План работы по самообразованию на 2019-2020уч.год Тема: "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

гришина лилия ильясовна

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Гришиной Лилии Ильясовны

на 2019-2020 уч.год

Тема «Развитие исследовательских способностей

детей дошкольного возраста»

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Цель работы по теме самообразования:  создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основные этапы реализации программы:

I.​ Подготовительный этап включает изучение практического опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений и подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня познавательной активности дошкольников. Проведение первичной диагностики познавательной активности дошкольников.

II.​ Основной этап – включает в себя реализацию собственно проекта «Развитие познавательной активности посредством вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность дошкольников», включающей в себя три основных направления деятельности:

работа с детьми;

самостоятельная исследовательская деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

В рамках вышеуказанных направлений осуществлялась реализация комплекса мероприятий для детей, а также взаимодействие различных учреждений по развитию познавательной активности и использованию проектно-исследовательской деятельности, проведение совместных мероприятий с участием детского сада и семьи.

В процессе реализации программы предполагается промежуточное исследование познавательной активности с целью корректировки ее содержания.

Содержание и структура проектно-исследовательской деятельности

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы по данной теме

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

«Песочная страна _Страна чудес»

Проведение ОД

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет.

Ноябрь

Декабрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Настольно печатные игры по развитию познавательно – исследовательских способностей детей

Я познаю мир

Выступление на педагогическом совете.

Участие в муниципальном конкурсе

Участие в республиканском конкурсе

Февраль

Апрель

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Дидактические игры как средство развития речи дошкольников.

Фестиваль «Арт – малыш»

Выступление на семинаре-практикуме в саду.

Участие в ГМО

Участие в респубиканском фестивале

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

          Заключительный этап включает в себя вторичную диагностику, анализ и интерпретацию результатов, и разработку психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, родителей, администрации ДОУ по использованию проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности.

     Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня познавательного интереса и познавательной активности;
  2. Улучшение детско-родительских отношений;
  3. Повышение мотивации дошкольников к участию в проектно-исследовательской деятельности;
  4. Формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников;

Индикаторами успешности работы  по развитию познавательной активности воспитанников можно считать следующие:

-               высокая познавательная активность дошкольников;

-               коммуникативная компетентность;

-               осознанное обсуждение результатов поисковой и исследовательской деятельности;

-               мотивационная готовность к участию в проектной деятельности;

-               способность к рефлексии по поводу полученной информации;

-               актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций;

-               использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.

Требование к результатам освоения направленности содержания.

В результате освоения метода проектно-исследовательской деятельности  дошкольник должен:

Приобрести опыт деятельности:

-         самостоятельно находить ответы на некоторые возникающие вопросы путем экспериментирования, проявлять творчество, высказывать догадки, выдвигать гипотезы, проверять экспериментально; обсуждать результаты, делать умозаключения

-         применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

                С целью выявления уровня развития исследовательских навыков и познавательной активности дошкольников используется  диагностика на основе  следующей методики:

·          методика З.В. Дощициной «Развитие познавательной активности», направленная на выявление участия и умения  дошкольников участвовать в учебно-познавательной

  Считаем, что метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

 

Дополнительная литература

1.       Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.- С.11-13.

2.       Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3.       Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч.-1999.- № 6.-С. 91-94.

4.       Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст.- М., 2000.- 112с.

5.       Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

6.       Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.

7.       Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.

  Периодические издания

1.Журнал «Дошкольное воспитание»;

2.Журнал «Среднее профессиональное образование»;

3.Журнал «Педагогика»;

4. Журнал « Детский сад со всех сторон»;

5. Журнал  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

6. Журнал «Дошкольная педагогика»;

7. Научно-методический журнал: « Методист дошкольного образовательного учреждения»;

8.Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

9. Журнал « Обруч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...