Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,

тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.

В.А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор: Монгуш Валентина Дарый-ооловна

МБДОУ «Аленушка» с.Аржаан Пий-Хемский кожуун

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,

тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.

В.А. Сухомлинский

 

Современный мир наложил свой отпечаток на развитие детей.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию детей. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал), включив в лучшем случае мультфильм, в худшем - давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Так же и компьютерные игры развивают плоскостное мышление у детей с однообразным алгоритмом действий.

По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

Проработав воспитателем более 5 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию ребёнка. А такое развитие невозможно без постановки речи. Язык занимает чрезмерно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

 Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, понятный ему. Всякую свою задумку, впечатления ребёнок воплощает в живые образы и действия в игре. Поэтому через театрализованную деятельность ненавязчиво можно решить обучающие и воспитательные задачи.

Именно поэтому театрализованная деятельность со своими воспитанниками – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Начиная с младшего возраста, я старалась поддерживать детскую инициативу, создавала условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения представлений об объектах окружающего мира.

 Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Задачи:

  • Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса;
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • Совершенствовать артикуляционный аппарат;
  • Развивать слуховую и интонационную культуру речи;
  • Формировать позитивную установку к различным видам творчества;
  • Овладевать навыками общения и коллективного творчества;
  • Способствовать речевому раскрепощению детей, проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
  • Повышать общую культуру ребёнка;
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка его интересов

 Театрализованная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и целой группой.

 Осуществляясь в группе театрализованная деятельность:

  • позволяет развивать ценные социальные навыки, связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности;
  • развивает навыки принятия решения.

 Практическая работа осуществлялась по трём направлениям:

1)Первое направление - формирование развивающей среды

Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Техническое оборудование (ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, звуки птиц, зверей, природных явлений, транспорта, детские сказки).
  • Наглядные пособия: репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии;
  • Создание мнемотаблиц в помощь к разучиванию этюдов, потешек, стихов;
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр: ковролин, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, театр на ложках и др.).

Дидактические игры («Назови сказку», «Что перепуталось в сказке» «Назови одним словом», «Настроение» и др.).

2)Второе направление это работа с детьми:

  • Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:
  • Дыхательно-речевая гимнастика: помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
  • Организованно образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из интернет - источников (для показа на ноутбуке или интерактивной доске)

Третье направление - взрослые:

Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

посещение театров семьями;

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям; совместное выступление детей и их родителей

В своей работе знакомство с театром я начинаю с детьми младшей группы. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем. Игры- подражания 3-4 лет направлены на обогащение жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями, и именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм.

Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон персонажей их тембр, манеры голоса.

В последствие в старшем и подготовительном возрасте дети, которые изо дня в день были вовлечены, в той или иной степени, в театрализованную деятельность проявляют большую речевую активность.

Кроме того, театрализованной деятельностью мы в группе раскрываем и другие задачи: знакомство детей с социумом, закрепление безопасного поведения в быту, природе, в обращении с животными и людьми.

Дети проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимают основную идею литературного произведения.

Способны сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеют интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи. Импровизируют с куклами.Владеют знаниями об эмоциональных состояниях героев, могут их передать в игре.

У детей, которые активны в течение всего года, значительно активизировался словарь, они чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.

Мы пришли к выводу, что в процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас. В группе мы создали условия для театрализованных игр, существует оборудованный центр театра. Имеется картотека различных упражнений по театрализованной деятельности, научная литература, оформлены сценарии, конспекты, консультации для родителей. Для успешной реализации задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда:

Настольный театр

Пальчиковый театр

Театр ложек

Театр руковичек

Фланелеграф

Маски

Атрибуты для танцевальных импровизаций

Мы стараемся пополнять этот центр различными, новыми материалами. И в этом нам очень помогает участие родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми  деятельность   является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности. Планируем на будущее, придерживаясь принципа: системности, последовательности, доступности, продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности.

                                                  Литература:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: учеб. пособие.-М.: Просвещение, 1991.
  2. Гончарова О.В. Театральная палитра.-М.:ТЦ Сфера,2010.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. - М.: Вако,2007.
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника.-СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
  6. Малахова А.Н. Развитие личности ребёнка.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
  7. Тырышкина О.В. Игровые логопедические з анятия по мотивам сказок.5-7 лет.-Изд.2-е,перераб.- Волгоград:Учитель, 2015.



Предварительный просмотр:

Музыкальный театр является одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанное на восприятии мира и образов. Приобщение детей к музыкально-театрализованному творчеству в условиях детского сада дает уникальную возможность детям открыть и развить музыкальные способности, освобождает ребенка от закомлексованности,дает ему ощущение своей особенности.

В моей работе театрализованная деятельность занимает большое место. Каждый раздел музыкальной образовательной деятельности пронизан инсценированием, обыгрыванием каждой роли, каждого персонажа в игре. И моей педагогической находкой является «Внедрение музыкального воспитания детей элементам театральной деятельности».Мы играли в музыкальную игру с детьми на знакомство и закрепление детских музыкальных инструментов. Игра называется «Лесные музыканты»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» с.Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ

Методическая разработка мастер-класса по вокалу

на тему: «Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении.»

музыкального руководителя

Монгуш Валентины Дарый-ооловны

Аржаан 2023

Пояснительная записка

Обучение вокалу в объединениях учреждений дополнительного образования, в школах искусств обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование универсальных учебных действий у учащихся. Обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях региона. 

Наилучшим образом это умение развивается на индивидуальных занятиях по вокалу, где начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает не только специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками, но также решает важнейшие исполнительские задачи, связанные с выразительным и эмоциональным раскрытием образного содержания произведений, с пониманием стилевых особенностей вокального творчества композиторов разных эпох.

Данный мастер–класс знакомит участников с важнейшими методами и приёмами постановки дыхания; вокальными упражнениями, распевками, которые не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в исполнении и создании музыкального образа в произведениях.

Цель: улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа


Задачи:

  • Обеспечить формирование знания об особенностях работы голосового аппарата;
  • Создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
  • Научить присутствующих бережно относиться к своему голосу и голосу обучающихся;
  • Познакомить присутствующих с формами работы, которые можно использовать в профессиональной деятельности;
  • Повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации;

Прогнозируемый результат «мастер – класса»:

  • Участники «мастер- класса» получат знания о формировании универсальных навыков на занятиях вокала;
  • Педагоги будут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на «мастер – классе».

Оборудование :

Музыкальный инструмент( пианино),музыкальная аппаратура: ПК, колонки, наушники, студийный микрофон, микшерный пульт. Методический материал по теме занятия.

Новизна «мастер – класса» в том, что в нем представлены современные формы работы с вокалом.

Продолжительность проведения –30мин.

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это время не учатся сами». Так сказал учёный̆, мыслитель, миротворец Али Апшерон.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот мастер-класс будет о певческом дыхании, о постановке голоса и создании музыкального образа в песне. Общаясь друг с другом в повседневной жизни, мы не задумываемся во время разговора, как мы дышим, сколько мы вдыхаем воздуха, сколько выдыхаем…певческое дыхание отличается от разговорного тем, что это более активная работа дыхательных мышц. Певческое дыхание является основой вокальной техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильную певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус  (прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея) его грудная клетка уже принимает положение вдоха и сам вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения.

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.

Различают следующие типы дыхания:

Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Разновидностью грудного дыхания является ключичное, или верхнее  грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.

Смешанное, грудобрюшное дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости.

Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста.

 В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

Нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. В осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха и сама диафрагма.

 Когда мышца диафрагма натренирована систематическими упражнениями, как у спортсменов, мы говорим, что звучание имеет хорошую опору, голос поставлен.

Для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и эластичный.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Упражнения:

 «Цветок». Представьте, что вы носом вдыхаете аромат прекрасного цветка: медленно, глубоко, с наслаждением…А теперь и ртом и носом вдыхаем.

«Свеча» (Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Целенаправленно, в определенную точку. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук, но только первое время).

-«Шарик» (Звук «С») Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С»  выдыхаем воздух. Долго спускает шар. А затем хлопком, резкий выдох – лопнул моментально.

Все вокалисты знают и пользуются в работе с дыханием гимнастикой, разработанной  оперной певицей  Александрой Стрельниковой.

Эта гимнастика полезна не только вокалистам, но и всем людям, страдающим заболеваниями органов дыхания ( при бронхите, гайморите).

У самой певицы с детства было больное сердце. Постепенно недуг дал осложнения на дыхательную систему девушки, сначала она начала задыхаться, а потом и вовсе потеряла голос.
Мама и дочь решили не сдаваться и во что бы то ни стало вернуть Саше её способность петь. Они начали работу с дыханием и, как говорит сама Стрельникова: “Так постепенно и родился комплекс голосовой гимнастики на основе правильного дыхания”. Опираясь на него, Александре удалось вернуть себе голос и она проработала оперной певицей до глубокой старости, подарив россиянам ещё и эту прекрасную технику.

Особенностью гимнастики является короткий и резкий вдох, который производится в то время, как грудная клетка сжимается. Это абсолютно уникальная по своей эффективности методика, не имеющая аналогов по всему миру.

Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела:

  • руки
  • ноги
  • бёдра
  • пресс
  • плечевой пояс

Упражнения следует выполнять под руководством профессиональных специалистов, чтобы исключить неправильное выполнение движений, что может нанести вред организму.

Мы сделаем 3 базовых упражнения.

«Ладошки»

Вдох делается носом. Он должен быть резким, коротким и глубоким. Выдох через рот должен быть пассивным.
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом на слог «ха».

«Насос»

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца.
         «Обними плечи»

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. 

Мы немного поработали с диафрагмой.  Привели ее в тонус. Работу необходимо постепенно довести до автоматизма, т к певец не должен думать о том, что он вдыхает, поёт и выдыхает, опуская ребра, процесс пения для него быстро закончится. Всё должно происходить естественно.

и ( задержка дыхания)

- Встаньте максимально свободно, но ровно, ощутите опору в ногах. После того, как вы вдохнули, задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, оставьте ее в « замороженном состоянии». Подайте воздух наверх, уприте воздух в связки. Что это значит? Представьте, что вы начали говорить и остановились на полуслове – воздух уперся в связки. После этого можно издавать звук, лучше гласный и коротко.  И весь процесс повторяем несколько раз, нарабатываем мышечную память.

Описываю долго, хотя этот процесс нескольких секунд.

Дыхание-мышцы-голос

Наступило время рассказать о волшебных струнах, что находятся в нашей гортани. В середине гортань сужается, в самом узком месте расположены две складочки- связки. Отверстие между ними называется голосовая щель. Над голосовыми складками располагаются желудочки гортани, над ними желудочковые складки с железами, которые обеспечивают увлажнение голосовых складок. В период мутации увлажнение минимальное, поэтому ощущается сухость, першение, несмыкание связок. Это же возможно при испуге. Поэтому вокалисту необходимо пить воду.

Звонкость голоса зависит от частоты вибраций, длины, толщины и тонуса голосовых связок.

Свойства голосовых связок обуславливается полом т возрастом человека. Но наши эмоции напрямую влияют на работу голосовых связок. Поэтому я ставлю первую задачу в работе с учащимися: «страху-нет!». При страхе возникают зажимы по всему телу, спеть не получится. Вокал это 90% психология человека, и 10% - тренинги и упражнения. Чтобы петь без зажимов, необходимо иметь свободное, творческое, эмоциональное состояние, быть хозяином своего тела. И не нужно бояться казаться нелепым, выполняя упражнения на раскрепощение, снятие мышечных зажимов, свободное звукоизвлечение.

Упражнения:

«Позеваем»

- сначала с закрытым ртом, а затем от души, открыв рот

«Стон»

- «МММ….» (словно болит горло»

Необходимо найти приемлемый тон – центр голоса, на котором голос звучит ровно (примарный тон), затем добавляем гласные фонемы: ам, ом, ум и т д.

От того, как голосовые связки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса.

-«Ах, как  рад,

Ах, как я рад, что я не торт, не шоколад»!

 Состояние внутреннего покоя и уверенности, обычно, приходит с большим опытом, если дерзать и ничего не бояться!

Но есть несколько советов, которые помогут избежать потери голоса от страха:

-сохранять самообладание ( воспитанный человек – это человек, способный перенести отсутствие воспитания у других»)

- научиться чувствовать внутреннюю свободу, в общении с людьми находить общий язык

- стараться не повышать голос

-научитесь следить за своим дыханием

Необходимо рассказывать и показывать строении всего голосового аппарата: глотка, нёбо, маленький язычок. (картинка)

Работа над постановкой голоса очень долгая и планомерная. Ошибочно считать, что теоретически, зная все вокальные правила, можно моментально научиться петь. Нет такой волшебной таблетки, которую выпил и сразу научился красиво петь.

Занятия должны проходить систематически, под руководством педагога, чтобы не причинить физический вред здоровью.

После работы с дыханием начинается работа над:

-звукообразованием ( отдельно с каждым гласным звуком)

-дикцией (скороговорки, подражательные звуки)

-пением на посыл, подача звука, атака звука (« Яхта»)

-звуковедением (легато, стаккато)

-интонацией ( простейшая нотная грамота, звуковысотность)

-развитием диапазона (переходные ноты, смешение регистров)

-созданием образа

-работа с микрофоном

Работа над созданием образа в песне начинается после работы с мелодией и текстом. Необходимо выучить текст наизусть. При разучивании песен всегда прошу ученика придумывать предысторию и послесловие. Понять идею автора, но исполнитель всегда должен осмыслить ее по-своему и подать слушателю от себя, пропусти через свою душу, через свое эмоциональное состояние.

Мы рисуем с учениками картины ( с младшими учащимися мы освоили технику «кляксография», которая решает сразу несколько вокальных задач – правильное дыхание и раскрытие эмоционального состояние ребенка).

Представляем и разговариваем о воображаемых запахах. И, если у Алисы в одной и той же песне это запах Рождества и апельсинов, то у Вероники – свежие испеченные ванильные булочки…

При более экспрессивном репертуаре помогает тактильность, предметов, игрушки, бижутерия и многое другое…

         Отдельное внимание уделяю внешнему виду исполнителя, а также опрятности. Костюм играет очень важную роль в создании образа. Одежду для выступления необходимо подготовить заранее.

Танцевальные движения разучиваем соответственно стилю и темпу музыки.

При необходимости песня может сопровождаться дополнительными техническими средствами: видеорядом, световыми эффектами и т д.

Почему люди так любят музыку? Она способна их окунуть в разные эмоциональные состояния, пропитать им…

Почему мы слушаем песни на языках, которые не изучали и она нам нравится? …

Поэтому при разучивании песни всегда необходимо понять, какое эмоциональное состояние она в себе несет? И только после этого решаем, какими техническими средствами вокала будем его передавать слушателю.

Помним о своем слушателе! Зачем люди приходят на концерт?

Можно забыть слова, сфальшивить, не иметь достаточного диапазона,…

Но! Если вы способны мощно, ярко и убедительно передать ваше состояние слушателю, Ваше личное отношение к исполняемому произведению, вы сможете стать успешным, востребованным вокалистом. Безжизненное пение человеку, пришедшему на концерт, не нужно. Технику наработать всегда возможно.

Список литературы:

  1. Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
  2. Ахмедова Н. 100 уроков для вокала. Дневник преподавателя. Часть 1-я. – Баку, 2015
  3. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.
  4. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.  М.: Музыка,1965
  5. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
  6. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
  7. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
  8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
  9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
  10. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
  11. Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.




Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного

возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.

    Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем  ребенок  - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог  К. Орф в своем методическом пособии. Задача педагога — воспитать в нем творческое начало, творческое мышление.

   Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной

музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень

эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их

самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию

требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

   В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ».

Еще в древние времена педагогам было известно, какие огромные

возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в

интеграции различных видов художественной деятельности. Вдумайтесь, еще Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею и наполняют ее

красотою и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью

восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм. Игровое творческое развитие ребенка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни.

Цель: творческое развитие ребенка его природная музыкальность и творческая способность к саморазвитию, вот главная цель для дальнейшей самореализации в его жизни.

Задачи: Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.

А сейчас я познакомлю с некоторыми инновационными технологиями,

которые я применяю в работе с детьми. Стихотворение «Веселый телеграф»:

(всем раздаются деревянные палочки, которыми отстукивается ритм на

слова «тук да тук»).

Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлет; тук да тук, тук да тук,

Что весна уже идет; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг:  тук да тук, тук да тук,

Что подснежники цветут: тук да тук, тук да тук.

О чем поет воробышек в последний день зимы?

«Мы выжили, мы выжили, дождались мы весны».

Современный метод моделирования музыкального языка и он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов.

Мы с вами приступаем к приему который называется свободное

модулирование музыкальных инструментов.

ИГРА-СКАЗКА К. ОРФА « ПРИШЛА ВЕСНА».

Сережу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА

Ура - обрадовался Сережа – можно идти гулять!

КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА

Во дворе Сережа увидел большую коричневую бабочку.

Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.

БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК

Сережа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в нее заползал

дождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ

Крота Сережа не увидел, кроты живут под землей, и роют своими сильными

лапами длинные-длинные норы-коридоры.

ПОСКРЕБСТИ  ПЛАСТИК   БАРАБАНА / ТКАНЬ

Сережа встал на ноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ

и огляделся: невдалеке у забора росли желтые цветы,

они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Наберу для мамы букет цветов – сказал Сережа.

И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК

И каждый раз, когда Сережа смотрел на цветы, он вспоминал, что

пришла весна.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

   В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет

учебный процесс, он живет на занятиях вместе с детьми, помогает и

радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при

 которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет

комфортно и педагогу и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать

страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут веселые и

раскованные.

   В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей

лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение

под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную

театрализацию. Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это: коммуникативные танцы.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

 Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной

динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического

интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

 Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей

заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что

представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.    Текст находит здесь не буквальное отражение: определенная жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры

●  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

●  «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены

движений);

● повышают общий уровень организации ребенка.

● направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного

двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие

● координационной свободы движения,

● чувства ритма,

● внимания,

● ансамблевой слаженности,

● способности к двигательной импровизации.

   Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Ее можно определить как

музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично

декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребенка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет

правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень

легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на

музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и

выражением. Например: стихотворение «Весенний телеграф»

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

● звучащие жесты и музыка моего тела.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ - это первые инструменты, которые всегда под

рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музыцирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом – это игры, когда мы начинаем использовать в речевых играх анатомические звуки, это известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего вас мира вокруг.

● шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование.

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование

детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

● музыкальность,

● тембровый слух,

● тонкость восприятия,

● ассоциативность,

● художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и

присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться

педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь,

видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому

творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий.

  Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

    Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

● удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально- творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

● музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

 Поскольку данный материал является доступным и в то же время

привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную

патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребенок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них все получается, от возможности себя выразить. Это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

ЛИТЕРАТУРА

Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель».

– М. ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника» 2004г. №1с.9-25,

№2с.18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14.

Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»-С-П.

Ленинградский областной институт развития образования.2004г.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду». – М: Просвещение. 1983г.

Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка».

Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста...