Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны
занимательные факты

Муравьева Надежда Васильевна

Тихий подвиг воспитателей

детских садов в годы  Великой Отечественной Войны

Сколько надо ласки и заботы

Всех одеть и каждого обнять.

Благодарная и трудная работа-

Ежедневно маму заменять.

Страницы дошкольного воспитания военных лет стали самым ярким примером энтузиазма и самоотверженности взрослых во имя спасения жизни детей. Работавшие в годы ВОВ буквально на пределе человеческих возможностей, коллективы детских садов доказали свое беспримерное мужество. Чем дальше от нас это время, тем более очевидна правда о подвиге воспитателей, сумевших сохранить детям детство и воспитать деятельное и творческое поколение.

Много родителей трудились на благо Родины, и им, так же как и нам, в современном мире, нужно было отдавать маленьких детей под бдительный глаз советских воспитателей. Но какими они были дни воспитателей – в годы Великой Отечественной войны?

Детские сады и интернаты были просто необходимыми в годы войны. В 1941 году в Советском Союзе насчитывалось 14300 дошкольных учреждений (садики и ясли), а к 1945 году их число выросло до 25 тысяч.

В начале зимы 1941 года руководители детсадов Москвы поняли, что оставлять детей в зданиях слишком опасно. Сады перевели в бомбоубежища, в которых было очень темно. Маленькие детки боялись темноты и постоянно плакали. Одна из нянечек, Прасковья Федоровна, на последние деньги купила свечи, разместила их на стенах и следила, чтобы они не гасли. Детям она показала, как играть в театр теней. Малышам было уже не так страшно…» – из воспоминаний одной из сотрудниц детского сада Москвы №12.

Дошкольное учреждение служило примером правильного воспитания детей и оказывало помощь родителям в воспитании ребенка в семье. В условиях военной обстановки возросла роль детского сада и требования к педагогу, усилилась ответственность за воспитание детей. Перед детскими садами встала важная задача: принять в детские сады детей мобилизованных, матерей - одиночек и эвакуированных детей, проявлять материнскую заботу о них, охранять жизнь  и здоровье.

Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений.
Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству...

 

Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия , в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться , забывая пережитое. Эта работа воспитателя требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения. Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны.

В практике детских садов в условиях военного положения широко использовались ознакомление детей с окружающей обстановкой, посещения госпиталей, проведение концертов для раненых, переписка с родителями, вышивание кисетов и рукавиц для бойцов, склеивание конвертов и т.д. Задачи нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания решались через включение детей в общую работу ради победы, что многократно повышало общественную значимость дошкольной работы. Дети рисовали, лепили, делали аппликации, хотя было сложно достать бумагу, краски, цветные карандаши. Для занятий лепкой, педагоги заранее готовили глину и запасали ее на зиму. В группах устраивалась выставка поделок.

Педагоги проявляли максимум творчества, выдумки, стараясь разнообразить жизнь детей. Организовывали теневой театр, драматизацию сказок, дни рождения, праздники. Мастерили танки, самолеты, пушки и с этими атрибутами ребята шагали в праздничном шествии. Музыка помогала детям забыть свои страхи, отвлечься от жестокой реальности. Даже во время бомбежек, песня делала свое дело.

С гордостью и доблестью выполняли воспитатели свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями.

Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.

 

    

 

 

Использованная литература:
 

  1. Волкова, Е.И. Итоги дошкольной работы за период Отечественной войны и очередные задачи // Дошкольное воспитание. - 1943. - № 3 - 4. - С. 6 - 11.
  2. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 3. - C. 115 - 122.
  3. А. Волкова, Д. Менджерицкая « Дети и война» из архива журнала
    « Дошкольное воспитание» - № 10, 2014
  4. Голдовская, А.А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С.12 - 20.
  5. Педагогический факультет: 1921-2001/ В.А. Сластенин и др.  - М., 2001. - С. 46 - 47.
  6. Л.Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» из архива журнала « Дошкольное воспитание» - № 1, 2015
  7. Флёрина, Е.А., Залкинд, Э.И., Красногорская, Л.И., Метолов, H.A. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики  им. В.И.Ленина // Дошкольное воспитание. - 1942. - № 7. - С. 21 - 25.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx257.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тихий подвиг воспитателей

детских садов в годы  Великой Отечественной Войны

Сколько надо ласки и заботы

Всех одеть и каждого обнять.

Благодарная и трудная работа-

Ежедневно маму заменять.

Страницы дошкольного воспитания военных лет стали самым ярким примером энтузиазма и самоотверженности взрослых во имя спасения жизни детей. Работавшие в годы ВОВ буквально на пределе человеческих возможностей, коллективы детских садов доказали свое беспримерное мужество. Чем дальше от нас это время, тем более очевидна правда о подвиге воспитателей, сумевших сохранить детям детство и воспитать деятельное и творческое поколение.

Много родителей трудились на благо Родины, и им, так же как и нам, в современном мире, нужно было отдавать маленьких детей под бдительный глаз советских воспитателей. Но какими они были дни воспитателей – в годы Великой Отечественной войны?

Детские сады и интернаты были просто необходимыми в годы войны. В 1941 году в Советском Союзе насчитывалось 14300 дошкольных учреждений (садики и ясли), а к 1945 году их число выросло до 25 тысяч.

В начале зимы 1941 года руководители детсадов Москвы поняли, что оставлять детей в зданиях слишком опасно. Сады перевели в бомбоубежища, в которых было очень темно. Маленькие детки боялись темноты и постоянно плакали. Одна из нянечек, Прасковья Федоровна, на последние деньги купила свечи, разместила их на стенах и следила, чтобы они не гасли. Детям она показала, как играть в театр теней. Малышам было уже не так страшно…» – из воспоминаний одной из сотрудниц детского сада Москвы №12.

Дошкольное учреждение служило примером правильного воспитания детей и оказывало помощь родителям в воспитании ребенка в семье. В условиях военной обстановки возросла роль детского сада и требования к педагогу, усилилась ответственность за воспитание детей. Перед детскими садами встала важная задача: принять в детские сады детей мобилизованных, матерей - одиночек и эвакуированных детей, проявлять материнскую заботу о них, охранять жизнь  и здоровье.

Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений. 
Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству...

Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия , в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться , забывая пережитое. Эта работа воспитателя требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения. Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны.

В практике детских садов в условиях военного положения широко использовались ознакомление детей с окружающей обстановкой, посещения госпиталей, проведение концертов для раненых, переписка с родителями, вышивание кисетов и рукавиц для бойцов, склеивание конвертов и т.д. Задачи нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания решались через включение детей в общую работу ради победы, что многократно повышало общественную значимость дошкольной работы. Дети рисовали, лепили, делали аппликации, хотя было сложно достать бумагу, краски, цветные карандаши. Для занятий лепкой, педагоги заранее готовили глину и запасали ее на зиму. В группах устраивалась выставка поделок.

Педагоги проявляли максимум творчества, выдумки, стараясь разнообразить жизнь детей. Организовывали теневой театр, драматизацию сказок, дни рождения, праздники. Мастерили танки, самолеты, пушки и с этими атрибутами ребята шагали в праздничном шествии. Музыка помогала детям забыть свои страхи, отвлечься от жестокой реальности. Даже во время бомбежек, песня делала свое дело.

С гордостью и доблестью выполняли воспитатели свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями.

Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.


https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_c47fe155325a8410e5f59a857f5c3cd3.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_6241c5d2a78bf47511d9b937a9cf1937.jpg.jpg
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_ec29fdf1f1f5ab1edeb98b994979a624.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_cd088be68dec4fc467839006a4217a32.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_c8e7e6e991a241ce56e2e7f45e7ff483.jpg.jpg

    

Использованная литература:

  1. Волкова, Е.И. Итоги дошкольной работы за период Отечественной войны и очередные задачи // Дошкольное воспитание. - 1943. - № 3 - 4. - С. 6 - 11.
  2. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 3. - C. 115 - 122.
  3. А. Волкова, Д. Менджерицкая « Дети и война» из архива журнала
    « Дошкольное воспитание» - № 10, 2014
  4. Голдовская, А.А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С.12 - 20.
  5. Педагогический факультет: 1921-2001/ В.А. Сластенин и др.  - М., 2001. - С. 46 - 47.
  6. Л.Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» из архива журнала « Дошкольное воспитание» - № 1, 2015
  7. Флёрина, Е.А., Залкинд, Э.И., Красногорская, Л.И., Метолов, H.A. Работа студентов с детьми в дни войны. Из опыта кафедры дошкольной педагогики  им. В.И.Ленина // Дошкольное воспитание. - 1942. - № 7. - С. 21 - 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного 74-годовщине подвига советского народа в Великой Отечественной Войне

Сценарий праздника, Посвящённого 74-годовщине подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Цели: Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, подвиге и самоотверж...

Подвиги народа во время Великой Отечественной войны вдохновили ребят.

К 9 Мая читали много рассказов на военную тему о том, как старались наши люди во время войны защитить Родину, как отдавали самое ценное во имя Победы. Ребята впечатлились и у всех появилось желание вы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны» (для детей старшего дошкольного возраста).Образовательная область: «Познавательное развитие»

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной труд...

Рекомендации для родителей по теме "Вечный подвиг медработников в годы Великой Отечественной войны"

Данный материалспособствует  воспитанию у детей старшего дошкольного возраста  духовности на примере медработников, развивать способность сопереживать, чувствовать, сформировать представлени...

Конспект беседы с детьми старшего возраста «Подвиги наших станичников в Великую Отечественную войну»

Страшное время оккупации немецко-фашистскими захватчиками  пришлось пережить военному поколению щербиновцев. : массовые расстрелы мирных жителей, разрушение колхозов, грабежи.Это страшное прошлое...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.«Великая победа. Подвиг народа во времена Великой Отечественной Войны»Цель: Воспитывать патриотические ...