Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
консультация на тему

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является изучение природы, усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьма А.Г.

Консультация из опыта работы

Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

        Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является изучение природы, усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

        По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деяте5льности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

        Процесс познания – творческий процесс, и я стараюсь поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Вместе с детьми проводим опыты и эксперименты с реальными объектами. Реальные опыты с реальными предметами и их свойствами доступны моим воспитанникам, их пониманию. Исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений провожу в непосредственно-организованной деятельности («Мир природы», «Предметное окружение», «Ознакомление с художественной литературой», на прогулках, а также вне занятий в зависимости от интересов, желания и инициативы детей. Опыты вызывают у детей неподдельный интерес, ведь они напоминают чем-то фокусы, они необычны, а главное дети всё проделывают самостоятельно.

        Например: знакомясь со свойствами воздуха, дети пустой стакан переворачивали вверх дном и медленно опускали его в банку с водой (обращаю внимание, что стакан надо держать ровно!). Затем вместе обсуждаем: попадает ли вода в стакан? Почему нет?

        Обсуждая с детьми эти вопросы, обязательно выслушиваю их гипотезы, предположения. Вместе делаем вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Стараюсь, чтобы на занятиях каждый из детей имел всё необходимое для проведения работы, ведь детям интересно проделывать всё самостоятельно.

        Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес детей, их мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать, делать выводы. Поэтому вначале проведения опытов и экспериментов предлагаю детям высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсуждаем их вместе. При этом дети учатся общаться, у них развивается речь. При ознакомлении детей с художественной литературой также необходимы определённые исследования для понимания текста произведения.

        После чтения рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка» решила выяснить, поняли ли дети смысл текста и предложила им самостоятельно узнать: как получилось, что количество воды в кувшине увеличилось? Дети выдвигали свои предположения, затем совместно решили проверить опытным путём: налили воду в стаканчики и стали класть камушки, фиксируя изменение уровня жидкости, таким образом, дети нашли способ решения проблемы путём экспериментирования.

        На занятиях по ИЗО мои воспитанники изучают свойства материалов, узнают, что гуашь, акварель растворяются в воде, что при смешивании красок можно получить новый цвет, пластилин, глина обладают свойством – пластичностью, а бумага может рваться, мяться, сгибаться и т.д. В результате полученные в ходе поисково-исследовательской деятельности знания и умения дети отражают в своих творческих работах: рисунках, аппликациях. Эксперименты провожу индивидуально, в парах, в малых группах.

        Творческую атмосферу в работе создаёт стиль общения с детьми: стараюсь выслушать каждого желающего, давать только положительные оценки (интересно, любопытно, необычно).

        Ребёнок от природы является почемучкой, задаваемые им вопросы, свидетельствуют о том, что он хочет познать мир вокруг себя. Отвечая на детские вопросы, стараюсь не давать готовый ответ. Сначала пытаюсь понять, на какой стадии понимания находится ребёнок, что он думает сам. Иногда вопросы, которые возникают у детей, требуют наблюдения в специально созданных условиях. Такое наблюдение и экспериментирование помогает узнать о свойствах льда, снега, воды, песка, глины и т.д., выяснить, где находится воздух, как появляется ветер. Вместе с детьми проводим опыты и наблюдения со снегом, льдом и другими объектами неживой природы.

        В наблюдениях направляю поиск детей, подталкиваю и к собственным умозаключениям, к установлению причинно-следственных связей и отношений. Опыты позволяют увидеть изменения, происходящие под нашим воздействием. Например, с прогулки приносим снег. На одно блюдце кладём рыхлый белый снег, на другое крепкий, плотный комок, на третье – кусок льда. Сначала рассуждаем, пробуем угадать: что произойдёт через некоторое время? Что растает в первую очередь? Дети высказывают предположения. Наблюдаем за происходящим, затем обсуждаем и объясняем увиденное. Почему лёд сохранился дольше и растаял позднее, чем снег? Да потому что таяние льда зависит от плотности снега. В ходе экспериментирования у детей не только активизируются мыслительные процессы, но и развивается речь, так как им необходимо рассказывать об увиденном, делать выводы.

        С целью поддержания интереса к экспериментированию даю задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Также эксперименты провожу в форме игры, например: «Игра в фокусников». Предлагаю детям достать железную скрепку и пластмассовую палочку из стеклянной баночки, не замочив руки. Скрепку легко достать с помощью магнита, а палочку нет. По наводящим вопросам  и увиденному дети самостоятельно делают вывод, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические – не притягиваются.

        Большое значение при проведении опытов и экспериментов придаю использованию опорных картинок, описывающих свойства различных материалов (прозрачный, сыпучий, лёгкий, тяжёлый, бьётся, рвётся и т. д.). Они используются как в совместной деятельности, так и в самостоятельной для стимулирования познавательной активности детей. Если под рукой фотоаппарат – фотографирую детей во время проведения опытов (опыты с песком и глиной, рассматривание семян, мха через лупу и др.). В последствие дети с удовольствием рассматривают эти фотоснимки.

        Развивающая среда способствует накоплению, систематизации, использованию и преобразованию опыта детей в деятельности. В связи с этим в группе оборудован уголок опытов и экспериментирования. Соблюдаем правила безопасности:

1. работа под наблюдением взрослого;

2. сначала спроси – потом экспериментируй;

3. все вещества брать только ложечкой;

4. грязными руками не трогать глаза, рот, нос, не брать ничего в рот.

        В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости строить своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов и явлений. С этой целью чаще бывать с ребёнком на природе – в лесу, в парке, у реки; посещать музеи, выставки. Родители совместно с детьми изготовили вертушки для определения силы ветра. Прошёл конкурс «Вертушечка» на лучшую вертушку.

        В процессе работы опираюсь на методы исследования Алескандра Савенкова, которые предполагают решение вопросов через приёмы:

Подумай сам!

Спроси у другого человека

Посмотри в книгах

Понаблюдай

Проведи эксперимент

Получи информацию из интернета

Посмотри по телевизору (видеофильм)

Свяжись со специалистом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.    Подготовила:воспитатель первой категорииЗахарова И.В....

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье проанализирован опыт экспериментальной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: исследователь, экспериментирование, поисково – познавательная деятельность, умо...

«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...