Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кулахметова Рушания Салаватовна

Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

      1. Обучающие:

познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

2.Развивающие:

Развивать любознательность, связную речь, мышление; общие познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

3.Воспитательные:

воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу; аккуратность при выполнении работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Жемчужинка»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)

Подготовила: Кулахметова Р.С., воспитатель,

соответствие занимаемой должности

п. Харп, 2019г

Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

      1. Обучающие:

познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

2.Развивающие:

Развивать любознательность, связную речь, мышление; общие познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

3.Воспитательные:

воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу; аккуратность при выполнении работы.

Здоровьесберегающие:

продолжать формировать у детей представление о ценности и значении чистой воды для здоровья человека, окружающей флоры и фауны.

Оборудование:

Аудиозапись «Ручеек», магнитная доска, искусственный пруд, картинки с изображением возможных загрязнений водоемов, схемы разных способов очистки воды, бутылка с грязной водой; лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки, кусочки марли, стаканчики с грязной водой, фартуки),  игрушка – лягушка. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ.- СП.б.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.

Организация детей: Столы расположены по периметру, дети разделены на подгруппы (у каждого на груди прикреплен номер подгруппы, соответствующий номеру последовательности проводимого опыта) и располагаются за столом, соответствующий номеру своей подгруппы. По центру периметра стол для экспериментирования. Дети по номеру последовательности опыта подходят своими подгруппами к центральному столу для проведения эксперимента.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций по теме «Вода», наблюдения, беседа о значении воды для живой природы, загадывание загадок.

Чтение художественной литературы «Стыдно перед соловушкой» 

Словарь: очищение, раствор, фильтр, сетка, ткань, ватные диски, вещества, смешанная, растворились.

Ход экспериментирования

1. Организационный момент. Мотивация

Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (ответы детей).

А кому нужна вода для жизни? (ответы детей: люди, животные, птицы, растения).

Этюд «Цветок»

 Да, ребята покажите завядший цветок?

А теперь цветок после дождя?

Ой, ребята, а кто у нас стонет? (воспитатель обращает внимание на имитацию пруда).

Да, это Лягушонок.

А, что же случилось, почему он стонет, наверное, у него какая – то беда. Ну, конечно же, ребята, беда!

2. Рассматривание. Включается аудиозапись «Ручеек»,

Посмотрите, какая грязная вода у него в пруду?

Можно ли жить в такой грязной воде? (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь чем - то Лягушонку? (ответы детей: сможем).

А как это можно сделать? (ответы детей: почистить пруд, вытащить мусор из воды).

А теперь я вас приглашаю в лабораторию.

3. Познавательно исследовательская деятельность.

В нашей мини лаборатории мы научимся очищать воду. То есть фильтровать, а как это делать я сейчас расскажу и покажу.

Ребята, проходите к рабочим местам рассаживайтесь поудобнее. А теперь представьте себя, что вы настоящие лаборанты.

Посмотрите, ребята на свои рабочие столы.

Воспитатель: У вас на столах есть стаканы с грязной водой (смесь воды с песком). Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.

Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будем подгруппами, номер прицеплен к вашей груди. К центральному столу подходят ребята первой подгруппы. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный. (Выполнение)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал каким? (грязный на нем остались большие кусочки грязи.)  А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Какой сделаем вывод? Дети: Значить сетка пропускает мусор и грязь.

Воспитатель: А теперь уберём использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. К центральному столу подходит вторая группа детей.

Воспитатель: Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. (Выполнение) Все ребята профильтровали?

Давайте посмотрим на фильтры. Они стали какими?  (ответы детей: грязными). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Какой сделаем вывод?  

Вывод: этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная)

А теперь профильтруем воду через ватные диски. К столу прошу подойти третью подгруппу детей. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем.

Вывод детей: и здесь на фильтре остались соринки

Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). Почему?

Вывод детей: этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

А теперь попробуйте сделать смеси и определить, растворяются ли в воде следующие вещества: песок, сахар, масло подсолнечное.

Первая группы растворяют сахар, вторая- песок, а третья- подсолнечное масло. Дети выполняют вместе с воспитателем. Сначала разводят вещества в воде до их полного растворения. По окончании эксперимента дети рассказывают о результатах своих опытов, делятся впечатлениями, проверяют свою гипотезу.

Работают в тетрадях, делают зарисовки в дневнике.
Вывод: Сахар, смешанный в воде хорошо и быстро, растворился, т.к. это вещество хорошо растворяется в воде,
Вода, смешанная с песком, не полностью растворились в воде. Подсолнечное масло осталось плавать на поверхности воды.

4. Итог

Воспитатель: чему сегодня в нашей лаборатории мы учились?

Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду? (ответы детей: правильно, через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду).

- Дети, скажите можно жить без воды? Без воды нет жизни на земле, и всем вода нужна чистая.

А теперь возьмем стаканы с чистой профильтрованной водой и отнесем Лягушонку.

Выливаем воду в другой поддон с чистой водой.

Воспитатель: Посмотри, Лягушонок, какой чистый и красивый стал твой пруд. В таком пруду тебе будет приятно жить. Правда, ребята?

А наши ребята научились фильтровать воду и запомнили правила поведения в природе (демонстрация символов – запрещающих загрязнение водоёмов).

Нельзя засорять водоемы.

Самооценки при помощи карточек символов (символ-капелька)

Творческое задание детям на дом: Подумайте, как можно сохранить на планете воду чистой. Свои мысли можно оформить в виде рисунка, плаката. Все ваши работы мы поместим в мини-музей «Вода вокруг нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной организованной деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествие

Конспект интегрированной образовательной организованной  деятельности в старшей группе Тема: Сказочное путешествиеПрограммное содержание:Учить различать эмоциональные состояния окружающих лю...

Конспект интеграции непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Зимушка»

Реализация образовательных областей: «Коммуникация»(развитие речи), «Познание»(формирование элементарных математических представлений), «Художественное творчество»(аппликация), «Социализация»(игра)....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Тема: "Свойства воздуха"Область познание. Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Спосо...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе тема: «Свойства воды».

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе тема: «Свойства воды»....