Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_pyatnicu.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие капельки»

Воспитатель предлагает детям поиграть в ручеек. Дети играют.

В: Ой, ребята заигралась я тут с вами и совсем забыла, что нам пришло письмо. Куда же я его положила,  не помню. Хорошо, что у меня есть план нашей группы, кружком обозначено место, где лежит конверт.  Попробуем его найти?

Д: да.

Дети по плану проходят в группу и находят конверт и лейку на столе.

В: поглядите-ка, ребятки  да это же письмо от морского царя и что то еще стоит, что это ребятки?

Д: лейка.

В: давайте прочитаем,  что же нам написал морской царь. (Читает).

«Здравствуйте, дорогие дети группы «Звёздочки»!

Посылаю вам загадку: «Что бывает жидким, твердым и газообразным?».  А ответить на него вам поможет моя волшебная лейка. Подпись: Морской царь.

- Ну-ка лейка, лей-лей-лей

На ребяток не жалей.

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся.

Звучит волшебная музыка, дети кружатся вместе  с воспитателем под музыку.

В: Вот вы и превратились в капельки. Расскажите о себе: где вы живете?

Д: в реке,  в кране, в море и т.д.

В: Какого вы цвета?

Д: голубого.

В: Молодцы! А теперь собирайтесь все вместе в тучку, и тучка отправляется в путь. А чтобы, хорошо запомнить те места, где мы побывали, зарисуем тучку.

Дети рисуют тучку, и отправляются в путь.

В: Вот,  тучка плыла по небу и капельки заскучали, стали толкаться и пошел дождь. Сначала дождик пошел не сильный (ш-ш-ш-тихо), а затем он полил все сильней и сильней (ш-ш-ш-громко), а через некоторое время дождик кончился. Дождик закончился, капельки из тучки попали на землю и стали лужицей. Лужи стали большими и побежали, как ручейки.

Дети на носочках бегут за воспитателем и попадают в лабораторию.

В: Вдруг выглянуло солнышко, пригрело капельки, лужицы стали подсыхать и капельки превратились в пар и поднялись  вверх.

Дети поднимают ручки вверх и тянутся на носочках.

В: Молодцы мои капельки! Посмотрите мы с вами куда-тот пришли. Как вы думаете куда мы попали?

Д: лабораторию.

В: Правильно!  Здесь проводят опыты. Сегодня мы будем работать с водой. А поэтому чтобы не замочить нашу красивую одежду нам нужно одеть фартуки. Стихотворение: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело. Пролил воду-не беда, тряпка под рукой всегда.  Фартук друг он нам помог и никто здесь не промок.

Дети одевают фартуки.

 В: Поглядите, что это такое? Шар внесли в автобус оказался это…

Воспитатель берет глобус и показывает детям.

Д: Глобус.

В:  Правильно! Что изображает наш глобус?

Д: Нашу планету.

 В: Рассмотрите его внимательно и скажите, какого цвета больше всего изображено на глобусе?

Д: Голубого, синего.

В: Действительно, голубого. А как вы думаете, что обозначают синим голубым цветом на глобусе?

Д: воду.

В: Молодцы! Очень внимательные. А теперь поглядите, что у нас находится в стаканчиках?

На столах стоят стаканчики с водой.

В:  Какого она цвета?

Д: без цвета.

В: воспитатель значит она бесцветная, давай - те мы свами отметим , что вода не имеет цвета. Поглядите перед вами карточки на них изображены схемы. Поглядите на первую схему, что на ней нарисовано?

Д: разные цвета

В: правильно, а если мы знаем, что вода не имеет цвета то мы эту схему должны зачеркнуть.

Дети вместе с воспитателем зачеркивают схему.

В: Хорошо. А теперь понюхайте как пахнет вода?

Д: без запаха.

В: Правильно, а это значит, что вода не имеет запаха. Обратимся снова к нашей схеме и поглядим следующее свойство. Нарисован нос, но мы же знаем, что вода не имеет запаха, поэтому мы что сделаем?

Д: зачеркнем.

В: Правильно! Зачеркиваем.

Дети вместе с воспитателем зачеркивают схему.

В: А как определить какая она на вкус?

Д: Попробовать.

В: Давайте попробуем.

Дети пробуют воду и определяют вкус.

В: Ну так какой же у нее вкус?

Д: Она без вкуса.

В: Значит вода безвкусная. Давайте посмотрим на наш алгоритм снова, на схеме у нас нарисован ротик. Мы знаем, что вода безвкусная, поэтому мы зачеркнем ротик.

В: Посмотрите капельки, у меня здесь  что-то есть. Как вы думаете, что это?

Д: соль.

В: Давайте насыплем немного соли и помешаем.

Дети ложками насыпают соль. 

В: куда делась соль?

Д: растворилась.

В: а может вы забыли ее туда насыпать? А как же нам проверить?

Д:  попробовать.

В: давайте попробуем.

Дети пробуют воду из стаканчиков.

В:  Какая вода на вкус?

Д: соленая.

В: Значит соль все таки,  не забыли положить, а куда же она делась?

Д: Растворилась.

В: Правильно значит,  вода может растворять некоторые вещества, правильно?

Д: да.

В: Молодцы! Такую воду можно пить? А поливать растения? (нет). А давайте мы с вами подумаем, имеет ли вода форму?

Д: нет.

В: А давайте проверим.

Воспитатель берет кубик деревянный и  две тарелки.

В:  Посмотрите мы помещаем в тарелку и он остался таким же как был. А если мы воду поместим в тарелку,  что произойдет?

Воспитатель наливает воду в тарелку.

В: Вода осталось в прежней форме?  Нет. Она приняла форму тарелки, а если мы ее поместим  в резиновую перчатку, она какая станет? Она примет форму перчатки. Давайте посмотрим.

Дети вместе с воспитателем наливают воду в перчатку.

В: Посмотрите вода приняла форму перчатки. Значит,  вода не имеет формы. Давайте отмети это в наших карточках. Ребята поглядите, что я делаю?

Д: переливаете воду.

В: вода льется, значит, она текучая. Давайте, отметим это в наших карточках.

Вместе с воспитателем отмечают  в карточках.

В: Капельки, вы наверно устали, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка под музыку-журчание воды.

 Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы-(круговое движение правой рукой)

 И на дорожку- (обе руки перед собой)

 Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы).

Побежали мы домой (бег на месте).

В: Капельки скажите, пожалуйста, а как вы думаете,  вода может быть твердой?

Д: Да, нет.

В: Давайте проверим. У меня здесь кое-что есть. Что это, как вы думаете?

Д: лед.

В: А что будет если мы возьмем и его согреем в ладошках?

Д: он растает.

В: давайте проверим.

Дети вместе с воспитателем греют в ладошках лед, он превращается в капельки воды.

В: Поглядите капельки, лед растаял,  и осталась только водичка на ладошках.  Это значит,  что вода может быть твердой. Давайте отметим в наших карточках.

В: Капельки , а как вы думаете может ли вода быть паром?

Д: нет.

В: Сейчас я,  вам покажу один интересный опыт. Этот опыт будет происходить с кипятком, поэтому он очень опасный. Почему?

Д: Потому, что можно обжечься.

В: Правильно!  Теперь мы вспомним,  как нужно себя вести как проходит опасный опыт?

Д: Сидеть на стульчиках, к столам не приближаться к столу.

Воспитатель наливает воду в стакан и  накрывает зеркалом. На зеркале образуются капельки воды.

В: Дети поглядите, что это появилось на зеркале?

Д: Капельки воды.

В: Правильно, пар поднимается из стакана к зеркалу, остывает и превращается в воду.  Теперь мы с вами знаем, что вода может быть газообразной - в виде пара.  Итак,  капельки мы  с вами сегодня очень хорошо поработали, много узнали о свойствах воды.  Что вода какая? Смотрим на нашу карточку.

Д:  Текучая, жидкая, твердая, газообразная, льется. Безвкусная, без запаха, бесцветная и т.д.

В: Молодцы! Все очень хорошо отвечали, были внимательными. Все мы устали и нам пора бы и отдохнуть. Для этого нам нужно вернуться в группу, но сначала нам нужно превратиться обратно в ребяток. Присаживайтесь капельки. Я вас сейчас накрою волшебным покрывалом, произнесу волшебные слова и вы вернетесь в группу.

Дети садятся, а воспитатель накрывает их покрывалом и произносит волшебные слова.

В: Дети можете открывать глазки, наше путешествие закончилось, прошу вас поблагодарить наших гостей и пройти  в спальню.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...