Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»

Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т. п.

Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности:

I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.

Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организации активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет.

Как проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста также происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы. Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас, расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.

Новые слова, которые дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.

Взрослому необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение. Взрослому необходимо стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, то есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь и особенно умственное развитие.

Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста происходит в процессе обучения, в играх, в разных видах деятельности, а также в повседневной жизни.

На прогулке расширяйте словарь ребёнка по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы». Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Вслушивайтесь в звуки улицы и природы. Рассматривание сезонной одежды поможет обогатить словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова.

Обязательно называйте все свои действия, показывайте ребёнку, что и как вы делаете. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее. Поручите ребенку посильную помощь на кухне. Называйте свойства предметов (цвет, форму, размер, вкус продуктов. Задавайте ребёнку соответствующие вопросы.

Поощряйте любую речевую активность ребенка. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял слова за вами. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Речевые игры: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Кто больше знает слов», «Скажи, какой?», «А если бы…», «Придумай слово». Учите подбирать признаки к предметам: яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, чистое, червивое, гнилое; действия: собака что делает? – бегает, лает, спит, машет хвостом, охраняет, грызет кость.

«Сравни два предмета»: это яблоко большое, красное, сладкое, чистое, а это яблоко – маленькое, зеленое, кислое, грязное.

Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника...

Методические особенности организации и проведения дидактических игр со старшими дошкольниками

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказы...

Работа по обогащению словаря дошкольников 6 лет посредством проведения Игры-бродилки

Данная статья посвящена проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, обоснование понятий таких как: дошкольный возраст, словарная работа. Раскрыт вопрос "Актуальность использования игр-бр...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....