Главные вкладки

    Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»
    опыты и эксперименты (старшая группа)

    Хузяхметова Юлия Леонидовна

    Задачи:
    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
    Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
    Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_my_znaem_o_vode.docx28.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

    ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

    Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему:

    «Что мы знаем о воде?»

    Подготовили и провели:

    Воспитатель Хузяхметова Ю.Л.

    Российская Федерация

    Московская область

    г. Долгопрудный

    Март 2016г.

    Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования.
    Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
    Задачи:
    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
    Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
    Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
    Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
    Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

    Ход занятия:
    Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок по очереди назовет, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители).
    Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
    Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
    «Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    И летаю, и бегу,
    И стеклянной быть могу.
    (Вода.)
    Мы говорим: она течёт;
    Мы говорим: она играет;
    Она бежит всегда вперёд,
    Но никуда не убегает.
    (Вода.)
    В море я всегда солена,
    А в реке я пресная.
    Лишь в пустыне раскаленной
    Мне совсем не место.
    (Вода.)
    Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
    Дети. О воде!
    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
    Ответы детей.
    Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Игра: «Доскажи словечко».
    В морях и океанах – вода солёная;
    вода в море – … морская;
    вода в океане – …океаническая;
    в реках - …,
    в родниках -…,
    в болотах -…,
    Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
    Ответы детей.
    Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи.


    Вода всегда и всем нужна,
    Она прозрачна и чиста.

    Она бежит, течет и льется,
    Из речки, крана и колодца.
    Вода тепла и холодна,
    А так же мокрая она.
    И кто с водой не осторожен
    Намочит быстро их она.


    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг?
    Снимет грязь с лица и рук?
    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать?
    Без чего мы, скажем прямо,
    Человеку умирать?
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли,
    Чтоб варились кисели.
    Чтобы не было беды –
    Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.


    Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
    Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
    Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
    Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
    Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
    Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
    Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

    Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
    Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
    Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
    Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
    Дети выполняют задание воспитателя.
    Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
    Ответы: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
    Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
    Ответы детей: вода стала сладкая.
    Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
    Ответы детей: вода пахнет кофе.
    Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

    Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
    Перед детьми различные сосуды.
    Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
    Дети: Ковшиком через воронку.
    Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

    Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
    Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
    Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
    Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
    Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
    Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
    Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
    Дети добавляют краску, перемешивают.
    Воспитатель: Что изменилось?
    Дети: Вода изменила цвет?
    Воспитатель: Растворилась ли краска?
    Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
    Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
    Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
    Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
    Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
    Ответы детей.
    Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

    Опыт №5 «Лед – твердая вода»
    Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
    Ответы детей.
    Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
    Ответы детей: Влажными.
    Вывод детей: лед – твердая вода.

    Опыт №6«Газообразная вода - пар»
    Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
    Ответ: Образовались капли воды.
    Вывод: вода может превратиться в пар.
    Подведение итогов и оценка результатов.
    Игровое упражнение «Волны»
    - А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
    Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
    налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
    подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
    Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
    Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
    Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
    1. Налить в стакан воды.
    2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
    3. Залить формочки цветной водой
    4. Поставить в холодильник.
    5. Утром принести в детский сад.
    Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
    Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
    Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему « Что мы знаем о витаминах»

    Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, приметной простой речи, всегда ин...

    Конспект открытого просмотра образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» - «Природа весеннего леса». Педагоги : Соловьева Наталья Петровна, Халикова Валентина Владимировна

    Цель: Развивать логическое мышление, умение  ориентироваться, сравнивать и обобщать. Закреплять умение считать, решать простейшие арифметические задачи....

    Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Школа космонавтов"

    Конспект НОД способствует развитию интереса о космосе, в ходе НОД дети учатся изготавливать ракеты в технике оригами, развивается и расширяется связная речь, активизируется и обогащается словарный зап...

    Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы»

    Использование нетрадиционных средств в занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект спортивного досуга по ПДД в старшей группе на тему:"Правила движения –знаем все без исключения"

    воспитывать дисциплинированность, коллективизм; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;• формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с ц...

    Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Закрепление знаний о растительном и животном мире леса». приуроченный к году Экологии-2017

    НОД показывала на методическом объединении.Форма проведения- путешествие в лес, с элементами квест игры. Использовала технологии: круги Луллия, перфокарты" Какому животному относится часть ...

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...