Открытое занятие по предметно-практической деятельности Тема: «Группировка различных по величине предметов: большой, средний, маленький»
план-конспект занятия (старшая группа)

Храмова Елена Александровна

Занятие построено по сказке "Три медведя". С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление, слова для него носят обопщающий характер и продолжают формировать элементарные математические представления. С помощью сказки дети учатся сравнивать предметы. Определять какие предметы большие, средние, маленькие. Их внимание становится более устойчивым, повышается интерес. Мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому детям предлагается выполнить задание по сюжету сказки. Дети могут концентрировать внимание более продолжительное время и в этом им помогут герои сказки: большой, средний и маленький медведь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_mishki.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Открытое занятие

по предметно-практической деятельности

Тема: «Группировка различных по величине предметов: большой, средний, маленький»

                                                                                                                                          Воспитатель 6 «Б» группы

                                                                                                                                          Храмова Е.А.

        Ноябрь 2018г.

Цель занятия: Научить детей сравнивать предметы по величине: большой, средний, маленький

Задачи:

  1. Образовательные: Закреплять знания детей о видах посуды и ее назначении; закреплять знания детей в словесном обозначении величин: большой, средний, маленький.
  2. Развивающие: развитие у детей зрительного восприятия размера и величины, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
  3. Воспитательные: воспитание у детей аккуратности , усидчивости, терпения, трудолюбия.
  4. Коррекционные: коррекция мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

  • Тип занятия: комбинированный.

  • Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

  • Основной прием проведения занятия: совместные действия воспитателя и ребенка;  действия ребенка по образцу; выполнения задания ребенком по словесной инструкции.

  • Оборудование: иллюстрации с изображением осени, иллюстрации сказки «Три медведя» , игрушечные медведи: большой, средний, маленький. Детская посуда, магнитная доска.

  • Словарная работа: большой, средний, маленький.

  • Предварительная работа: чтение сказки Л. Толстого «Три медведя»

План занятия:

  1. Организационный момент. Календарь природы.
  • Чтение стихотворения И.А. Бунина «Листопад»
  • Пальчиковая игра «Осенний дождик»
  • Загадки об осени
  • Физкультминутка «Мы листики осенние»
  1. Сообщение темы занятия.
  • Сюрпризный момент
  • Игра: «Вышел мишка из берлоги
  • Краткий пересказ сказки «Три медведя»
  1. Воспитатель показывает детям образец раскладывания предметов
  2. Практическая часть занятия.
  • Задание 1
  • Задание 2
  • Задание 3
  • Задание 4
  • Задание 5
  1. Упражнение коробочки
  2. Игры с целью закрепления материала.
  • «Угадай что исчезло?»
  • «Помоги мишкам»
  • «Подбери правильно»
  1. Итог занятия.

                                                     

Ход занятия.

1.Организационный момент. Календарь.

-Доброе утро, дети !

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, ребята мы

поздороваемся с нашими гостями. - Сегодня        число,         день

недели.

- Ребята, а кто скажет мне какое сейчас время года? ( осень) Давайте послушаем с вами музыку Вивальди «Времена года» «Осень»

Звучит музыка.

  • Чтение стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

(Воспитатель приглушает музыку и рассказывает стихотворение)

Ребята, послушайте стихотворение И. Бунин «Листопад» (Звучит музыка Вивальди «Времена года» «Осень»)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют то там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца...

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной...

Промелькнуло звонкое лето незаметно на порог осень пришла и постепенно все вокруг начало меняться:

  • Листья желтеют, затем опадают
  • Вянет трава
  • Дни становятся короче, а ночи длиннее
  • Идут дожди
  • Дует сильный ветер
  • Птицы улетаю в теплые края

  • Пальчиковая игра «Осенний дождик»

Кап-кап, тук-тук-тук.

По стеклу раздался стук.

Это дождик по утру.

Разбудил всю детвору.

Кап-кап, дон-дон-дон.

 Капли начали трезвон.

Если выйдите гулять.

 Не забудьте зонтик взять.

Кап-кап, кап-кап-кап.

 У дождя весёлый нрав.

Завтра утром мы опять.

 Под дождём пойдём гулять.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать:

  • Загадки про осень:

1 .Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

  1. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

  1. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень)

  1. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень)
  2. Пришла без красок и без кисти

 И перекрасила все листья.(Осень)

- Ребята, о чем мы с вами говорили? (об осени, о листопаде, о том, что пожелтели листья на деревьях)

Осень наступила, уже мало зеленых листьев, много желтых и красных листьев.

-Какое сейчас время года? (осень) –  Назовите  пожалуйста, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

По картинке перечисляют и показывают признаки осени.

Подитог:

-Мы вспомнили, какое сейчас время года, назвали осенние месяцы, рассказали, какая бывает погода осенью. Молодцы.

  • Физкультминутка

Игра «Мы листики осенние».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Подитог:

Молодцы! Хорошо поиграли, дружно. Дети во что мы играли? Мы были листочками, которые кружил ветер.

2.Сообщение темы:

Тема нашего сегодняшнего занятия «Группировка различных по величине предметов» Мы познакомимся с понятиями: большой, средний, маленький.

- Сейчас , ребята, я загадаю вам ердеодну загадку , а вы попробуйте ее отгадать :

По завалам и оврагам ходит он хозяйским шагом,

Любит он пчелиный мед и малину с веток рвет.

( Медведь) Правильно , молодцы!

  • Сюрпризный момент

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой. Попробуйте угадать кто он? (медведь)        *

( Входит ребенок , наряженный в медведя, изображает медведя, имитируя характерные жесты)

-Ребята, кто это? (медведь)

-Какое это животное? (дикое)

-Где он живет? (в лесу)

-Ой, ребята мишка приглашает нас всех с ним поиграть:

  • П/игра  «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Подитог .Молодцы! Вы все хорошо поиграли.

Воспитатель: Мишка, мы про тебя много сказок знаем. «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок» и другие.

А сегодня давай вспомним сказку «Три медведя».

  • Краткий пересказ сказки:

Девочка Маша заблудилась в лесу и зашла в домик к медведям, их не было дома, семейство медведей отправилось на прогулку.

Маша сначала покушала из трех мисок, больше всего ей понравилось кушать из маленькой тарелки.

Потом, Маша полезла на стулья, первые два стула были ей высоки, зато стул Мишутки пришел ей по душе, девочка поломала стульчик. Потом, Маша отправилась в спальню, две кровати большие ей не понравились, а вот на маленькой, уютной кроватке Маша заснула. Проснулась от того, что медведи пришли домой. Медведи были возмущены, тем беспорядком, что натворила Маша, но девочка вовремя убежала через окно.

Воспитатель: Девочка убежала, а Мишкам нужно теперь навести порядок в своем доме. Ребята, давайте поможем мишкам.

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: А сначала ответите мне на три вопроса.

  1. Сколько было медведей?
  2. Чем они отличаются?
  3. Какой посудой пользуется каждый медведь?

Большой медведь - большой посудой

Средний медведь – средней посудой

Маленький медведь – маленькой посудой

3.Воспитатель показывает детям образец раскладывания.

Вопрос: «Чем похожи и чем отличаются предметы?» (похоже тем, что это посуда, отличаются по величине)

4.Практическая часть занятия

Задание 1 «Подбери пару по величине»

Задание 2 «Расположи мишек в порядке возрастания»

Задание 3 «Расположи мишек в порядке убывания

Задание 4 «Покажи какой мишка самый большой, а какой саамы маленький»

Задание 5 «Разложи миски, ложки, чашки по размеру мишек»

5.Упражнение «Коробочки»

Собери в коробку предметы с одним общим признаком. (в большую коробочку – все большие предметы, в среднюю -  средние, в маленькую – все маленькие)

6.Игры с целью закрепления материала

  • Игра на внимание «Угадай, что исчезло»

Мишка предлагает вам поиграть еще в одну игру

  1. Ha столе стоит три миски большая, средняя, маленькая. Мишка будет убирать одну миску. Ребенок должен догадаться что исчезло.
  2. На большой иллюстрации к сказке разложены бочки с медом : большая - большому медведю, средняя - среднему, маленькая - маленькому. Мишка убирает одну бочку. Ребенок должен догадаться что исчезло.

Подитог.

Ребята, в какую игру мы играли? Назовите («Угадай что исчезло»)

вы правильно справились с заданием. Молодцы!

  • Игра « Помогите мишкам»

А сейчас мы с вами будем играть. Посмотрите у меня в руках фигурки

медведей.

- Какие? (Большой, средний, маленький)

Вам, ребята, нужно правильно подобрать медведям миски, ложки: большому - все большое, среднему - все среднее, маленькому - маленькое) Подитог

Вы, молодцы, правильно подобрали посуду для каждого медведя : большому - большую, среднему - среднюю, маленькому - маленькую)

  • «Подбери правильно»
  1. Игра» Бачонки с медом для медведей»

Большая иллюстрация «Три медведя». Ребенок должен правильно разложить фигурки бочек на иллюстрации: к большому – большую, к среднему – среднюю, к маленькому - маленькую

Подитог: Молодцы дети, вы все сделали правильно!

7.Подведение итогов всего занятия.

Ребята, какую сказку мы с вами сегодня разбирали? (дети отвечают)

Ребята, в какие игры мы с вами играли? ( «Разложи по порядку», «Мишка вылез из берлоги», «Помогите мишке», «Угадай, что исчезло» , « Подбери правильно»)

Вам понравилось занятие? (ответ детей)

Наш мишка говорит вам: «Спасибо, ребята, до свидания»

На этом наше занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка задание "Большие, средние, маленькие листочки".

Учимся сортировать листья на большие,  средние и маленькие. Найди самый большой листочек, средний и  самый маленький кленовый листочек....

Дидактическая игра "Большой, средний, маленький"

умение соотносить предметы по размеру...

Большой, средний, маленький

Большой, средний, маленький...

Большой,средний,маленький

Большой,средний,маленький...

ИГРА: «БОЛЬШОЙ.СРЕДНИЙ. МАЛЕНЬКИЙ.»

Цель данной игры упражнять детей в умении сравнивать три предмета по величине, проговаривая БОЛЬШОЙ, СРЕДНИЙ, МАЛЕНЬКИЙ. Обогащать словарный запас....