Главные вкладки

    Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка
    учебно-методический материал

    Что такое дидактическая игра. Какую функцию выполняют

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx17.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на педагогическом совете

    Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»

    Игра — это искра, зажигающая огонек

    пытливости и любознательности.

    В. А. Сухомлинский

    Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности.

    Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

    Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

    Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

    Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников.

    Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

    1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

    2-й уровень: целенаправленные пробы.

    3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

    Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

    Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре –это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

    Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.

    Четвертый элемент -игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.

    Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

    В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного развития:

    • •Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;
    • •Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;
    • •Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету;
    • •Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.

    Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

    Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной. По мнению А.Н. Аванесовой о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию.

    Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала, одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к окружающим.

    Педагог использует разные виды дидактических игр для формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.

    Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют, что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами, подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей. Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из–за неудачного результата. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

    Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....

    Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»

    laquo;Авторская идея в моей педагогической практике»     Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

    Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

    Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

    "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

    Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

    Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»

    В работе представлена игра как средство развития сенсорики.Разные дидактические игры на развитие сенсорки...

    «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»

    Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному о...