Организация музыкального занятия как ведущей формы музыкальной деятельности.
занимательные факты (младшая группа)

Дробышева Екатерина Владимировна
Организация музыкального занятия как ведущей формы музыкальной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_k_teme_6.docx8.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Организация музыкального занятия как ведущей формы музыкальной деятельности.

1)

Задачи обучения

Методы обучения

Задачи развития музыкальных способностей

Методы обучения

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения.

Вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

 Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

2) Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приёмы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Для характеристики методов музыкального воспитания целесообразно объединить две классификации: словесный, наглядный и практический в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающие характер, необходимо чтобы каждый из основных методов – наглядный, словесный и практический - применялись с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способ деятельности). Степень нарастания проблемности зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий возрастает, однако в младшем и среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Применение проблемных методов требует от педагога больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти свой вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способ действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно – слуховой и наглядно – зрительный. Н. – с. является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений или использование ТСО – основное содержание этого метода.

Для проблемного использования н.-с. метода используются следующие приёмы:

- сопоставление «живого» звучания и в записи;

- сравнение двух контрастных произведений;

- сравнение не контрастных произведений, но близких по замыслу, настроению, жанру;

- сравнение разных вариантов звучания одного и того же произведения.

Наглядно – зрительный метод играет роль вспомогательного и может рассматриваться как приём. Зрительная наглядность (картины, рисунки, карточки и т.п.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется не всегда, по необходимости, в зависимости от возраста детей (более оправданно использование зрительной наглядности в младших группах), наличия программности и изобразительности в произведении. До прослушивания произведения зрительная наглядность применяется лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать инструмент, на котором будет исполняться произведение). Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении обедняет процесс восприятия музыки. Поэтому использование зрительной наглядности целесообразно после нескольких прослушиваний, когда у детей сложились свои представления о музыкальном образе. Более эффективно использование зрительной наглядности в сочетании с другими методами: перед детьми ставится задача выбрать их двух (трех) картин, соответствующую настроению музыкального произведения; или сравнить с картиной два или три музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию; подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке и т.д.

Словесный метод в музыкальном воспитании – это не передача какой-то информации, знаний, а эмоциональный настрой на восприятие музыкального произведения. Разновидности – беседа, рассказ, пояснение, объяснение. Яркая живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально – образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Характеристики музыки – веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная – это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально – образного содержания музыки – это слова – качества, прилагательные, в словаре дошкольника они представляют наименьшую группу. Задача – формировать словарь эмоций, дополняя высказывания детей, разъясняя новые слова – образы, таким образом, это способствует обогащению речи детей, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное, но и множество разных оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь т.д. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений и сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять звучание произведения, если оно близко пот настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот приём уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Применение сказочного сюжета – знакомого, незнакомого или сочиненного детьми – объединяет занятие (или часть его) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Большое значение играет тон речи педагога.

Практический метод очень важен в музыкальном воспитании. Показ педагогом исполнительских приёмов в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). Практический метод может носить характер прямого воздействия: ребенок учится правильно держать молоточек для игры на металлофоне, осваивает приёмы игры на инструментах, повторяет за педагогом музыкально – ритмические движения, воспроизводит мелодию песни. Практический метод может содержать элементы проблемности: педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько (например, несколько приёмов игры или музыкально – ритмических движений – нужно выбрать подходящие для музыкального произведения), ребенку предложить самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки. При использовании различных методов и приёмов необходимо помнить, что овладение навыками и умениями не является самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные умения и навыки пойдут на пользу музыкальному воспитанию лишь тогда, когда у детей возникнет интерес у музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески. Поэтому прямой показ должен сочетаться с другими методами и приёмами, стимулирующими интерес детей к музыкальным занятиям. Не следует забывать о приёмах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но, в тоже время, содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Каждый ребенок может испытать себя в качестве солиста, предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения - дети по очереди показывают найденные ими движения, а все остальные повторяют; в пении дети могут по- своему повторять какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением.

Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приёмы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если приём не достигает цели, нужно вовремя его заменить.

Выбор методов и приёмов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети не имеют ещё разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных методов (в том числе наглядно – зрительных) и практических методов и приёмов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь ещё недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи возрастает. Он использует приёмы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность, например, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать нужную характеристику. Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучание музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания ситуации интереса чаще используются игровые приёмы, ситуации занимательности. В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приёмы используются с большей степенью проблемности. Выбор методов и приёмов определяет и этапы работы над музыкальным произведением. На первом этапе ведущее место занимают наглядно – слуховой и словесный методы. На втором этапе, когда дети осваивают приёмы исполнительства, возрастает роль практического метода. На третьем этапе практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества.

Вывод: выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально – дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей, этапы работы над произведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей.

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...