«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»
учебно-методический материал

Терехова Наталия Анатольевна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26 «Кораблик»

      

Терехова Наталия Анатольевна

первой квалификационной категории

Доклад

на педагогическом совете

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

                           

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

От детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет. Именно музеи имеют неисчерпаемый ресурс для ознакомления детей с прошлым и настоящим Родины.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Дети нуждаются в возможности увидеть то, о чем мы говорим им, лучше воспринимают и надолго запоминают услышанное, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ. Народ не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

Работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего края;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства любви к Родине;
  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
  • формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
  • Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.
  • Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ

Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...

Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе....

Организация экскурсий и целевых прогулок в природу как средство формирования основ экологической культуры у дошкольников

Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в п...

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников...