Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны» (для детей старшего дошкольного возраста).Образовательная область: «Познавательное развитие»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Юрская Ирина Николаевна

    Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии, к ветеранам Великой Отечественной войны.

    Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимо осознание достоинства России. Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами. Это подвиг, без которого не было бы ни нас, ныне живущих, ни России.

    В этом году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Данная работа познакомит старших дошкольников с трудовым подвигом ямальцев в годы Великой Отечественной войны.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_beryozka_g._novyy_urengoy.docx34.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

    «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

     

    Автор: Юрская Ирина Николаевна

    Должность: воспитатель

    первой квалификационной категории

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад «Берёзка»

    г. Новый Уренгой
    Ямало-Ненецкий автономный округ

    г. Новый Уренгой, 2020

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

    «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Образовательная область: «Познавательное развитие»

    Задачи:

    Образовательные:

    • Расширять представления детей о труде ямальцев в годы  Великой Отечественной войны, о празднике Победы. 
    • Приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины.

    Развивающие: 

    • Развивать любознательность  детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
    • Развитие памяти, внимания, речь, мышление.
    • Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям.

    Воспитательные: 

    • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, Отчизне.
    • Воспитывать уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
    • Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших земляков.
    • Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.

    Материалы и оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация с подборкой серии тематических картин о Великой Отечественной войне, музыкальный проигрыватель, подборка песен военных лет.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Великой  Отечественной  войне.
    2. Чтение рассказов и стихов о войне.
    3. Прослушивание песен военных лет.
    4. Просмотр фильмов и сюжетов о Великой Отечественной войне, о героях и их подвигах.

    Ход непосредственной образовательной деятельности.

    Звучит музыка  «Журавли» (Дети проходят в зал)

    Воспитатель:  Течёт  река  времени.  75  лет  назад  была  одержана  победа  в  Великой  Отечественной  войне.  Казалось  бы,  надо  навечно  забыть,  похоронить  войну, но  память  наша  не  даёт  сделать  этого.  Период Великой Отечественной войны остается в памяти народной, как годы суровых испытаний,  которые невозможно забыть. Война. Какое страшное слово. Ребята, как вы понимаете, что такое война?  

    Дети:  Война – это борьба.  Враг нападает, а защитники освобождают свою Родину, враги убивают людей, грабят, забирают в плен, расстреливают, бросают бомбы на города, жгут дома т.д. (ответы детей)

    Воспитатель: Совершенно верно. Совсем скоро мы будем отмечать знаменательный праздник, как он называется, ребята?

    Дети:  День Победы.

    Воспитатель: Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной войне, которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа.   Это праздник всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем одерживал победу над врагом.

    1 слайд.

    Видеоклип  «Все о  той весне…»

    Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем?

    Дети: Над фашистами, над врагами.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  как и когда началась Великая Отечественная Война? (ответы детей)

    2 слайд.

    Аудиозапись «Объявление войны»

    Воспитатель: 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись немецкие самолеты с бомбами. Громом покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские лагеря, сады, школы, больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

    3 слайд. Фотографии военных лет.

    Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок этой песни и посмотреть на экран (звучит отрывок песни «Вставай, страна огромная!»;   «Родина Мать – зовет!»)

    Воспитатель. Советскому народу пришлось взяться за оружие, чтобы защитить свою Отчизну, отстоять ее честь и свободу. В тяжелые годы Великой Отечественной войны в нашей  необъятной  стране не было уголка, жители которого не помогали  бы фронту.  Единство фронта и тыла явилось одним из важнейших факторов победы нашего народа в Великой Отечественной войне, за которым стоит напряженный, самоотверженный труд  всего нашего  народа, в том числе ямальцев. Мужество и стойкость, проявленные ямальцами в годы войны, заслуживают уважения и восхищения. Немецкие войска пытались пройти и по территории нашего округа, но столкнулись с сильным сопротивлением. Наши солдаты храбро сражались за нашу Родину, проявляли героизм, не боялись врага. 

    Воспитатель: Во время  войны было сложено много пословиц и поговорок бойцами советской армии о войне. Я предлагаю вам вспомнить их.

    Дети:

    • Русский солдат не знает преград.
    • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
    • С родной земли умри – не сходи!
    • Где смелость, там и победа.
    • Кто дрожит, тот и от врага бежит.

    4 слайд.

    (фотографии воинов ямала)

    Воспитатель:   Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь те, кто не воевал на фронте? (Ответы детей)

    Воспитатель: В тылу работали заводы, для фронта они делали танки, самолеты; отливали снаряды и пули; шили солдатам одежду и сапоги; изготавливали бомбы и ружья для солдат. «Все для фронта! Все для победы!» – лозунг советского народа во время Великой Отечественной Войны. Исключительную  заботу  о  фронтовиках  проявляли  и  в  далеком  сибирском тылу.  Ямало-Ненецкий автономный округ не был прифронтовым но  мужество  и  стойкость,  проявленные  ямальцами  в  годы  войны,             заслуживают  уважения  и  восхищения.

    5 слайд.

     (фотографии заводов и фабрик в годы войны; фотографии детей в годы войны)

    Воспитатель: В довоенное время жизнь на Ямале текла размеренно и спокойно. Здесь неспешно развивались промышленность и культура. Тогда никто и не предполагал, какое испытание ждет обитателей этого края. Дети – герои до войны они были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Призыв, прозвучавший 21 июня 1941 года - встать на защиту Родины, нашел патриотический отклик и у ямальцев. Каждый был готов немедленно идти защищать Родину с оружием в руках. Сотни ненцев, ханты уходили на фронт, с верой в Победу над врагом уходили на фронт бойцы Заполярья. В борьбе с оккупантами наши воины показали себя замечательными стрелками и следопытами. Умение ориентироваться в любой обстановке сделали их отличными разведчиками, снайперами. Некоторые бойцы Ямальского округа воевали на фронте с оленьими упряжками. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать летчиков и самолеты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.

    6 слайд.

    (фотографии работников   тыла)

    Воспитатель: Нужно отдать должное и тем людям, которые трудились в тылу в военное время. Земляки-фронтовики призывали трудящихся округа помогать защитникам Родины. Оставшиеся в тылу ямальцы, а это в основном женщины, старики и дети помогали ковать победу своим трудом. Рыболовство, наравне с оленеводством, испытывало большие трудности.  

    7 слайд.

    (фотографии жизни в тылу)

    Воспитатель: Главной продукцией, которая шла с Ямала для фронта, была рыба. 1 августа 1941 года окружная газета «Красный Север» сообщила о том, что уже свыше 500 женщин Ямальского, Приуральского и Шурышкарского районов влились в рыболовецкие бригады. Они выполняют обязанности плавичей,  пятовщиков,  кормприемщиков и т.д.  Добыча рыбы  за годы войны увеличилась почти в два раза и составила    810 -  830,3 тысячи центнеров. Это в два с половиной раза больше, чем за пять предвоенных лет. Все военные годы округ перевыполнял планы производства консервов, всего за военное время было выпущено более 19 456 тысяч условных банок, что в 2 раза больше продукции предвоенных лет. На салехардском комбинате выполняли нормы на 200 и более процентов. На консервном комбинате, в ДОКе, в Горпромкомбинате работали почти исключительно женщины. Сотни женщин, закончив рабочий день на производстве, шли на причалы, на их долю приходилось выгружать муку, сахар, картофель и другие тяжеловесы, а сотни ребятишек носили легкие грузы. Механизмов на причалах не было. Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. Вэнго Мария Александровна из Тазовского района была инициатором создания женских рыболовецких бригад. Ее примеру последовали женщины других районов. Война заставила их отказаться от запрета прикасаться к предметам мужских занятий. Ямал сыграл большую роль в ходе войны, а жителями округа была совершена огромная работа для обеспечения фронта всем необходимым. Жители Ямала не только отдавали на помощь солдатам свои вещи, но и морально поддерживали их. Герои Великой Отечественной войны совершили огромный подвиг, многие отдали свои жизни ради мирного будущего. Мы обязаны помнить их, потому что если бы не они, то, возможно, не было бы сейчас и нас.

    8, 9 слайды.

    Воспитатель: Ребята, а когда закончилась война? (ответы детей)
    Правильно! 9 мая 1945 года наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Красное знамя на здание Рейхстага водрузили сержант М. Егоров и младший сержант Кантария.

    10 слайд.

    Воспитатель: Знамя Победы – это красное знамя, оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда.

    11 слайд. (фотографии парада )

    Воспитатель: Сразу же после окончания войны  состоялся праздничный парад на Красной площади в столице нашей Родины городе Москва.

    12 слайд.

    (фотографии памятников)

    Воспитатель: В нашей стране множество памятников  в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны,  такой есть и в нашем городе.

    13 слайд.

    (фотографии  площадь памяти)

    Воспитатель: Скажите, кто из вас ходил на площадь памяти,  расположенной в северной части города?

    Дети:  (варианты рассказов детей).

    Воспитатель: А что люди делают, когда приходят к таким памятникам?

    Дети: (рассказы детей).

    14 слайд.

    (фотографии парада ко Дню Победы)

    Воспитатель: Ребята, скажите, кто из вас был с родителями на параде Победы?   Что интересного  вы там видели? Что больше всего запомнилось?

    Дети:  (рассказы  детей).

    Воспитатель: Молодцы. 

    15 слайд.

    Воспитатель: К сожалению, все меньше и меньше остается ветеранов, которые были участниками той войны и кому мы обязаны своей свободой. Мы благодарим ветеранов Великой Отечественной Войны за чистое и светлое небо, здоровья и благополучия им еще на долгие годы! Низкий поклон всем труженикам тыла!  Их труд помог воинам Красной армии разбить врага. В самые страшные годы войны они сумели сохранить силу духа и веру в Победу. Вечная память боевому и трудовому подвигу советского народа! Вечная слава всем защитникам и труженикам ямальского тыла!  Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. Вечная им память!

    Список  литературы:

    1. Васильев  Е.А.  Ямал:  грань  веков  и  тысячелетий.  М.,1998.
    2. Головнев  А.В.,  Зайцев  Г.С.  История  Ямала.  Тобольск-Яр-Сале,  1992.
    3. Гриценко  В.Н.  История  Ямальского  Севера  в  очерках  и  документах:  2 т. Омск, 2004.
    4. Гриценко  В.Н.  Историческое  краеведение  Надыма.  Омск, 2002.
    5. Давиденко  А.А.,  Зайцев  Г.С.  Край  земли,  устремленный  в  будущее.

      Яр-Сале,  СПб.,  2005.

    1. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский Меридиан» «№2,4/1997; №4/2001; №12/2003; №4/2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста....

    Презентация "Города-герои Великой Отечественной войны" для детей старшего дошкольного возраста.

    Презентация подготовленна к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

    Конспект литературно-музыкального праздника «Никто не забыт, ни что не забыто», посвященный празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне для детей старшего дошкольного возраста.

    Работа по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Расширять представления детей о соб...

    Познавательно – творческий проект, посвящённый 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне, для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!»

    Память о Великой Отечественной войне - это не только хроника, летописи и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Всё дальше в глубь ...

    Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста

    Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный. Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно &nda...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

    Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....