Календарно-тематическое планирование в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Шестакова Наталья Николаевна

Календарно-тематическое планирование на неделю по теме "Труд людей осенью" (сельскохозяйственные промыслы) в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_4_nedelya.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Сентябрь 4-неделя  

                                                    «Труд людей осенью»  (сельскохозяйственные промыслы)

Цель.  Продолжать знакомить детей с трудом людей осенью.

Задачи: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями  (овощевод, садовод, хлебороб).  Формировать представление у детей об осенних работах людей на огороде и в саду, в поле, о приготовлениях человека к зиме. Воспитывать бережное  отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.

Итоговое мероприятие: игра - викторина «Что нам осень принесла?»

Режимный

момент

время

День недели/ содержание деятельности

(дидактические единицы, реализуемые в ходе образовательного процесса, области)

Понедельник – 21. 09.

Вторник- 22. 09.

Среда – 23. 09.

Четверг – 24. 09.

Пятница- 25. 09.

Прием детей осмотр, игры, самостоятельная деятельность

Утренняя встреча детей, самостоятельная деятельность детей, ежедневная работа в календаре природы, чтение художественной литературы:  Бунин «Листопад»(отрывок),  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого: «Уж небо осенью дышало…» ; «Дед хотел уху сварить…»; В.Вересаев «Братишка», В.Коркин «Что растет на нашей грядке?», Н.Егоров «Тыква», Э.Мошковская «Чужая морковка», Т.Глушнев «Виноград».

Инд. беседа с  Богданом, Никитой -  «Как я провёл выходные дни»

Утренний круг.

- Ребята, скажите, а какое время года наступило?   ( Осень).

Какие признаки говорят о наступлении осени?

- А что ещё происходит осенью? Чем заняты люди  осенью? (Собирают урожай)

-Назовите предметы, которые вы видите.

( Ведро, грабли, лопата, вилы, тележка )

- Где и для чего они применяются? (Для работы в саду, огороде).

Д/и  «Кто что делает?» - учить детей образовы-вать глаголы.

Разгадывание загадок на тему «Урожай».

Музыкальная игра «Огуречик»

Д/и «Прикрепи картинки по временам года».

Инд. работа  с Аней, Алёной -  д/и «Разрезные картинки (учить составлять целое из четырёх частей, узнавать и называть действия людей на получившейся картинке)

Утренний круг.

Назовите, какой урожай собирают люди в саду?

- Какой урожай собирают на полях и в огороде? ( В полях ведутся работы по

уборке урожая зерновых культур, также и в поле и на огороде собирают

урожай овощей).

Как же хранят овощи зимой? А как заготавли-вают помидоры и огурцы? Капусту? А что же делают с фруктами?

Игра «Заготовочки»

Пальчиковая игра «Капуста».

Разучивание стих-я:

«На тарелке урожай, всё что хочешь,  выбирай. Для борща и для салата, мама очень будет рада».

Инд. работа  с Сашей К., Ирой - д/и « Один-много».

Утренний круг.

Отгадайте, ребята, загадку:

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый. (Хлеб.)

Правильно, ребята, это хлеб.  Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят печенье, пирожные. А кто из вас знает, из чего всё это делают? А муку? А зёрнышки? Зёрнышки живут в колоске…       (Показать детям картинку колоска и зерно в тарелочке). Из зерна вырос колосок,  большое поле колосьев.

Д/и «Доскажи словечко».

Пальчиковая гимнастика:

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

Инд. работа  с Катей, Артёмом «Разложи картинки по темам» (овощи, фрукты).

Утренний круг. 

Беседа на тему  «Откуда к нам хлеб пришёл» (вспомнить этапы получения хлеба, начиная с зёрнышка и до готового изделия; машины и орудия для получения хлеба).

Закрепить правила бережного отношения к хлебу.

Подвижная игра «Каравай»

Пальчиковая гимнастика «Тесто поднимается».

Словесная игра «Опиши, что на картинке» (хлебобулочные изделия).

 Инд. работа с Дариной, Елисеем по теме недели: «Разложи картинки по порядку» (этапы получения хлеба).

Утренний круг.  Загадка.

Этот человек славится делами.

Сам хозяйство он ведёт.

Молоком и овощами

Нас снабжает круглый год.

В поле высеет пшеницу,

Вырастит на ферме птицу,

Пчёл семейство заведёт,

Соберёт душистый мёд.

Да, ребята, это -фермер - владелец сельскохозяй-ственного предприятия (фермы).

Фермер, который выращивает растения и ухаживает за ними, собирает урожай (фрукты, овощи, зерно) – это фермер растениевод.  Садоводы в выращивают разнообраз-ные фрукты, а овощеводы – овощи.

А как вы думаете, кто на ферме выращивает животных? (Животновод).

Игра «Угадай, кто это?».

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика, см. комплекс №4.

Подготовка к завтраку, завтрак

Игровая ситуация «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое!». Цель: Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). Учить детей ответственно выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. За завтраком продолжать учить есть аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Игры, самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Артикуляционная гимнастика «Язычок вышел погулять»

Лото « Овощи и фрукты».

Игры по интересам.

Инсценировка сказки «Репка» с помощью кукольного театра.

Настольные игры: пазлы, домино «Ягоды», игры-вкладыши.

Игра – забава «Что нам осень принесла»

Артикуляционная гимнас-тика –проговаривание чистоговорки «ач-ач-ач, испеку калач»

П/и: «Каравай»

Игры с мозаикой, мелким конструктором –лего.

Раскраски в центре творчества «Хлебо-булочные изделия».

П/и «Ровным кругом»

Словесные игры «Кто больше назовёт слов?»

«Большой-маленький»

Игры по интересам детей.

Организованная  образовательная деятельность

1.Физкультура.

По плану специалиста.

2. Рисование.

По плану специалиста.

1.Аппликация. «Нарежь полосочки  и наклей из них,  какие хочешь предметы»

2. Музыка (по плану специалиста)

1. Физкультура (по плану специалиста).

2. Развитие речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

1. ФЭМП

Сравнение групп предметов. Части суток.

2. Музыка (по плану специалиста).

1. Ознакомление с окружающим миром.

«Что нам осень принесла?»

2. Физкультура  (по плану специалиста)

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Подготовка к прогулке, прогулка

 (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам, самостоятельная игровая деятельность на прогулке), возвращение с прогулки

- Подготовка к прогулке: закрепление приемов одевания; воспитание самостоятельности, взаимопомощи;

- ежедневные беседы по охране безопасной жизнедеятельности детей на прогулке.

- ежедневные беседы по формированию нравственных качеств.

Наблюдение за огоро-дом детского сада

( закрепление обобщающих понятий «овощи», развитие  внимания, наблюдатель-ности).

 Труд на участке (сбор овощей на огороде)

Цель: привлекать к посильной помощи по сборке урожая; воспи-тывать желание помочь.

П/и «Лохматый пёс», «Кот Васька».

Игры (малой подвижности): «Угадай кто позвал» - Повышать активность слухового аппарата.

Индивидуальная работа по развитию основных движений: «Попади в круг».

Ситуативный разговор о времени года «Осень», назвать и показать характерные признаки осени.

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносными игрушками. Катание с горки под наблюдением воспитателя.

Наблюдения за неживой природой: за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приме-ты ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная активность: «Гуси» - развивать двигательную деятельность детей. «Пастух и стадо» - совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку.

 Игры (сюжетно ролевые): «Шофёры» Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре.

Трудовая деятельность. Уборка песка и игрушек.

Наблюдения: за пауком - расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях

Подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная активность:

П/и: «Мышеловка». Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость;

«Кто самый меткий?» - развивать самостоятельность, смекалку, смелость.

Инд. работа с Глебом, Сашей С., Машей Д. – бросание и ловля мяча двумя руками.

Игры (сюжетно ролевые): с постройкой «Детский сад» Цель: расширить знания детей о назначении детского сада

Труд: Сбор семян - закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Наблюдение: за работой дворника. Цель: познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда. Воспитывать уважение к труду дворника.

Беседа с детьми о правилах прогулки на участке.

Развитие движений (физкультурно-оздоровительная работа). «Прыгни дальше» -  учить прыгать в длину с разбега ( Аня, Саша К., Катя).

Подвижные и спортивные игры: «Раз, два, три – беги» -  развивать игровую деятельность детей.

«Кот и мыши» - обрабатывание умения сохранять направление не наталкиваясь друг на друга.

 Трудовая деятельность. Уборка песка и игрушек.      

Наблюдения за неживой природой: за состоянием погоды - формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная активность:

«Автомобили», «Самолеты» - развивать двигательную активность детей.

Инд. работа с Дариной, Дашей, Ритой – упр-е «Цапля» (умение стоять на одной ноге, сохраняя равновесие).

Игры (сюжетно ролевые): Конструктивная игра «Постройка гаража для машины. Дома для куклы» - развивать навыки конструирования

Трудовая деятельность: Уборка осенних листьев. Цель: воспитывать желание трудиться.

Подготовка к обеду, обед

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки (мытье рук пред едой). Воспитывать желание выполнять правила гигиены. Формировать простейшие навыки поведения во время еды. Закреплять умение держать ложку тремя пальцами.

Подготовка ко сну, релаксационная гимнастика

Ситуативная беседа «Вещи нужно убирать, не придётся их искать». Формирование навыков самообслуживания: формировать привычку  аккуратно складывать одежду на своих стульчиках.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, полдник

Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия: гимнастика после сна, закаливающие процедуры и прочее. Игровая ситуация  «По порядку всё надень, стань бодрей и веселей». Цель:  продолжать учить детей приводить свою внешность в порядок после сна, умываться и расчёсываться, просить о помощи.

Подготовка к полднику, полдник

Игровая ситуация «Как вести себя за столом?» Цель: формировать умение аккуратно (пищу брать понемногу, тщательно пережевывать), не стучать ложками, пользоваться салфеткой.

Игры, досуги, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

Самостоятельные игры детей в центре игры: развивать игровую деятельность; адаптацию к пространству и предметному оснащению группы.

Чтение художественной литературы В.Коркин «Что растет на нашей грядке?»

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Садовые и огородные работы. Сбор урожая».

Сюжетно-ролевая игра «Приходите в гости к нам»

Индивидуальная работа:

Глеб, Алёна Б, Рита.

Д/игра: «Огородники»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по нескольким признакам (цвет, форма, назначение)

Д/и «Построим овощное хранилище» из мелких кубиков.

Свободное рисование в центре творчества по трафаретам «Овощи и фрукты».

Чтение произведения Н.Егоров «Тыква»

Игры – поручения: «Собери в корзиночку овощи»

С/р игра «Магазин фруктов» (воспитывать культуру поведения в общественных местах, обогащать словарный запас новыми словами).

Д/и  «Разложи картинки по порядку» - систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.  

Опыт «Свойства сухого и мокрого песка» - познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; развивать логическое мышление.

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития по желанию детей.

Чтение и обсуждение Э.Мошковская «Чужая морковка»

Рассматривание пшеничного, ячменного колоса и ржаного, разных видов хлебных изделий; рассматривание  иллюстраций сельскохозяйственных машин.

Работа кружка по пластилинографии «Тыква».

Д/И «Одень куклу» с Ирой, Александрой (упражнять в умении подбирать одежду по сезону, закреплять название одежды).

Настольно-печатные  игры: ( по выбору детей) «Кто где живет?»; «Чей домик?», «Чья мама?», «Кто лишний?», «Собери кар-тинку».

Предложить детям строительный материал для конструирования «Зернохранилище».

Чтение сказки «Как курочка хлеб испекла»

Игра с муляжами хлебобулочных изделий

– пряник, печенье, треугольник, сушка «Какой это формы ».

Исследовательская деятельность «Как хлебушек становится сухариком»

Игра «Каравай»

( рассказать детям о каравае, почему именно его именем названа песня- игра ко дню рождения, проиграть в данную игру, создать доброжелательную атмосферу в группе)

Индивид.работа с Ирой, Артёмом, Машей – закрепить основные цвета. Д/и «Найди в группе предмет, игрушку заданного цвета».

Самостоятельная деятельность детей по интересам.

Чтение сказки Т.Глушнев «Виноград»

С/р игра  «Хлебный магазин»

Беседа «Мы всегда играем дружно» (воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, развивать чувство эмпатии, формировать элементар-ные навыки разрешения спорных ситуаций). Индивид.работа по  рисованию с Ирой, Алёной Б., Дашей  на тему  « Осеннее дерево»

Настольно-печатные игры: «Времена года», «Найди детёнышей», «Собери картинки по цвету», игры Воскобо-вича.

Хозяйственно-бытовой труд: «Убираем игрушки»

Цель: формировать у детей умение расставлять игрушки на специально отведенные места, классифицировать их по месту хранения. 

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, общение, взаимодействие с родителями, уход детей домой

Прогулка (в благоприятную погоду): наблюдение, игры, подвижные игры, малоподвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за цветником.

Цель: продолжать знакомить со строением цветка.

Стихотворение:

Вьется пчелка над цветком,

Вся в пыльце пушистой,

На тычинках хоботком

Пьет нектар душистый

п/и: «Солнышко и дождик»

Цель: учить действовать по сигналу.

Самостоятельные игры по желанию детей.

Цель. Развивать самостоятельность в выборе темы для игры.

Наблюдение за осенними цветами, рассматривание бархатцев.

 Беседа по вопросам: «Что есть у цветка? Какого цвета листья? Цветы? Можно ли рвать или топтать цветы?». Обратить внимание на красоту осенних растений.

Цель: обогащать чувственный опыт и фиксировать его в речи.

П/и «Огурчик». Цель: упражнять детей в подпрыгивании на двух ногах и в беге в заданном направлении.

Наблюдение за трудом дворника - уборкой осенней листвы.

 Помощь дворнику в сборе листвы на участке детского сада. Цели: обеспечить целостное восприятие ребёнком простейшего трудового процесса.

п/и: «Не замочи ног». Учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

Заучивание потешки:

«Заинька, попляши». 

Цель: побуждать детей рассказывать потешку выразительно. Развивать память, упражнять сопровождать речь соответствующими движениями.

Наблюдение за небом (рассмотреть и описать, как изменилось в конце дня)

П/и: «У медведя во бору»

Цель: продолжать учить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. 

Упражнения: «Идем в магазин за мячами», «Катится клубочек».

Цели: развивать физические качества; создавать условия для взаимодействия и развития двигательной активности, накопления и обогащения двигательного опыта детей в играх с мячом.

Наблюдение за собакой.

Цель: расширять представления о домашнем животном – собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Загадка:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

п/и: «Лохматый пес»

Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

П/и «Вот сидит наш пес Барбос»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Взаимодействие с родителями

Знакомство родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за осенней природой, погодой, изменениями в природе.

Беседы о пользе прогулок и экскурсий. Соблюдение правил безопасности в природе.

Работа с родителями по оформлению уголка дежурных.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Рекомендации родителям по домашнему чтению.

Индивидуальные беседы по запросам родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план в средней группе по теме "В мире предметов"

В плане отражена работа по подтемам "Посуда", "Бытовая техника", "Мебель"...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематический план работы Средняя группа

Календарный план работы на весь год по программе " Ладушки" Средняя группа...

Календарно-тематический план в средней группе "Игрушки"

Планирование воспитательно- образовательного процесса в средней группе на неделю....