Мастер – класс по проекту «Речевое развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
учебно-методический материал

Камалетдинова Найля Аллямутдиновна
Познакомить воспитателей с разными видами театров.
Побудить к широкому использованию театральной деятельности в своей педагогической работе.
Научить воспитателей  изготавливать ложковый театр кукол.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по проекту «Речевое развитие дошкольников посредством театральной деятельности»

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только информацию как с помощью театра можно развивать речь, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов по развитию речи, творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в своей педагогической работе.

Научить воспитателей  изготавливать ложковый театр кукол.

Тема проекта: Развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-6лет

 Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную   деятельность.

Актуальность проекта: В современных условиях, при подготовке ребенка к обучению в школе и дальнейшей жизни в социуме, мало вооружать его определенной суммой знаний, - необходимо развивать связную речь то есть умение общаться с окружающими людьми, умение налаживать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в обществе. 
Когда я начала работать с детьми раннего возраста я поняла, что малыши плохо проговаривали слова и фразы, не все дети умели слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Многие из них не умели рассказывать даже очень короткие сказки и стихи, были очень робкие и застенчивые, не желали участвовать в коллективных играх, контактировать  и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в обществе. Изучая методические рекомендации по театрализованной деятельности под редакцией Э.Г.Чуриловой, методическое пособие «Играем в кукольный театр» Н.Ф.Сорокиной, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой, «Улыбка судьбы» Т.Н.Петровой, учебно-методическое пособие «Учимся по сказке», я пришла к выводу, что необходимо направить работу по речевому развитию у своих воспитанников через театрализованные игры.

Задачи проекта: 

- последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;

- развитие артистических навыков детей;

- раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);

- работа над речью, интонациями;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

- обогащать знания детей о театре;

- учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.)

  • воспитывать интерес и любознательность детей к театру.

Предполагаемый результат: ребенок должен научиться:  разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов; владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра ( фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ; изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки,  элементы костюмов; перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

Проект реализуется с младшей группы.

 Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. С раннего возраста необходимо разыгрывать с детьми песни, потешки, сказки. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, "Рукавичка", "Колобок" - это создает радостную атмосферу. Затем можно предложить детям игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг)..  В младшей группе используются такие виды театра.

Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются  на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги.

 Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь.

Настольный, конусный - Прежде чем играть с такими куклами, надо вырезать и склеить в виде конусов их основы. Затем прикрепить дополнительные детали, они обычно также выполнены в виде геометрических фигурок – круглая голова, треугольные ушки у животных, прямоугольные усы. При желании украсить одежду кукол небольшими аппликациями или разрисовать.

В средней группе рекомендуется знакомство и освоение разных видов кукол. Сначала пальчиковые, затем рукавичные, перчаточные…, а так же умение водить куклу за настольной ширмой. К началу года в средней группе речь детей еще не достаточно сформирована, поэтому нужно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах,  устойчивые обороты зачина и концовки сказки.    Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Не все дети могут участвовать в спектаклях, так как это игра для зрителей, а многие дети застенчивы. С такими детьми проводятся игры – драматизации, где дети играют для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли это другим. Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала игра с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только ребенок  усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

В старшей группе в своей работе использую такие приемы:

1.  «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто из героев спрятался в коробочке»

А сейчас хочу предложить вашему вниманию театр ложек.
Для изготовления кукол была выбрана именно ложка, потому что это практически первый предмет обихода, вводящий дитя в мир взрослых. Ложкой мама кормит подросшего малыша, уже на первом году жизни он впервые пробует взять ее сам. Ложка – по сути, первый орудийный предмет, который доступен малышу своей простотой и функциональностью. 
Легкая управляемость – вот основное качество кукол – ложек, в отличие, например, от кукол бибабо, управлять которыми ребенок сможет только в старшем дошкольном возрасте.
Легко управляя ложками, ребенок может изображать не одного, а двух героев, держа их в правой и левой руках, а может и один показать всех героев сказки, быстро меняя их. 

Сейчас я вам предлагаю своими руками изготовить персонажей к сказке «Курочка Ряба» и обыграть их 

Материалы: Набор ложек, шерстяные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.

Способ изготовления: 

Волосы. Из шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.

 Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму.
Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.

 Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией, как в нашем варианте.

А сейчас обыграем сказку, распределите роли между собой,  и начнем играть в сказку.

Театр в группе – источник особой детской радости. Мои воспитанники через театрализованную деятельность открывают для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывают себя, развивают свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...

Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...

Мастер-класс на тему "речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр"

Мастер-класс для педагогов знакомит с дидактическими играми, способствующими развитию речи дошкольников...

Проект"Речевое развитие дошкольников посредством экспериментальной деятельности

Актуальность темы:Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию....

Проект "Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В проектной деятельности задействованы разнообразные виды детской деятельности: рисование, театрализованная игра, настольный театр, пальчиковый театр, словесная игра, рассматривание картин....

Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольника является театральная деятельность....