Отчет по самообразованию за 2019-2020уч.год и план на 2020-2021 уч.год
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

гришина лилия ильясовна

Актуальность          моей          темы: Непосредственный  контакт    ребенка  с  предметами  или  материалами, элементарные  опыты  с  ними,  позволяют  узнать  их  свойства,  качества, возможности,  желание  узнать  больше,  обогащают  яркими  образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся  наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.   Работая  над  этой  темой,  я  поставила  перед собой цель:  создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно –экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей.

3.  Поощрять  и  направлять  исследовательскую  инициативу детей, развивая    их    независимость,    изобретательность, творческую активность;  помочь  раскрыть  перед  детьми  удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

 4.  Привлечь  родителей  к  процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-20_i_plan_na_2020-21g.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  по самообразованию

Гришиной Лилии Ильясовны

на 2019-2020 уч.год

Тема «Развитие исследовательских способностей

детей дошкольного возраста»

С самого рождения   ребенок   является   первооткрывателем, исследователем  того  мира,  который  его  окружает.  А  особенно  ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать и я пойму».

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы  чувств.  Учеными  доказано,  что  чем  больше  органов  чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает,  понимает,  усваивает,  закрепляет  изучаемый материал. Следовательно,    чем активнее    ребенок    трогает, нюхает, экспериментирует,  исследует,  ощупывает,  наблюдает,  слушает, рассуждает,  анализирует,  сравнивает,  то  есть, активно участвует  в образовательном  процессе,  тем  быстрее развиваются  его  познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность          моей          темы: Непосредственный  контакт    ребенка  с  предметами  или  материалами, элементарные  опыты  с  ними,  позволяют  узнать  их  свойства,  качества, возможности,  желание  узнать  больше,  обогащают  яркими  образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся  наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.   Работая  над  этой  темой,  я  поставила  перед собой цель:  создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно –экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей.

3.  Поощрять  и  направлять  исследовательскую  инициативу детей, развивая    их    независимость,    изобретательность, творческую активность;  помочь  раскрыть  перед  детьми  удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

 4.  Привлечь  родителей  к  процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Этапы работы:

Изучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Создать картотеку опытов и экспериментов.

 Разработать план по старшей  группе на год.

Создать  условия  для  организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Оформить и провести консультации для родителей по данной теме. Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

В  течение  всего  года я  изучала  разнообразную  методическую литературу по данной теме.

 1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры  водой в детском саду и дома. –Ярославль : Академия развития, 2009.-112с.:

2.Дыбина  О.В.,  Поддъякова  Н.Н.,  Рахманова  Н.П.,  Щетинина  В.В., Ребенок в мире поиска/Под редакцией О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64с

3.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование  в  детском  саду.  Методическое  пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –80с.

4.Организация  экспериментальной  деятельности  дошкольников: Методические рекомендации. Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. –М.: АРКТИ, 2003. –64с.

5.Тугушева  Г.П.,  Чистякова  А.Е.  Экспериментальная  деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2007. –128с.

Так же изучила опыт коллег на интернет-сайтах: maam.ru, nsportal.ru. Я  старалась  так  организовать детскую  деятельность,  в  том числе самостоятельную,  чтобы  воспитанники  упражняли  себя  в  умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.  Для  качественного  проведения экспериментирования  подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во  время  наших экспериментов дети  приобретают  опыт  творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач. Поэтому  я  создала  благоприятные  условия и  творческую среду  для развития познавательной активности «Мини-лабораторию». «Мини-лаборатория»  оснащена специальным  оборудованием, разнообразным материалом: -приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;-разнообразные сосуды из различных материалов(пластмасса, стекло, металл);-медицинские  материалы:  пипетки,  деревянные  палочки,  шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,  которые  вызывают  у  них  чувство  удовлетворения  от проделанной  работы.  Поощряя  детскую  любознательность,  направляя  их активную  деятельность,  мы  способствуем  развитию  у  ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Здесь  дети  проводят самостоятельную и  совместную  с  взрослым исследовательскую  деятельность.  Одна  из  главных  задач  лаборатории, как развивающей    среды–научить    детей    задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Я   стараюсь   включать экспериментирование в   различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.  Это  способствует  поддержанию познавательного  интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду,  когда  дети  много  времени  проводят  на  воздухе.  Я  стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами  чувств,  анализировать  полученные  с  их  помощью  сведения, выполнять   определенные   действия,   использовать   инструменты, проговаривать  свои  действия  и  формулировать  выводы,  объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей   со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли: Мой   опыт   показал,   что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.  Свое  общение  с  родителями  я  строю  на  основе  сотрудничества. Использую  различные  методы  взаимодействия  с семьей:  наглядные, словесные, практические.

 С  этой  целью  я  разработала  консультации  для  родителей  об исследовательской деятельности по следующим темам: Консультации : «Развитие любознательности  детей  через детское экспериментирование»;   «Эксперименты   на   кухне»;   «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома»; «Игры  с водой  и  песком.  Это  интересно!»;    «Наливаем,  выливаем,  наблюдаем, сравниваем»; Выпустила  папки-передвижки  по  данному  вопросу.  Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.  Привлечение родителей  к  дальнейшему  пополнению  атрибутами,  коллекциями  нашей «Мини-лаборатории». Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать  новое,  выяснить  непонятное,  желание      вникнуть  в  сущность предметов,  явлений  рекомендуем  и  родителям  в  домашних  условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Наши  родители  участвовали  в  конкурсах  поделок  из  природного материала, пополняя наш природный уголок. В результате работы за год , я:

-изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.-создала картотеку опытов и экспериментов.

-разработала перспективный план по второй младшей группе на год

-создала  условия  для  организации экспериментальной деятельности детей в группе.

-провела консультации для родителей по данной теме.

-оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Дети учавствовали в конкурсе:

2019г. - Республиканский конкурс «Разноцветные ладошки», с проектом «Вода», сертификат.

Проанализировав  результаты  своей  педагогической  деятельности,  я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская  деятельность  позволяет  обогатить  кругозор    ребенка -дошкольника,  стимулирует    его    мыслительную активность,  детскую  любознательность,  удовлетворяет    естественную потребность к  самостоятельной деятельности! Такой  метод  обучения  как экспериментальная  деятельность, достаточно  мощно активизирует  познавательный интерес  у  детей  и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Я  считаю,  что  моя  деятельность  по  теме  самообразования  прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».      В  перспективе  планирую  продолжить  в  следующем  году  в  образовательной  деятельности,  самостоятельной деятельности и различных режимных моментах

План работы по самообразованию

Гришиной Лилии Ильясовны

на 2020-2021 уч.год

Тема «Развитие исследовательских способностей

детей дошкольного возраста»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.


Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.


Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.




План работы на год

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

 

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Знакомство с лупой. 

Опыты с песком и глиной, почвой.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

 октябрь

 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 Опыт «свет и тень»

Свет повсюду

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

 

Опыты с водой.

 

 

 

 Декабрь

 Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

 Опыта со снегом и льдом

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

 

 Февраль

 Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

 Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Март

 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

 Опыты с магнитом.

Апрель

Причина возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятием «отражение»

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 

 Май

 Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией.  Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Опыт «Упрямые предметы»

 

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь-апрель

Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Буклеты

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

 Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Буклет

 Декабрь

 Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».

Выступление на педсовете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Фотовыставка

 

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.

5. Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2005.№1

10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности

 

1.Все увидим, все узнаем. 

2.Волшебные стеклышки.

3. Цветной песок. 

4. Песочная страна 

 Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. 

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

 Октябрь

 1.Свет и тень.

2.Свет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет. 

4.Прозрачность веществ.

 

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

 

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

 Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

 Ноябрь

1.Где вода?

2.Какая бывает вода?

3.Вода растворитель. Очищение воды

4.Водяная мельница

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды —

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Декабрь

 1.Вода при замерзании расширяется.

2.Замерзшая вода.

3.Тающий лед.

4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

 Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния  превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь

 1.Воздух.

2.Воздух сжимается.

3.Воздух расширяется.

4.Почему дует ветер?

 

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Февраль

1.На свету и в темноте.

2.Где лучше расти?

3.Может ли растение дышать?

4.Бережливые растения.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

 

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

 

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Март

1.Фокусы с магнитами.

2.Испытание магнита

 3.Компас.

4. Мир металлов.

 Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

 

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Апрель

1.Разведчики. (зеркало)

2.Солнечные зайчики.

3. Мир ткани.

4.Мир пластмасс.

 

Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

Май

 1.Сила тяготения.

 2.Упрямые предметы.

3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна.

4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»?

 

 Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

 

Литература:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2019-2020уч.год Тема: "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская люб...

План работы по теме самообразования «Использование ИКТ технологии в образовательном процессе» На 2020-2021 год

Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.Задачи:- активизировать познавательную ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

Отчет о проделанной работе модуля "Дары Фрёбеля" МЭР - лаборатории за 2020-2021 уч. год

В данной презентации представлен материал по работе модуля "Дары Фрёбеля" МЭР-лаборатории....