стрелками направление их движения.

Дети проводят опыт в парах, сначала один, потом другой.

Дети рассказывают, что делали по алгоритму, что наблюдали и делают вывод: под действием заряженного шарика предметы, лежащие на тарелке, притянулись.

Дети рисуют стрелки на своих листах.

Дети высказывают версии.

Дети заряжают шарики, к которым привязаны длинные нитки.

Дети рассказывают, что видят, объясняют.

Дети рисуют.

6.Оценка, рефлексия

-Давайте вернемся к тому шарику, который привлек наше внимание в самом начале. Где он? Кто помнит, что с ним произошло? Теперь мы можем объяснить, почему он висел наверху? Кто нам об этом рассказал? Чем мы занимались сегодня? Что вы узнали нового? Чему научились? Вы можете повесить шарик обратно? А другие шарики? Как вы это сделали? Что вы узнали нового, чтобы сделать это? Вы сможете провести такие опыты дома, показать их своим друзьям?

Дети высказывают свое мнение, активно обсуждают результат.


Приложение 1. Что сказал Вини Пух?

Ой, по – моему, я прилип к потолку…но это не страшно, такое со мной уже было. Недавно Кристофер Робин мне показывал эти фокусы с шариком. Он тер шарик о свои волосы, а потом  приклеивал его к потолку. Но веселее всего было, когда Кристофер Робин  натирал шарик о шерсть собаки, при этом шерсть вставала дыбом...Очень смешно было! Потом к шарику налипла куча всякой всячины. Шарик стал волосатым, грязным и пыльным…Что это за сила такая волшебная? Кристофер Робин сказал, что это не волшебство, а СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Его легко получить, если потереть один предмет о другой, при этом предметы заряжаются разными зарядами: один «+», а другой «-». Вот шарик, когда электризуется, заряжается отрицательным зарядом («-») и притягивает все, что имеет положительный заряд («+»). Так что, ребята, делайте опыты со статическим электричеством и проверьте ничего ли я не перепутал? Ой, забыл сказать – собаку искать совсем не обязательно. Опыты можно делать с кусочками меха, вещами из шерсти. И не забудьте про свои волосы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»

Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)

Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи:      1. Обучающие:познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов....

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект  занятия  опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...