Мастер – класс для воспитателей по художественно – эстетическому воспитанию Тема: «Забавные игры с прищепками»
консультация

Ушакова Вероника Викторовна

     В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными предметами, которые используем в быту. Эти предметы могут обрести  вторую жизнь.

   Использование бельевой прищепки в качестве предмета исследований поможет воспитать у детей интерес к окружающему миру, расширить представления о форме, цвете, размере предметов, формировать эстетический вкус, творческое воображение, развивать моторику, учить использовать обычные бытовые предметы необычным образом в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей по художественно – эстетическому воспитанию

Тема: «Забавные игры с прищепками»

Участники: воспитатели

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными предметами, которые используем в быту. Эти предметы могут обрести  вторую жизнь.

Использование бельевой прищепки в качестве предмета исследований поможет воспитать у детей интерес к окружающему миру, расширить представления о форме, цвете, размере предметов, формировать эстетический вкус, творческое воображение, развивать моторику, учить использовать обычные бытовые предметы необычным образом в разных видах деятельности.

Использование бельевой прищепки возможно в пяти образовательных областях. Итак, в познавательном развитии, используя данный предмет, можно проводить познавательные беседы, создавать коллекцию прищепок, проводить опытное экспериментирование, использовать в  дидактических играх на развитие сенсорики, и закреплять знания, полученные на познании окружающего мира.

В речевом развитии использование прищепки возможно  также в дидактических играх, в чтении сказок о прищепках с установкой на пересказ, в разучивании коротких стихов о прищепках, отгадывании загадок, придумывании рассказов или сказок о прищепках. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Юлия Александровна Фадеева и Галина Антоновна Пичугина разработали игры и упражнения с использованием предметов-заместителей (пластмассовых бельевых прищепок разного цвета и размера) для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, мелкой моторики у детей с ОНР дошкольного возраста. Во второй части пособия предлагаются конспекты интерактивных досугов для разных возрастных групп детского сада.

В художественно-эстетическом развитии можно применить в конструировании; рисовании. Продуктивная деятельность с прищепками учит пользоваться прищепкой как шаблоном, формирует эстетический вкус и воображение, закрепляет умения и навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывает упорство в достижении конечного результата.

Что касается социально- коммуникативного развития, то в этой области можно придумать различные сюжетно-ролевые игры, где прищепка будет играть роль предметов- заместителей.  При этом у детей развиваются коммуникативные умения, мелкая и крупная моторика, творческое воображение, память, укрепляется дружба в детском коллективе.

Область физического развития тоже не остаётся без внимания прищепки. В качестве физкультминуток, во время непосредственной образовательной деятельности, можно использовать гимнастику с применением прищепки. Интересная форма деятельности - физкультурный досуг, где придумываются разные эстафеты, главная роль в которых отводится прищепке. При этом развиваются ловкость, быстрота реакции, навыки командной игры, сила воли,  мелкая и крупная моторика, координация движений рук, ног, туловища, устанавливается положительный эмоциональный настрой.

Из всего сказанного отслеживается тенденция  взаимосвязи применения прищепки в пяти образовательных областях. Поэтому  целесообразно использование прищепки в образовательно-воспитательном процессе разово или долгосрочно в проектной деятельности.

Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности (от простого - к сложному).

Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что отцеплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.

Затем покажите детям, как прищепки раскрывают свой «ротик». Объясните, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик.

Если у ребенка уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то можно предложить следующие игры.

Самые популярные основы для игр с прищепками: Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки; к желтому картонному кругу - солнышко; иголки к серому полукругу – ежик ; к узкому длинному треугольнику -  ветви дерева и т.д.

С этими игрушками можно придумывать интересные истории.  В процессе игры можно разучивать с малышом и стихотворения о данных объектах. Прищепка за прищепкой, слово за слово и получается игра.

Игры с прищепками  широко можно использовать и с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки, на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком  «в».

Цель мастер-класса: обмен опытом, повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по применению полученных знаний на практике.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей (прищепок);

2. Познакомить воспитателей с возможностями использования прищепок для развития детей.

3. Развивать творческие способности педагогов при изготовлении игрушек из прищепок.

Оборудование и материалы: таз, белье, прищепки пластмассовые, прищепки деревянные, клей-карандаш, шаблоны, карандаш простой, ножницы, фломастеры, бумага белая, бумага цветная.

Звучит спокойная музыка, входит «домохозяйка» с тазом, развешивает белье.

- Сегодня выходной, белье постирала, обед приготовила, уборку сделала. Детей накормила. Погода сегодня холодная, на прогулку не пойдем. Чем же заняться с детьми дома в холодную погоду?  

Рассмотрев прищепку, приходит мысль, что из прищепок можно сделать интересные игрушки.

Сегодня я хочу поделиться с вами изготовлением простой игрушки из прищепки. Для этого нам понадобятся: прищепки деревянные, клей-карандаш, шаблоны рыбок, карандаш простой, ножницы, фломастеры, бумага белая.

Работа по изготовлению игрушки из прищепки проводится в три этапа.

I этап: выбор персонажа. При работе с детьми необходимо отталкиваться от желаний и интересов ребенка. Сегодня же я предлагаю вам изготовить морских обитателей – рыб.

II этап: изготовление игрушки. У вас на столах лежат готовые шаблоны рыбок, их можно найти в интернете или нарисовать самим.

  1. Берем шаблон, обводим его на белой бумаге.
  2. Далее раскрашиваем рыбку цветными фломастерами так, как вам хочется, цвет можно выбрать любой.
  3. Затем вырезаем рыбку по контуру и разрезаем ее на две части вдоль туловища.
  4. Открываем клей. Промазываем клеем боковую сторону прищепки и прикладываем детали к прищепке, проглаживаем пальцами.
  5. Игрушка готова. При нажатии на прищепку, рыбка будет открывать рот.

III этап: игра. На этом этапе мы учим детей как можно играть с игрушкой. Так как мы изготовили морских обитателей, заранее я подготовила полотно с изображением морского дна. Предлагаю вам сейчас немного поиграть. Вывешиваю полотно на мольберт. Скажите, как передвигаются рыбы в воде? (Плавают). Верно, плавают. А маленькие рыбки днем могут поиграть в догонялки. Давайте сейчас попробуем поиграть в догонялки. Я буду догонять, а вы будете «уплывать» от меня. Очень быстрые рыбки у нас получились, так быстро плавают, что даже успели немного проголодаться. Предлагаю их покормить. Чем питаются рыбки? (растениями, икринками, рыбками меньшего размера). Можно покормить рыбку водорослями, а можно дорисовать маленьких рыбок на нашем полотне.

Данный вариант игры предназначен для детей средней группы. Так как дети только научаются открывать «ротик» прищепке, нажимая на нее с определенной силой.

Мастер-класс поделен на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть раскрывает особенности работы с прищепками для детей разных возрастных групп. Практическая часть раскрывает этапы изготовления одной из игрушек из прищепок, вариант игры с изготовленной игрушкой. В ходе проведения мастер класса воспитатели познакомились с возможностями использования прищепок для развития детей, расширились знания о значении использования нетрадиционного материала (прищепок) для развития детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игр с прищепками в воспитательно-образовательном процессе эффективно. Они способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию мелкой моторики рук, творческих способностей. Возможность использования данного материала в пяти образовательных областях. Прищепки – это доступный материал, безопасный,  полифункциональный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями по Художественно - эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционной техники "Снегири на дереве"

Мастер класс с родителями по Художественно - эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционной техники "Снегири на дереве"...

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Конспект мастер-класса дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «А может быть ворона…» Тема: «Розы в подарок любимому городу»

Цель: создание условий для развития интереса у детей к лепке, как виду художественно- творческой деятельности, посредством тестопластики.Задачи:Образовательная- учить создавать объемные...

Мастер-класс среди педагогов по Художественно – эстетическому развитию ТЕМА: «Веселые краски»

Мастер-класс среди педагогов  по Художественно – эстетическому развитию...

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Мастер – класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...