Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника
консультация (младшая группа)

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_organizatsiya_raboty.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника

        Воспитание ребёнка в первые годы жизни предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов (А.М. Поваляева, 2002).

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение родного языка.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

        Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

        Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Развитие и обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения, речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

        Задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной.

Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, М.М. Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.

Прежде всего это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся:

  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;
  • опора на активное и действенное познание окружающего мира;
  • связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
  • решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
  • семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря.

Весь словарный запас условно делят на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» — но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором — что шапочка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов -  (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все задачи взаимосвязаны.

Прежде всего дети усваивают бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); образования синонимов (пришли приплелись, засмеялись захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств. Слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова — существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:

- расширение, обогащение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и  явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе  различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов — Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т. е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово — Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Учитывая потребности практики, в ряде исследований предпринята попытка создания примерных словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, В. И. Яшина, Н. П. Иванова).

При отборе слов учитываются следующие критерии:

-  коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

В качестве примера приведем ориентировочные словари-минимумы для детей по разным темам для разных возрастных групп.

Тема «Труд водителей транспорта» (средняя группа).

Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей этого возраста о труде людей.

Слова, обозначающие трудящегося человека: водитель, шофер.

Слова, обозначающие качества, признаки предметов: автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жесткий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклянный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный, узкий, чистый, широкий.

Слова, связанные с понятием «транспорт»: автобус, автомобиль, асфальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор, сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги (троллейбуса), шина.

Слова, обозначающие действия: водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеплять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремонтировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управлять, ухаживать, чистить.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку: вежливый, внимательный, заботливый, старательный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо.

Словарь синонимов для младшей и средней групп:

Дети — малыши, ребята, детвора.

Дом — избушка, хатка.

Грустный — печальный, невеселый, нерадостный.

Бежать — мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

Веселиться — радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать.

Идти — шагать, топать, брести, идти еле-еле.

Плакать — реветь, рыдать, заливаться слезами.

В старших группах к ним могут быть добавлены слова:

Друг — товарищ, дружок, приятель.

Работа — труд, занятие, дело.

Ветер — буря, ураган.

Ненастный — пасмурный, хмурый, непогожий.

Убегать — мчаться, удирать, нестись что есть мочи и др.

Примерный перечень антонимов (для старших групп):

День - ночь, свет - темнота, радость - печаль, чистота - грязь, вход - выход, жара - холод, друг - враг, правда - ложь, труд- безделье, труженик - лодырь, восход - закат, веселье - скука, радость - горе, тишина - шум, смех - плач, начало - конец и др.

Вставать - ложиться, поднимать - опускать, строить - разрушать, зажигать - тушить, шагать - стоять, разрешать - запрещать, помогать - мешать, смеяться - плакать, улыбаться - хмуриться, хвалить - ругать, любить - ненавидеть, радоваться - печалиться, веселиться - скучать, говорить - молчать, засыпать - просыпаться, здороваться - прощаться, кричать - шептать, начинать - заканчивать.

Высокий - низкий, широкий - узкий, глубокий - мелкий, толстый - тонкий, мягкий - твердый, сладкий - горький, громкий - тихий, холодный - горячий, радостный - печальный, добрый - злой, веселый - грустный, здоровый - больной, смелый - трусливый, нежный - грубый, быстро - медленно, громко - тихо, чисто – грязно.

 Без специально организованного обучения, игра, направленная на обогащение словаря и жизненного опыта детей не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. (Е. В. Ананьева 2002).

        Играя, малыш накапливает знания, осваивает и обогащает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку». От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Игра, есть особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей творческой личности. (О. А. Белобрыкина, 1998).

        Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Она справедливо считала, что дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребёнка, его восприятие, речь, внимание. Эффективность дидактических игр она напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Здесь важна роль самого воспитателя, его руководство дидактической игрой, отношение к игре как методу воспитания и обучения детей.

        В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в-третьих - мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» - наблюдательности, внимания.

Наибольшее значение в процессе образовательной деятельности имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. Развивая игровую деятельность детей, мы, прежде всего, планировали задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых решали поставленные задачи, а также предусматривали возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в игре.

При проведении образовательной деятельности по развитию связной речи и обогащению словаря с использованием дидактических игр предлагаем учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе дидактической игры речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-х-словных к 4-х-словным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация в ходе дидактической игры детей, но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успех с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при опрашивании. (Сначала более сильные дети, потом средние).

5. Перенесение отработки связного рассказывания со слабыми детьми на индивидуальные занятия.

   Правильная организация дидактических игр и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, где с помощью дидактической игры ребёнок приобретает новые знания, обогащает словарный запас: общаясь с воспитателем, со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями он получает много новой для себя информации. И это важно для его речевого развития.

 Информационные технологии.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём познавательного материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

 Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, тренируется память, внимание, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

         Игра, есть особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей творческой личности. (О. А. Белобрыкина, 1998). В различных видах деятельности с детьми я использую дидактические игры.

Эффективность дидактических игр зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность.

Мультимедийные презентации дидактических игр вызывают у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Предъявление дидактической информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка. Дети получают положительные эмоции в конце занятия от встречи с любимыми героями, что положительно влияет на качество продуктивной деятельности. Большой популярностью пользуются и музыкальные поздравительные открытки.

Как сказал в свое время Душан Вукотич, анимация – «искусство, границы которого совпадают с границами фантазии», а значит, она не знает границ.

        Таким образом, комплексное, систематизированное, специальное обучение дошкольников позволяет решить задачу обогащения словаря.

Практическая часть

        Составим конспект занятия, в котором будут включены разнообразные дид игры соответствующие лексической теме.

Предлагается картотека дидактических игр.

Темы занятий: «Жизнь животных зимой», «Птицы наши верные друзья».

В завершении работы мы всегда используем рефлексию (обращение назад, в себя),  которая предполагает подведение итогов выполнения работы, оценку своего личного состояния и состояния группы. Это индивидуальное размышление вслух о продуктивности проведенной работы и качестве профессиональных приобретений своего эмоционального состояния в процессе работы, перспективах своей профессиональной деятельности, выскажем мысли, появившиеся у вас в ходе работы.

 Панюшина Татьяна Викторовна воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ д/с компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г Саяногорск, республика Хакасия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация работы по обогащению словаря дошкольника (из опыта работы)

Данный семинар-практикум обращает внимание педагогов на то, что словарная работа в детском саду на­правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речево...

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»

Консультация: «Особенности организации и проведения работ по обогащению словаря дошкольника»...

Работа по обогащению словаря дошкольников 6 лет посредством проведения Игры-бродилки

Данная статья посвящена проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, обоснование понятий таких как: дошкольный возраст, словарная работа. Раскрыт вопрос "Актуальность использования игр-бр...