Программы
рабочая программа

Брюханова Екатерина Владимировна

Программа разновозрастной группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Журавский детский сад «Журавлик» в соответствии с ФГОС, является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рабочая программа предусматривает организацию и проведение педагогической работы с детьми 4-7 лет. Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по безопасности35.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖУРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД « ЖУРАВЛИК»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы 9 месяцев

Руководитель : воспитатель первой квалификационной категории

Брюханова Екатерина Владимировна

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

МКДОУ Журавский детский сад  «Журавлик»

Брюханова Екатерина Владимировна

Год разработки

2017

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Принята на педагогическом совете № 34

Утверждена, заведующим МКДОУ Журавский детский сад «Журавлик»

Цель

Формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение безопасности и развитие навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщить к правилам безопасного  поведения: - на улице; - на дороге; - с незнакомыми людьми; - дома; - в социальной среде; - на природе.
  • Передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  • Научить детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребность научиться находить и применять правильные решения в опасных ситуациях в реальной жизни.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
  • - о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
  • - об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
  • - о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками;
  • - о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
  • - о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
  • - о правилах безопасного поведения на улице и дома;
  • - о местах на улице, где позволительно играть;
  • - о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
  • - о ценности здорового образа жизни;
  • - домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
  • - телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части, службы спасения;
  • - правила пользования телефоном;
  • - правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
  • - дорожные знаки для водителей и пешеходов;
  • - какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
  • - какие опасности встречаются в природе.
  • - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • - соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах и транспорте).

Сроки реализации программы

5 лет

Количество часов в неделю/месяц

0,5 \0,5

Возраст обучающихся

5- 7 лет

Форма занятий:

- групповая, при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся

Методическое обеспечение

1 Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -2005г.

2 Белая К.Ю., «Формирование основ  безопасности дошкольников.» — 2016.

3Демонстрационные картины « Как избежать неприятностей дома?»

4 демонстрационные картины «Как избежать неприятностей дома; на воде и в природе».

5 Демонстрационные картины «Не играй с огнём»

б Демонстрационные картины «Если малыш поранился»

7 Журнал «Воспитатель ДОУ» 2009

8 Журнал « Дошкольное воспитание»

9 Журнал Ребёнок в детском саду»

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, помещение, ИКТ и др.)

- проектор;

- экран;

- демонстрационные картины

- атрибуты для дидактических игр.

Пояснительная записка

о реализации учебно- тематического плана

на 2017-2018 г

      2018 – 2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

Учебно – тематический план (далее – УТП) разработан в соответствии с программой Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – 2005 года, воспитателем Брюхановой Екатериной Владимировной в 2018году.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но не возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.

Проблема заключается в том, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

В своей программе «Азбука безопасности» я взяла за основу программу

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», которая уже прошла экспертизу федерального уровня и получила гриф Министерства образования России. Это программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной - главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

В программу «Азбука безопасности» включены 6 основных правил:

1. Ребёнок и другие люди.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

3. Антитеррористическая безопасность.

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах. Разъяснить детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

4. Ребёнок на улицах.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения, правилами поведения в общественном месте, транспорте

5. Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, здорового питания сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, развитие понимание и значения необходимости личной гигиены и гигиенических процедур. Познакомить с правилами с правилами оказания элементарной первой помощи.

6. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

В реализация программы «Азбука безопасности» используются как, традиционные методы (беседы, рассматривания и т.д.), так и нестандартные формы работы по формированию у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности. Дети очень любят различные волшебные истории и сказки, мультфильмы и игры и через это до них можно донести очень многое. Вместе с ребятами можно читать и сочинять безопасные сказки, додумывать конец к сказкам, решать и рисовать иллюстрации к разным проблемным ситуациям. Эти методы очень помогут в работе с дошкольниками.

К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

Вот почему так актуально на сегодняшний день и необходимо продолжать работу по формированию основ безопасного поведения дошкольников.

При планировании и организации работы необходимо соблюдать следующие принципы:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применяемости;

- полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- принцип возрастной адресованности.

Планируя работу, следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.

Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Задача педагога познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформировать необходимые навыки с учётом возраста.

Адресат программы: Программа предусматривает занятия с детьми 5 – 7 лет, направлена на учет образовательных потребностей воспитанников ДОУ.

Объем программы: Общее количество занятий - 9

Формы обучения и виды занятий: Занятия носят теоретический и практический характер, форма обучения: групповаяпри осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся

Срок освоения программы: 9 месяцев.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в месяц, каждая четвертая неделя месяца, продолжительность одного занятия - 25 минут. Общее количество занятий в год - 9.

Цель программы – формирование у дошкольников мировоззрения, ориентированного на приоритетное значение безопасности и развитие навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщить к правилам безопасного  поведения: - на улице; - на дороге; - с незнакомыми людьми; - дома; - в социальной среде; - на природе.
  • Передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  • Научить детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребность научиться находить и применять правильные решения в опасных ситуациях в реальной жизни.

Информационная справка об особенностях реализации учебно – тематического плана

Учебно – тематический план на 2018-2019  учебный год.

4,5 часа

Календарно – тематическое планирование для группы детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Тема

занятия

Длительность занятия

Дата проведения

(план)

Дата проведения

(факт)

1

«Если хочешь быть здоров …»

25 мин

сентябрь

2

«Мы на улицу идем»

25 мин

октябрь

3

«Когда ты дома один…»

25 мин

ноябрь

4

«Правила важные пажаробезопасные.»

25 мин

декабрь

5

«Кто такие террористы?»

25 мин

январь

6

«Мы вежливые пешеходы»

25 мин

февраль

7

«Незнакомец»

25 мин

март

8

Правила дорожные,знать положено

25 мин

апрель

9

«Мы природе не враги»

25 мин

май

Планируемые результаты

Имеет представления:

- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах безопасного поведения на улице и дома;

- о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;

- о ценности здорового образа жизни;

- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;

Знает и называет:

- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части, службы спасения;

- правила пользования телефоном;

- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

- дорожные знаки для водителей и пешеходов;

- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

- какие опасности встречаются в природе.

Может :

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

Годовой календарный учебный (план) график

1сентября  - 31августа

1 полугодие

17 недель 1 день

2 полугодие

20 недель 2 дня

Объем недельной образовательной нагрузки по дополнительным услугам, в том числе

25 мин

в 1-ю половину дня

25 мин

во 2-ю половину дня

---

Сроки проведения мониторинга реализации программы дополнительного образования

04.09.2017-15.09.2017:

14.05.2018-22.05.2018;


Мониторинг

Цель диагностики: овладение навыками безопасного поведения

Система оценки уровня знаний детей.

Ребёнок и другие люди.

Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?

Если к тебе подошёл незнакомый человек и предложил тебе конфету или пойти с ним куда-нибудь, как ты себя будешь вести?

- Если ты потерялся как нужно себя вести?

Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает правила поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Средний уровень – рассказывает не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает с помощью наводящих вопросов.

Ребёнок дома.

Какие опасные предметы могут находиться в доме? Почему нельзя ими пользоваться? Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?

- Что такое пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?

- Назови электроприборы. Какими игрушками можно украшать ёлку?

-  Как нужно вести себя на кухне?

- Кто такой пожарник? Для чего нужна эта профессия?

Высокий уровень – сам рассказывает об опасных предметах в доме и почему нельзя ими пользоваться; о службе скорой помощи.

какими электроприборами запрещено детям пользоваться и почему; что нужно делать, если случился пожар. Рассказывает о профессии пожарника.

Средний уровень – только называет предметы домашнего быта, которыми нельзя пользоваться, не объясняя почему, называет электроприборы, но не объясняет, чем они могут быть опасны.

Низкий уровень – отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Антитеррористическая безопасность

Кто такие террористы? Как нужно вести себя если ты оказался заложником? Можно ли трогать чужие вещи, коробки оставленные без присмотра? Что нужно делать если ты увидел подозрительный предмет на улице?

Высокий уровень – сам рассказывает правила и отвечает на вопросы

Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Ребёнок на улицах города.

Вопросы:

- Что такое улица? Кого называют пешеходом? Кто такие пассажиры?

 -Что такое проезжая часть? Где должны ходить пешеходы?  Где нужно переходить дорогу? Что обозначают сигналы светофора?

-Как нужно вести себя в транспорте?

- Кто и как следит за порядком на дороге?

Высокий уровень – ребёнок сам называет правила поведения на дороге, во дворе, в транспорте; различает знаки пешеходного перехода. Рассказывает о профессии регулировщика.

Средний уровень – отвечает на вопросы, затрудняясь.

Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

Здоровье ребенка

- Как надо заботиться о своем здоровье? Как следить за собой чтобы не заболеть ? - Что делать если заболела бабушка?

- Какие органы чувств ты знаешь? Из Каких частей состоит наше тело"

- Что такое микробы? Какая еда полезна? Что такое витамины и для чего они нужны нам?

Высокий уровень – сам рассказывает о том как надо беречь свое здоровье, знает правила личной гигиены..

Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Ребёнок и природа.

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Высокий уровень – рассказывает правила поведения на природе; на воде; правила пользования водой; как вести себя при встрече с насекомыми и бездомными животными. Различает лекарственные растения от ядовитых; съедобные грибы от несъедобных.

Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Методическое обеспечение:

Программа Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – 2005 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...