Экологический проект "Наши зеленые друзья"
методическая разработка

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический проект615.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект  «Наши  зеленые друзья»

Составила: воспитатель                  Лобачева Ю.И.

Санкт - Петербург

Пояснительная записка.

Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время является очень важной частью воспитания всесторонне развитой личности.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

В дошкольном детстве зарождается поисково – исследовательская деятельность. Она вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.

В.А. Сухомлинский предлагал «… вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами – деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья же прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.

Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна  и значима.

Цели:

Сформировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах, их пользе для человека. Воспитать стремление к бережному отношению  к окружающей природе.

Задачи:

  1. Расширять знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
  2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
  3. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании еѐ беречь и охранять.
  4.  Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев.
  5. Воспитывать трудолюбие, любознательность, желания постоянно открывать что-то новое.
  6. Повышать уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми

Планируемые результаты

  • дети знают деревья, растущие на территории детского сада, их функции и значимость в жизни человека;
  • дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе;
  • знают нормы поведения в природном окружении и соблюдают их в практической деятельности;
  • проявляют интерес к объектам природы;
  • у детей сформировано стремление к исследованию объектов природы, они могут делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Краткое описание проекта

Тема проекта: «Наши зеленые друзья»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий

По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители

Формы работы.

С детьми: познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;

С родителями: вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения, популяризация семейного опыта по развитию кругозора  дошкольников, проведение совместных мероприятий (выставки, трудовые  десанты и т.д.).

Основные этапы проекта

I. Подготовительный этап:

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап:

1. Беседы с детьми:

- «Здравствуй, дерево!»

- « Какие деревья растут на территории детского сада»

- « Как на территории детского сада появились деревья»

- «Как деревья помогают человеку»

- «Как появляются деревья»

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»

-  «Почему желтеют и опадают листья?»

2. Ознакомление детей с художественной литературой:

  •  О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
  • А. Прокофьев «Наш лесок», «Берѐзка»,
  • М. Ивенсен «Ёлочка»,
  • И. Семенова «Березка»,
  • Н. Некрасов «Зелѐный шум»,
  • И. Токмакова «Ива», «Дуб»,
  • П. Воронько «Липка»,
  • А. Твардовский «Лес осенью»,
  • Е. Серова «Зеленая страна»,
  • А. Лопатина. «Мудрость дерева», «Жизнь дерева»,
  • С. Есенин. «Береза», «Черемуха»,
  • И. Бунин «Листопад»,
  • Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»

3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года и беседы по их содержанию:

  • И. Э. Грабарь «Рябинка»
  • И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
  • И. И. Шишкин «Дубовая роща»
  • И. И. Шишкин «Зима»
  • И. Левитан «Весна. Цветущие яблони»

4. Прослушивание:

-  запись «Голоса леса»

- в музыкально – поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

-  П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года»

5. Экскурсия:

Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада. Рассматривание деревьев на участке.

6. Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность:

- рисование на тему «Дерево»; «Осенний пейзаж»

- аппликация «Дерево осенью»; «Панно из осенних листьев»

- лепка «Ветка рябины»; «Сказочное дерево»

- конструирование из бумаги (оригами) «Елочка»

- коллективная работа «Чудо – дерево»

7. Дидактические игры:

1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.

2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.

4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.

5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

6.  «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.

7.  «Узнай деревце». Цель: учить находить дерево по описанию.

8. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, используя  для этого сравнительные обороты.

8. Подвижные игры на участке

«Найди свое дерево».

Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист».

Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки».

Цель: Дети играют в пятнашки со следующими

условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева».

Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь        цели?

9.  Экспериментирование:

-  Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

-  Опыт «Ветка тополя в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.

10.  Коллекционирование.

          Составление коллекций природного материала и гербариев.

Цель: способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

11.  Работа с родителями

- Совместная творческая деятельность: оформление гербария «Осенние листья», рисунки и аппликации «Такие разные деревья»,

-  Оформление папки-передвижки для родителей: «Деревья лечат»,

-  Консультация: «Прогулки с детьми в парк», «Будем заботиться, и беречь природу»

-  Участие родителей в акции «Посади дерево».

III. Заключительный этап:

Оформление выставки «Такие разные деревья?»

Итоговое мероприятие «Чудо дерево»

Презентация проекта.

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволили педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дети получили ответы на интересующие вопросы

Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края, повышению познавательного интереса.

Материально – техническое и методическое обеспечение

Аудиозаписи «Голоса леса», «Времена года» П.И.Чайковский

Подборка произведений художественной литературы

Репродукции художников

Картотека дидактических игр

Картотека подвижных игр

Картотека моделей «Растения»

Картотека стихов и загадок, народных примет

Презентация «Деревья наших лесов»

Схема «Экологическая тропа детского сада»

Материалы для различных видов продуктивной деятельности,  экспериментирования

Ноутбук, СД – проигрыватель

Список литературы

  • Алябьева  Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2008. – 512с.
  • Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
  • Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
  • Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  • Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
  • Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.:
  • Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

ТЦ «Сфера». 2005.

  • Шорыгина, Т.А. Деревья: какие они? Книга для воспитателей / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.
  • Материалы с сайтов для педагогов.

Приложение

Загадки в картинках о деревьях.

  1. Белые сапожки, Зелёные серёжки.береза
  2. Стоят в поле сестрицы платьица белёны, сапожки      

          зелёны.

  1. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
  2. Она весну встречает — серёжки надевает. Накинута на спинку зелёная косынка. А платьице — в полоску. Ты узнаёшь? … (берёзку)
    5.    
    Русская красавица стоит на поляне — в зелёной кофточке, в белом сарафане.

  1. Десять лет теплом согретый, в зной и в пору летних гроз ввысь — по десять сантиметров, вглубь — по метру за год рос.
    2.      
    У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе не взяла.  (Дуб и жёлуди)
    3      В золотой клубочек Спрятался дубочек. ( Жёлудь )
    4.      Крона кудрявая, сучья — корявые, а плод —                 полированный, как из меди кованный.  (Дуб, жёлуди )дуб

елки

1.    Зимой и летом одним цветом.

2.    Кого один раз в году наряжают?

3.    Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего  сама не шьёт, а в иголках круглый год.

4.    Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим

                                  тучам, но теперь меня срубили и в игрушки нарядили.

                                   5.    Настоящая, лесная, в хвойном платьице своём,  

                                   Словно гостья дорогая, к нам она явилась в дом.

1.      Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.ива

2.      Недаром эта модница склонилась над водой. Всё лето в речку смотрится любуется собой.

3.      Как это скучно — сто лет без движенья в воду глядеть на своё отраженье. Свесила гибкие ветви с обрыва  нежная, тихая, грустная ...

4.      Моднице  - хороводнице только б разодеться,

 Да в зеркало глядеться.

1.     С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.липа

 А меня все обижают: шкуру тонкую сдирают.
2.    
Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то — медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
3.    
Пахучим жёлтым цветом Ты каждый год цветёшь И мёд свой знойным летом Ты пчёлам отдаёшь.



осина

1.     Никто не пугает, а всё дрожит.
2.    
Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?
3.    
Ветер спит, и роща спит, а листочек спать не хочет — то затихнет, то лопочет.  (Осиновый лист)
4.    
Одеться не успела, а серёжки надела.

Платье надевала —  серьги потеряла. Падали на ножки

                                  красные серёжки.

сирень

1.      В этот праздничный весенний день расцвела душистая ...
2.      
Без лилового цвета ни весны, ни лета. Лиловый кустик весну отпустит, а  лето позовёт.
3.      
Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.

                     Лиловый закат обнимает лиловые гроздья ... ( сирени )

сосна

1.    У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке.
2.    
Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только шапка зелена.
3.    
Стоит столб до небес, а на нём шатёр-навес.

 Красной меди столб точёный, а навес сквозной, зелёный.
                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зеленые друзья"

Экологический проект «Зеленые друзья».Экологический проект «Зеленые друзья» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, дол...

экологический проект "Деревья наши зеленые друзья"

детско-родительский проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ.Цель проекта: Способствовать созданию условий для организации совместной деятельности детей и родителей, с целью ф...

Проект по экологическому воспитанию "Зеленые друзья"

Использование данного проекта по экологическому воспитанию позволит создать условия для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологического воспитания через знакомство с жизнью растений....

Экологический прекг:" Наши зеленые друзья"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ ДРУЗЬЯ» Задачи•1. Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Деревья и комнатные растения – наши зелёные друзь...

Экологический проект "Зеленые друзья в горшочках"

Данный проект, позволяет помочь детям раннего развития узнать больше о растениях, как с ними надо обращаться, какой им нужен уход....

экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья"

Социально значимый экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья!"...

Совместное развлечение детей и родителей Экологический квест «Наши друзья-зеленые великаны»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей.Задачи:Формировать экологическую культуру родителей.Показать  варианты интересной совместной деятельности родителей с деть...