МИРЗОЯН Ж.М. ТЕЗИСЫ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА.
статья

Дошкольное воспитание оказывает огромное влияние на развитие, в том числе культурное  развитие, образование, воспитание, раскрытие имеющихся способностей и возможностей детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды детского сада.

Мирзоян Ж.М.

Воспитатель МБДОУ № 516

МО г. Екатеринбург.

            Дошкольное воспитание оказывает огромное влияние на развитие, в том числе культурное  развитие, образование, воспитание, раскрытие имеющихся способностей и возможностей детей дошкольного возраста.

            В дошкольном периоде происходит интеллектуальное, личностное, эмоциональное развитие ребёнка. Целью дошкольного воспитания и обучения является формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности в данном возрастном периоде. Важнейшая задача дошкольных организаций позволит обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, полностью совершенствовать себя и проявить свою активность, повысить развивающий эффект воспитательной работы и совершенствовать педагогический процесс через организацию развивающей среды с детьми.

            Для полноценного развития ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали мир яркими, насыщенными впечатлениями.

            Важным фактором в развитии детей раннего возраста является предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда-это система условий, обеспечивающих личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

            На сегодняшний день накоплен богатый опыт отечественной педагогики и психологии в воспитании и обучении детей через создание предметно-развивающей среды в дошкольных организациях, создание системы дидактических пособий и развивающих игрушек.

            Создание предметно-развивающей среды в группе является необходимым условием для полноценного развития ребенка, реализации ведущих видов деятельности, познавательной и результативной деятельности, предметных и сюжетно-ролевых игр.

             Всё свободное от режимных процессов и организованной учебной деятельности свободное время детей, должно дополняться самостоятельной деятельностью. Самостоятельная деятельность на этом этапе может быть разнообразной. Это сюжетно-ролевые, дидактические, строительные игры, движения, наблюдения, просмотр книжных иллюстрации, познавательная деятельность, изобразительное искусство, лепка и аппликация, элементы самообслуживания, выполнение заданий взрослых.

            Развитие ребёнка-это процесс воспитания и обучения ребёнка совместно с взрослыми и сверстниками, организуемый педагогами в различных формах, реализуемый в активных отношениях и содержательных действиях.

            Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно - развивающая среда, в которой он живет и обучается. В этой среде ребёнок разносторонне развивается, формирует чувства, получает жизненный опыт, учится различать и сравнивать различные предметы и явления. Взрослые вводят детей раннего возраста в мир предметов, знакомят с их предназначением и принципом работы, стимулируют действия, направленные на познание окружающей среды.

           Ключевые слова: Развивающая среда, дошкольное воспитание, дошкольный возраст, развивающие и обучающие центры, воспитание, развитие, развивающие игрушки,              

           В связи с этим необходимо обеспечить детей предметно - развивающей игровой средой, в которой они в любое время дня имеют возможность двигаться и играть по своему усмотрению.  

            Поэтому предметно-развивающие центры необходимо обеспечить игрушками и оборудованием, требующими двигательной активности, регулярно менять их места и  соблюдать режим санитарной обработки. В доступном для ребенка месте можно оборудовать легкие тематические развивающие центры с размещением дидактического, игрового материала: «сюжетно-ролевые игры», «сенсорные игры», «Природа», «песок и вода» «книжный уголок», «куклы», «декорирование» «уголок уединения».

            В каждом центре отбираются дидактические и игровые материалы, отвечающие индивидуальным потребностям, интересам, задачам воспитания и развития детей.  

            Ребёнок-подражатель, исследователь, с радостью и восхищением открывающий окружающий мир, стремится использовать всё, что ему дано для различных активных видов деятельности.

            Развивающая среда должна быть как второй дом, где ребёнок чувствует себя свободно и остается на длительное время. В группе необходимо создать окружающее пространство так чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя как личность среди других лиц, реализовать свои собственные возможности, почувствовать себя комфортно.

            В развивающей среде дети формирует свои сенсорные навыки, приобретают жизненный опыт, учатся сопоставлять и различать предметы и явления, приобретают эмоционально-практический опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками, получают знания на практике. Предметно-развивающая среда даёт каждому ребёнку равные возможности для всестороннего развития, приобретения личностных качеств. При организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать все условия, способствующие формированию основных характеристик личности каждого ребенка, развитию его интересов и способностей.

             Предметно-развивающую среды необходимо менять в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и программы, реализуемой педагогами.

            При организации предметно-развивающей среды необходимо соблюдать следующие правила:

            1.предметно-развивающая среда должна выполнять образовательные, развивающие, воспитательные, стимулирующие, организационные и коммуникативные функции. Группировка предметно-развивающей среды должна обеспечивать всестороннее развитие детей, соответствовать принципу единства образовательного процесса;

            2.пространство необходимо использовать гибко и вариативно. Среда должна удовлетворять интересы и потребности ребенка;

            3. форма и дизайн предметов должен быть безопасным и соответствовать  возрасту ребёнка;

            4. необходимо предусмотреть место для экспериментальной деятельности детей;

            5.учитывать психическое развитие, состояние здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, показатели эмоционально-волевой сферы.;

            6. цветовая палитра должна быть теплой, пастельных тонов;

            7.учитывать главную роль игры;

             8.предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы.

             Требования к организации предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста:

            -Развивающая среда должна быть безопасной, комфортной, удобной и эстетически красивой.

            -Предметный мир должен обеспечить реализацию потребностей ребенка в активной и всесторонней деятельности

            -Предметно-развивающая среда должна способствовать вовлечению всех детей в активную познавательную деятельность.

            -Предметно-развивающая среда для реализации детьми своих возможностей должна стимулировать у них самостоятельность и инициативность.

            Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, предусматривающую наличие:

            Зона познавательного развития-уголок сенсорных игр, современные игрушки, уголок эксперимента, уголок природы, литературно - языковая зона, уголок кукол, книжный уголок, уголок театра кукол, уголок сюжетно-ролевых игр , область творческого развития, уголок музыкальных игрушек, уголок рисования, атрибуты для творческой деятельности, зона активного движения, спортивный инвентарь и оборудование и т. д. уголок подвижных игрушек.

            Групповое пространство условно делится на три зоны:

- тихий: чтение, "уединения", книжный уголок;

- средней интенсивности: театральная, музыкальная, конструкторская зона;

- зона интенсивного движения: спортивный уголок.

            В рамках пространства групп условно можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

            Организованная в соответствии с целями предметно-развивающая среда играет важную роль в воспитании и гармоничном развитий ребёнка.

            Укомплектованная в эстетический красивом стиле развивающая среда вызовет у детей дошкольного возраста  чувство радости, положительного эмоционального отношения к детскому саду, вызывает желание посещать его, обогатит знания, стимулирует детей на творческую деятельность, способствует интеллектуальному развитию. Организуемые в развивающей среде мероприятия, игры, тренировки, познавательные занятия, развивают у детей дошкольного возраста наблюдательность, индивидуальность, творческие способности, дисциплину, положительные взаимоотношения и совместные игры детей друг с другом и с взрослыми.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации                    от 17 октября 2013 г. N 1155

3. О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

4. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

5.Н.Д.Епачинцева. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001

6. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. — №4.

7. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Полифункциональный конструктор для организации сюжетно -ролевой игры и развивающей среды детского сада

Ирговое пособие для организации сюжетно- ролевой игры и обогащения развивающего пространства группы дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

Создание предметно-развивающей среды детского сада с помощью современных информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области).

Мы считаем, что с первых минут пребывания в детском саду каждому ребёнку должно быть интересно, безопасно и комфортно, всё пространство должно способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанн...