Система работы по обогащению словаря младших дошкольников (2 младшая и средняя группы)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Шилова Надежда Ивановна

Развитие речи у детей 3-4 и 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_mladshaya_gruppa.docx59.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок»

        Выполнила:

Шилова Надежда Ивановна,

воспитатель высшей категории

Велиж

2012

Вторая младшая группа

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Сентябрь

Учить детей правильно называть предметы, обогатить словарь новыми словами (ладушки, оладушки), активизировать прилагательные (красные, желтые, зеленые)

Дать понятия об изменениях осенью, овощах. Активизировать в речи детей слова – обобщения: овощи, золотая осень.

Обогатить словарь детей прилагательными

1.Милости просим, гости дорогие – познакомить детей с «Избой», ее хозяйкой, расположением вещей и предметов русского быта. Обогатить словарь детей с помощью потешек.

2. «Во саду ли, в огороде» - познакомить детей с овощами (репа, морковь), учить их различать по цвету, внешнему виду, форме, употреблять слова – определения: красная, желтая, круглая, продолговатая.

3.Чудесная корзиночка – продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу овощи.

Словарь:

 сладкий, горький, сочный, кислый.

1.Знакомство с хозяйкой, чтение потешки «Катя, Катя маленькая».

2.Рассматривание вещей.

3.Игра «Матрешка на окошке» - песня «Мы веселые матрешки».

1.Загадывание загадок про репку и морковь.

2.Обследование овощей, чтение потешек «Матушка репка…», «Ах, морковь сладкая».

3.Игра «Уродилась репка».

1.Рассматривание овощей (помидор, лук, огурец).

2.Детская игра «Узнай по вкусу»

3.Загадки про овощи.

1.Игры «Собери листочки» (красные, желтые, зеленые).

2. «Чудесный сундучок» - загадывание загадок об овощах, ответ – разгадки в сундучке.

3. «Подбери по цвету» - «Белый снег – белый мел»

Режимные моменты:

«Водичка, водичка, умой…№

«Жили – были сто ребят»

«Наша Таня маленька, на ней шубка аленька»

Наблюдение – загадка про ворону, воробья

«Дует ветер нам в лицо»

«Солнышко, ведерышко, выйди поскорей»

Хороводные игры:

«Зайка беленький сидит»

«Утица»

Пчелы и ласточка»

Настольный театр:

«Репка»

Русский народный праздник «Здравствуй, золотая волшебница осень».

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Октябрь

Познакомить с трудом взрослых. Сформировать представления о домашних животных

Активизировать в речи детей обобщающие слова: теплая одежда.

Ввести в словарь детей качества и свойства предмета (теплая, мягкая, вязаная).

Разучить пословицы и потешки о труде

1.Как у нашего кота – знакомство детей с обитателем «Избы» котом Васькой, учить описывать игрушку, правильно называть части тела.

Словарь:

 шерстка, глазки, усы, зубки.

2.Ладушки в гостях у бабушки – знакомство детей с теплыми вязаными вещами и из назначением. Учить употреблять существительные в родительном падеже с суффиксом –ок, -ек.

Словарь:

варежки, носки, шарф, шапочка.

3. Рассказывать сказки «Снегурочка и лиса» - познакомить детей с новой сказкой, учить подбирать слова – определения, учить узнавать по голосу.

Словарь:

волк – волчище, медведюшка – батюшка, лисичка – сестричка.

1.Рассматривание игрушки – кота

2.Заучивание потешки «Как у нашего кота шубка очень хороша»

3.Игра «Ходит Васька –кот»

1.Д/игра «Десять внучат»

2.Рассматривание теплых вещей.

3.Наблюдение за вязанием с использованием народной песни «Ой, люли – люли, прилетели журавли».

1.Рассказывание сказки (использование игрушки).

2.Игра «Кто позвал?».

«Мы зовем тебя, ау! Ну ка глазки закрывай, не робей…»

1.Игра «Знакомство с куклой Машей»

«Вот она, Машенька наша, девочка – клюбничка, румяное личико…»

2. Новоселье куклы Маши – «ставеньки резные, окна расписные…»

3. Уложили Машу спать «Баю – баю – баюшок, ложись, Маша, на бочок»

Режимные моменты: «Мыли, мыли ушки, мыли, мыли ручки…»

«дубы – дубочки, пеку блиночки…»

«Баю – баю – баиньки, спать ложиться заинька»

Наблюдение: загадки про собачку, кота.

«Ветер тучи разгони, солнце красно прогляни»

Неродные игры:

«Пошел котик во лесок, нашел котик поясок…», «Заинька», «Кот Васька»

Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»

Досуг «посиделки в Избе» (разучивание потешек, пословиц, песен о труде).

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

ноябрь

Продолжать пополнять словарь детей новыми словами.

Активизировать в речи детей обобщающее слово мебель.

Использовать новые слова в играх, на прогулках

Учить разгадывать загадки, находить по разгадкам предметы одежды и обуви

1.Водичка, водичка, умой мое личико – познакомить детей с рукомойником, заучивание потешки, учить употреблять слова в уменьшительном значении.

Словарь:

Рукомойник, личико, роток, зубок.

2. Катино новоселье – учить знакомить с предметами окружения и их назначением, находить сходство и различие:

Стул – табурет

Кресло – кровать,

Стол - шкаф

3.Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Познакомить детей с новой сказкой, учить употреблять существительные, обозначающие животных.

Словарь:

Козлята, котята, щенята, поросята

1.Рассматривание рукомойника.

2.Д/игра «Умоем куклу Машу»

3.Заучивание потешки «Водичка, водичка»

1.Рассматривание мебели, что есть у мебели и для чего предназначено.

2.Обставление комнаты Кати.

«Вот такая комната красивая, наша Катенька счастливая».

3.Игра «Где Катя?»

1.Чтение сказки

2.Заучивание песни Козы.

3.Д/игра «Здравствуйте, гости дорогие»

1.Игра «Ай да матрешка, матрешка на окошке. Под ярким сарафаном»

2. День рождения Кти «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся играть»

3. Коза рогатая «Идет коза рогатая, идет коза бодатая»

Режимные моменты:

«Хлоп, хлоп ручками, Маша мыла таз…»

Травка – муравка со сна поднялась…»

«Это Оленьки известно, что взяла – клади на место»

Просмотр сказки: Колобок»

Прогулка «Пять мальчиков – пять чуланчиков»

«Если дождик, мы не тужим, звонко шлепаем по лужам»

«Синичка, синичка, воробью сестричка»

«Солнышко, солнышко, красное ведерышко»

Народная игра «Мыши водят хоровод», «Огуречик»

Театрализованное представление «Теремок»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Декабрь

Обогатить речь детей словами, характеризующими зиму:

-холодает

-снег, лед

-сильный ветер

При рассматривании картинок, игрушек, предметов домашнего обихода, учить правильно называть все действия, предметы и явление, их признаки и качества

1.стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча – познакомить детей с песью, старинной кухонной утварью.

Словарь:

Печь, чугунок, ухват, кочерга.

2. Оденем куклу Катю на прогулку – учить детей рассматривать предметы, выделяя детали, цвет, материал, назначение.

Словарь:

Шубка, валенки, мягкая, пушистая

3.Сундучок Деда Мороза – загадывание загадок о зиме, предметах, характеристики для зимы, зимней одежды, учить понимать смешливое значение слова.

Словарь: снеговик, лыжи, санки, коньки  

1.Рассматривание печи, утвари.

2.Загадывание загадок.

3.Д/игра «Что есть в печи, на стол мечи»

1.Загадывание загадок о зиме.

2.Одевание куклы с рассматриванием одежды.

3.Игра «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

1.Рассматривание сундучка, его украшений «Что за странный сундучок и закрыт он на замок».

2.Загадывание загадок, отгадки в сундучке.

3.Игра 2Покатаем Ваню»

«Чики, чики, чикалочки, едет Ваня на саночках…»

1.Игра «Когда это бывает?» - загадки о временах года, подбор картинок о времени года.

«Бывает, не бывает» чтение нескладушек, дети замечают, что неправильно.

Куклы гуляют – «Вот они, сапожки, этот с правой ножки, этот с левой ножки».

«Нюшка – копуша, час жевала грушую…»

Прогулка» Загадки про зиму (снег, сосулька, мороз).

«Валенки, валенки, невелички маленьки…»

«Наметет пурга большие снега»

Народная игра «Едет дедушка Егор», «Ходит Васька серенький»

Чтение сказки «Жихорка».

Народный праздник «Здравствуй, зимушка – зима»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Январь

Продолжать знакомить с русским фольклором, через него обогащать словарь

Учить детей согласовать существительные с прилагательными и глаголами (горница чистая, подавай пироги)

Учить классифицировать посуду по размеру и принадлежности

1.пришла Коляда – отворяй ворота – познакомить с народным праздником «Рождеством», обогатить словарь новыми словами:

Коляда, «ряженые», горница

2Фока воду кипятит и как зеркало блестит – познакомить с самоваром, учить сравнивать с чайником (находить сходство и различие).

Словарь:

Самовар, блестит, кипятит

3.Как по снегу, по метели – заучивание потешки, учить понимать содержание, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, согласовывать существительные с глаголами.

Словарь:

Саночки летели.

Колокольчики летят, шумят, гремят.

1.Рассказ воспитателя о Рождестве, уборке «Избы» к празднику «Горница чистая, стол дубовый, занавески бранные…»

2.Чтение колядок.

3.Заучивание «Коляда, коляда, подавай пирога».

1.Рассматривание самовара «У носатого Фоки постоянно руки в боки»

2.Чтение потешки «Хлебом солью привечаем, самовар на стол несем…»

3.Д/Игра «Напоим куклу чаем»

1.Беседа о зиме «Уж ты, зимушка, зима, ты с морозами пришла…»

2.В гостях у куклы Кати

3.Заучивание потешки «Белым снегом замело все дороги на село».

1.Игра «В гостях у Даши»

Вот и праздник подошел, сели деточки за стол»

А у нас есть ложки, волшебные немножко…

2. подбери посуду для кукол. «Час обеда подошел, сели девочки за стол»

3. Сложи картинку «Большие ноги шагают по дороге»

Прогулка «Спасибо, Мороз, что снегу принес. Много снега, много хлеба».

Мороз не велик, а стоять не велит».

«От зари ли, от мороза зарумянилась береза?...»

Народная игра «Медведь и пчелы».

«Хитрая лиса, где ты?»

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

Досуг с народными игрушками «В гостях у Петрушки»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Февраль

Обогатить речь детей словами, которые обозначают действия с предметами (мяч скачет, дудочка играет). Учить правильно называть детенышей животных (лисенок, зайчонок).

Продолжать знакомить с народными праздниками и традициями, активизировать словарь истинно русскими словами.

1.Маша и медведь – познакомить с новой сказкой, учить сопереживать за Машу, воспитывать интерес к русской народной сказке.

Словарь:

Глушь, чаща, короб.

2. Половичку курочка венчиком метет – разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была», дать представление об уборке дома.

Словарь: моет языком, собирает крошки, лапкою скребет.

3.Волшебная шкатулка – активизировать словарный запас детей, называть свойства и качества предметов, добиться правильного произношения слов в родительном падеже.

Словарь: деревянная, бумажная, пластмассовая.

1.Рассказывание сказки с выкладыванием на фланелеграф.

2.Беседа по вопросам.

.

3.Д/игра «Что растет в лесу» (найти предмет и правильно его назвать)

1.Рассказ Хозяйки о Масленице.

2.Беседа о том, что надо убрать к празднику

3.Заучиване потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была…» (обыгрывание с игрушками)

1.Рассматривание шкатулки, загадка об игрушках.

2.Обследование игрушек, называть качества и свойства.

«Есть сладкое слово – конфета, есть кислое слово – лимон»

3.Д/игра «Чего не стало?».

1.Игра «Найди предмет по описанию». «Его бьешь, а он не плачет, только громко, громко скачет»

2.Игра с пальчиками «У зимы в лесу изба, во все стороны резьба».

3. Назови детенышей животных. «Рыжая, с пушистым хвостом, живет под кустом..»

Режимные моменты:

1.Из колодца принесла курица водицы.

2.Травка – муравка со сна поднялась.

3.Кончил дело, гуляй смело.

Прогулка «снег на полях…», «Лед на реках». Загадки про зиму, птиц.

Народная игра «Саночки – самокаточки». «Ты мороз, мороз, не показывай свой нос.», «Лохматый пес».

Кукольный театр «Заюшкина избушка.

Праздник «Мастеница»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Март

1.Обогатить речь детей словами, обозначающими весну:

-тает снег

-прилетают птицы

-становится теплее

2.Учить детей правильно понимать вопрос, осмысленно на него отвечать.

3.Активизировать в речи прилагательные (добрая, ласковая), глаголы (бежать, встречать).

4.Обогатить речь детей словами, обозначающими домашних животных и их детенышей.

1.Нет милее дружка, чем родная матушка – учить запоминать стихотворение, развивать выразительность речи, воспитывать любовь к матери.

Словарь: родимая матушка, родная, любимая, «золотая».

2. Приди весна с радостью – разучивание весенней заклички, учить детей сочетать предлоги с существительными.

Словарь: с радостью, с лыном высоким, с корнем глубоким.

3.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», продолжать знакомить детей со сказками, понимать их содержание, обогащение словаря: ледяная, лубяная, иду на каток, несу косу на плечах хочу лису посечи.

1.Краская беседа о матушке – пословице «Нет милее дружка, чем родная матушка».

2.Заучивание стихотворения Е.Благининой «Мамин день».

3.Сл.игра «Какая мама» - подбор ласковых слов.

1.Загадка о весне, краткая беседа о весне.

2.Разучивание заклички «Весна, весна, красная».

3.Д/игра «Встречсем жаворонков».

«Тренцы, боинцы, пеките блинцы…»

1.Рассказывание сказки (обыгрывание с игрушками).

2.Краткая беседа по содержанию.

3.Игра «Заинька – по сенечкам гуляй, погуляй…»

1.Игра – лото «Когда это бывает».

«Тает снежок, ожил лужок».

2.Найди маму:

У лисят – лиса,

У телят – корова.

С использование загадок.

3.Матрешки в магазине (различие предметов по величине).

Режимные моменты:

1.Давай будем одеваться – я сама!»

«Я сама».

2.»Ходит сон по затее в сереньком халате».

3.»А теперь за дело дружно убирать игрушки нужно».

Прогулки:

«Смотрит солнышко в окошко, сметит в нашу комнату», «Летели две птички, собой невелички».

«Черный проворный, кричик «крак» - червякам враг».

Народная игра

«Воробей, воробей, своих крыльев не жалей»

«Ой, матушка Весна»

Развлечение «Сорока – белобока»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Апрель

1.Активизировать в речи детей слова, обозначающие изменения в природе весной.

2.Развивать в речи детей использование глаголов «летит», «плывет», «идет».

3.Обогатить речь детей словами, обозначающими профессию.

4.Знакомить с народными праздниками.

1.Травка зеленеет – учить детей запоминать короткое стихотворение, читать с интонацией, активировать словарь детей новыми словами: сени, солнце краше, прощебечь скорей.

2. Трень – брень, гусельки – познакомить детей с народным инструментом – гуслями, закрепить сказку «Кот, петух и лиса».

Словарь:

Гусли, золотые струнушки, кафтан.

3.Пасхальное яичко – познакомить с народным праздником, его обрядами, развивать интерес к народному творчеству.

Словарь: красное яйцо, Христов день.

1.Загадки о весне.

2.Заучивание стихотворения.

3.Хоровод «С теплым ветром травушка подружилась».

1.Рассматривание гуслей.

2.обыгрывание сказки «Кот, лиса и петух».

3.Заучивание потешки «Гусли, гусли, гусельки»

1.Краткий рассказ о Пасхе «Поздравляем  с праздником с Христовым днем…»

2.Рассматривание крашеных яиц.

3.Игра «Ты катись, катись, яичко»

1.Игра «Мы едем, едем, едем…»(дать представление о разнообразии транспорта)

2.»Кому что нужно для работы». Пословицв «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

3.Кто что делает?

Учитель – учит детей.

Врач - ….

Маляр - ….

Режимные моменты:

Тише тише, тишенько, разговаривать нельзя.

Котя, котя, коток, котя, серенький лобок.

Прогулка.

Народная игра «Кому бубен передать?»

«Топ – топ топотушки, пляшут зайцы на опушке».

Настольный театр «Два веселых гуся»

Народный праздник «Весняночка»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Май

1.Учить запоминать потешки, читать их выразительно.

2.Обогатить речь детей словами обобщениями: утварь, цветы, домашняя птица.

3.Активизировать в речи детей названия предметов избы и их предназначение.

1.Здравствуй, солнышко – колоколнышко! – разучивание потешки, учить подбирать синонимы к слову «солнышко».

Соварь: колоколнышко, взойди, разбуди.

2.Кто в тереме живет – закрепление сказки «Теремок», обыгрывание «Что кому нужно для работы в «Избе», закрепление предметов обихода.

Словарь: коромысло, горшок, ухват, самовар.

3.Прощание с «Избой» - закрепить предметы, которые находятся в Избе, учить узнавать сказки по предметам, которые находятся в «Сундучке».

Активизировать словарь детей.

1.Рассматриване картины про солнышко «При солнышке тепло, при матери добро».

2.Заучивание потешки.

3.Подбор слов – синонимов.

1.Натольный театр «Теремок».

2.Рассматривание героев сказки (их описание).

3.Игра «Что кому нужно для работы в избе».

1.Рассматривание предметов избы.

2.Игра «Чудесный сундучок».

3.Игра с домовенком Кузей «Кто позвал?»

1.Игры:

«На лесной полянке выросли цветочки»

«Вышла курочка гулять…»

2.Подбери перышки по цвету «Петушок, петушок…»

Режимные моменты:

«Мама чашку молока Маше налила...»

«Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку…»

«Вместе с солнышком встаю, вместе с птицами пою…»

Прогулка:

Загадки про ромашку, одуванчик, цветы мать – и – мачеха.

«Весна, весна, красная, пришла весна ясная».

«Милая певунья, ласточка родная…»

Игры:

«Летели две птички, собой невелички»

Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи…»

Средняя группа

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Сентябрь

1.Активировать в речи детей слова, обозначающие фрукты и овощи, их особенности (цвет, форма, вкус, поверхность).

2.Закрепить понятия «сад», «огород».

3.Учить на ощупь узнавать предмет и правильно его называть.

1.Во саду ли, в огороде – загадывание загадок об овощах, фруктах, разучивание потешки.

Словарь: морковь, огурец, репа, яблоко, вишня, смородина.

2. Чудесный мешочек – учить детей на ощупь узнавать овощи, определять размер и форму.

Словарь: круглая, продолговатая, маленькая. Большая.

3.Коровушка и бычок –знакомство с домашними животными, закрепление частей тела, где живут, разучивание потешек.

Словарь: рога, бадучие рожки, резвые ножки.

1.Загадывание загадок об овощах и фруктах, рассматривая их.

2.Заучивание потешки «Наш козел – стрекозел, то-то умненький был…»

3.Игра «Сад – огород».

1.Повторение потешки «Наш козел».

2.Игра Чудесный мешочек» (картофель, помидор, огурец, лук).

1.Рассматривание игрушек (коровки, бычка).

2.Заучиваине потешки «Ты, коровушка, ступай…»

«Бычок, бычок, смоляной бочок…»

3.Игра «Чьи детки?»

Пальчиковый театр: «Сорока, сорока, где ты была?»

Праздник «Вот какой урожай».

1.Игры: «Зайка и белочка»

«Нет у зайчика избушки, кто ему построит дом?»

2. «Овощной магазин» - загадывание загадок про овощи, отгадки в магазине.

3. «Что в мешочке?» - отгадывание предмета на ощупь.

Режимные моменты: «Таня, Машенька и Женька. Мойте руки хорошенько».

«Расти коса до пояса, не вырони ни волоса»

Прогулка: «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять…»

«Солнышко – покатись. Красное – нарядись».

«Ветер, ветерицо, не дуй мне в лицо».

Игры:

«Пастушок и стадо»

«Долгая Арина»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Октябрь

1.Активировать в речи детей вежливые слова и правильное их использование.

2.Знакомить детей с русским национальным костюмом. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы одежды.

3.обогащать словарь названием жилищ диких животных и птиц (гнездо, дупло, нора).

4.Расширить словарь детей схожими по значению словами (кружка – чашка, сарафан – платье)

1.Бычок – черный бочок – знакомство детей с новой сказкой, учит детей навыкам драматизации. Развивать активный словарь.

2. приглашаем в гости к нам – учить детей вежливым словам, обращенным к гостям.

Словарь: спасибо, пожалуйста, будьте добры, до свидания.

3.Сошью Маше сарафан – знакомство детей с русской национальной одеждой (сарафан, рубашка, алая лента, бусы)

1.Рассказывание сказки – «Бычок – черный бочок, белые копытца»

2.Драматизация отдельных эпизодов.

3.Повторение потешки.

1.Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» (коровушка, бычок, козел – стрекозел).

2.Развлечение гостей (рассказывание знакомым потешек, песенок)

3. Игра «Как пошел козел…»

1.Рассматривание русской одежды.

2.Нарядим куклу Машу.

3.Разучивание потешки «А тари, тари, тари, куплю Маше янтари…»

.

1.Игры «Найди домик – белка – дупло, птица – гнездо».

2. «Что где растет» -загадывание загадок.

3.Подбери пару – нахождение сходных предметов (кружка – чашка, сарафан – платье).

Режимные моменты: «На моей тарелочке рыженькая белочка».

«Вот и праздник подошел, сели дети, вы, за стол…»

«Ножки, вы, ножки, куда вы бежите?»

Прогулка: «Тучи, тучи, тучи, скачет конь могучий»

«Ясно солнышко закатилося…»

Игры:

«Горелки»

«Ту-ру-ру, сидит ворон на дубу»

Просмотр сказки «Пых»

Вечер досуга «На завалинке».

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Ноябрь

1.Продолжать знакомить с предметами обихода, расширяя словарный запас.

2.Закрепить слова – обобщения: домашние животные, овощи, фрукты.

3.Обогатить словарь словами, обозначающими отделы магазинов (бакалея, рыбный, мясной).

1.Лисичка со скалочкой – знакомство с предметами обихода: скалкой. Познакомить со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Словарь:

Скалка, уточка, гусочка.

2.Чудесный сундучок – отгадывание загадок о домашних животных, учить правильно называть и узнавать домашних животных, подражать их голосу.

Словарь:

Петушок поет, корова мычит, поросенок хрюкает.

3.Что нам осень принесла? – беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц, активизировать словарь детей.

1.Рассматривание скалки.

«А вот скалка, рубля не жалко…»

2.Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

3.Д/игра «Испечем печенье»

1.Д/игра «Кто спрятался?»

2.Рассматривание домашних животных (игрушки).

3.Игра «Кто в домике живет?»

.

1.Приход домовенка Кузи.

2.Беседа об осени, загадки о фруктах и овощах.

Пословица «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

3.Хороводная игра «Есть у нас огород».

1.Игры: расскажи и опиши. «Лисичка рыжий хвост. Какая она?»

2.»У бабушки в деревне» - нахождение игрушек животных в группе по загадкам.

3.Магазин – бакалея, рыбный, мясной.

Режимные моменты:

«Кто рукавички не засучит, тот водички не получит»

«Как по комнате пойду, с поля грязь всю подберу…»

Прогулка: «пусты поля. Мокнет земля»

«Без рук, без ног под окном стучится… Его просят. Его ждут, а как придет, прятаться начнут…»

Хороводные игры

«Гори, гори ясно».

«Золотые ворота»

Досуг «Жил у бабушки козел…»


Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Декабрь

1.Расширить знания детей о зиме, использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

2.Закрепить названия диких животных, осмыслить обобщающие слова: звери, домашние птицы.

3.Расширить словарный запас за счет названия детенышей птиц, зверей, домашних животных.

1.Здравствуй, зимушка, зима! – познакомить с зимними явлениями, используя загадки, разучивание русской народной песенки.

Словарь: снег, лед, мороз, иней

2.Зимовье зверей – учить сравнивать, как живут зимой звери в лесу и домашние животные, учить использовать наречия: холодно, голодно, морозно.

3.Петушок и его семья – закрепить знания о петушке, курице и цыплятах, познакомить с названием детенышей домашних птиц.

Словарь: утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок.

1.Загадки о зиме.

2.краткая беседа о зиме и ее явлениях.

3.Разучивание «Как на тоненький ледок» с обыгрыванием.

1.Загадывание загадок о диких животных.

2.беседа, как они зимуют в лесу.

3.Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

1.Приход Петушка, рассказывание потешки «Петушок – золотой гребешок».

2.Рассматривание картинки петушка, курицы и цыплят (в сравнении).

1.Игры: «Осень – зима»

«Вот зима – кругом бело…»

«Листопад, листопад, листья желтые летят»

2.Где чья мама?

«Го-го-го гогочет гусь»

«Ко-ко-ко, не ходите далеко»

3.Зоопарк – использование загадок про диких животных.

Режимные моменты:

«Нужно мыться непременно утром, вечером и днем…»

«Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу!»

Вечером расстались, встретились с утра»

Прогулка: «Под руками снег не тает, лепим мы за комом ком…»

!Мороз не велик, а стоять не велит».

Хороводная игра «Не боимся мы метели»

«Дедушка – рожок»

Драматизация сказки «Лиса и заяц»

Досуг «Ой, как весело зимой».


Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Январь

1.Сформировать представление о народных праздниках, народных традициях, национальном костюме.

2.Закрепление названий диких животных, активизируя речь детей.

3.Обогащать речь детей словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом (шофер, водитель, летчик»

4.Использовать глаголы: ездить, плавать, летать.

1.Сею, сею, посева, с Рождеством вас поздравляю – продолжать знакомить детей с празднованием Рождества, с колядками, обычаями.

Словарь: щедорвочка, щедровала, чеботы, кафтан.

Веселые ложки – знакомство с предметами обихода – деревянными ложками, закрепить диких животных.

3.Зайчишка – трусишка – знакомство со сказкой «Заяц – хваста», учить подбирать прилагательные к слову «хвастливый».

Словарь: трусливый, боязливый, осторожный.

1.Рассматривание убранства «Избы» в Рождеству.

2.Рассказ воспитателя о Рождестве.

3.Разучивание колядки «Щедровочка»

1.Рассматривание ложек деревянных. «Ложечка точеная, ручка золоченая»

2.Игра «Милости просим, гости дорогие» (использование загадок о диких животных).

1.Приход Зайца «Зайка, зайчишка, по полю бегал».

2.Чтение сказки «Заяц – хваста», беседа по вопросам.

3.Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка».

1.Игры: «Поездка на машине»

«Мы едем, едем, едем в далекие края»

2.Подбери картинку «Самолет гудит, самолет летит…»

«Пароход плывет, он сигнал дает…»

3.»Путешественники». Использование загадок о транстпорте.

Режимные моменты:

«Хвостик из кости, на спине щетинка»

«Ускользает, как живое, но не выпущу его я».

«Воробья позвали кошки, обещали чай и крошки…»

Прогулка:

«От зари ли, от мороза зарумянилась береза»

«Мерзнут щечки, мерзнет нос, коченеют ручки..»

Загадки о птицах.

Народные игры:

«Горелки с платочком»

«По жмурки»

Драматизация сказки «Репка»

Народный праздник «Ярмарка»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и

приемы

Вне занятий

Февраль

1.Продолжать учить детей понимать вопрос воспитателя и отвечать на него.

2.Расширить знания детей о зимующих птицах, правильно называть части тела, внешний вид.

3.Дать понятия об обобщающем слова: игрушки.

4.Активизировать в речи детей вежливые слова.

1.Лисичка – сестричка – знакомство с персонажем «Избы» - лисичкой, учить описывать ее внешний вид, используя прилагательные, определения, сравнения. Познакомить с новой сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

2.К нам слетелись птички, птички невелички – познакомить детей с зимующими птицами, описывать их внешний вид, части тела.

Словарь: кормушка, зимующие птицы, синицы, воробей.

3. Едет Масленица дорогая – закрепление знаний о Масленице, ее обрядах, познакомить с соломенной куклой – Масленицей. Народным творчеством расширить словарный запас детей.

Словарь; Масленица, Прасковья, масленичная неделя, блины.

1.Знакомство с лисой, описание ее внешнего вида. «Хвост пушистый, мех серебристый, глазки с хитринкой» (лисичка – сестричка и серый волк).

2.Рассказывание сказки, беседа по вопросам.

3.Д/игра «Глазки, глазки, что вы делали?»

1.Загадки о птицах «Синяя косынка, черная спинка…»

2.Описание птиц

3.Д/игра «Птицы на кормушке».

1.Рассматривание соломенной куклы – Масленицы.

2.Рассказ о празднике и традициях (проводы зимы).

3.Разучивание потешки «Как на масленой неделе…»

1.Игры:

«Где чей хвост?» (загадывание загадок о птицах, узнавать птиц по хвосту).)

2.»Найди предмет» - находить предметы по описанию. «Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот найдет»

3.»Магазин игрушек» - учить описывать игрушку «Скачет конь наш чок-чок-чок…»

Режимные моменты:

«добрые слова не лень повторять мне трижды в день…»

«Чтобы никого не обижать, друг друга надо уважать…»

«А если спросишь что – нибудь, то очень – очень вежлив будь».

Прогулка:

«Тень, тень, потень, села кошка на плетень…»

«Белый снег, белый снег перекрашивает всех…»

Загадки о зиме.

Народная игра:

«Плетень»

«Зайки белые сидят, ушки длинные торчат…»

Пальчиковая игра «Семья»

«Этот пальчик – дедушка»

Народный праздник «Посиделки»

(народные песни, частушки, забавы)


Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Март

1.Воспитывать любовь к матери, используя пословицы и поговорки.

2.обогатить словарь детей словами с противоположными значениями (холодно – тепло, высоко – низко)

3.Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

1.Сердце матери лучше солнца греет – познакомить детей с пословицами и поговорками о матери, учить подбирать слова, характеризующие доброту матери.

Словарь: добрая, ласковая, заботливая, внимательная.

2.Весна, весна, поди сюда-  познакомить детей со старинным обычаем встречать весну, обогатить словарь, используя эмоционально окрашенную лексику «весна – красна», «яркое солнышко», «чудесный день».

3.Гуляй, да присматривайся – учить замечать первые признаки весны, познакомить с приметами весны, разучивание потешки.

Словарь: ранняя весна, тает снег, проталины.

1.Беседа о матери !Сердце матери лучше солнца греет».

«Материнская ласка конца не знает».

2.Заучиваине потешки «Баю – баю – баиньки, куплю сыну валенки».

3.Подбор прилагательных определений.

1.Беседа о весне.

2.Разучивание заклички «Весна – красна, на чем пришла?»

3.Знакомство с пословицами «Зима весну пугает, да все равно тает».

«Весна днем красна, да и не не с полна»

1.Загадки о весне, нахождение признаков весны.

2.Приметы:

«Длинные сосульки – к долгой весне»

«Если скоро тает и вода бежит дружно- к дождям».

3.Заучивание потешки «Жаворонки, прилетите…»

1.Игры: «Кто что любит делать?»

«Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку».

2.Найди противоположное слово: холодно – жарко…

Загадывание загадок.

3.Д/игра «Времена года». «Тает снежок, ожил лужок».

«снег на полях, лед на реках»

Режимные моменты:

«Для вихрей и хохолков целых двадцать пять зубков…»

«Набита пухом, лежит под ухом»

«Из горячего колодца через нос водица льется»

Прогулка: «Ветрено, ветрено, вся земля проветрена».

«Что летом и зимой в рубахе одной»

«В белом сарафане встала на полях»

Народная игра «Вышли мыши как то раз…»

«У медведя во бору…»

«Дудочка» - инсценировка сказки.

Народный праздник «В гости к весне».


Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Апрель

1.Учить понимать слово и его значение.

2.Закрепить умение подбирать к существительным прилагательные и глаголы, согласовывать их.

3.Закрепление обобщающего слова: столовая посуда.

4.Закрепить названия перелетных птиц, характерные признаки.

1.Небылицы – небывальщина – знакомство с небылицами, разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

Словарь: медведь лежит, свинья гнездо свила, поросяточки полежать хотят.

2.Птицы прилетают – знакомство с перелетными птицами, узнавать их по характерным признакам. Активизировать словарь детей: птичка летает, порхает, зернышки клюет, гнездышко вьет.

3. Гуси – лебеди – учить описывать девочку игрушку, используя прилагательные, познакомить с новой сказкой, учить драматизировать отдельные эпизоды.

Словарь: печка – матушка, реченька – голубушка.

1.Чтение небылиц.

2.Придумывание небылиц «Такого не бывает».

3.Разучивание потешки «Вор – воришко, залез в амбаришко».

1.Беседа о весне.

2.Загадывание загадок о перелетных птицах, описывать их внешний вид.

3.Заучивание потешки «весна, весна красная, пришла весна ясная…»

.

1.Описывание куклы «Наша Маша черноброва».

2.Расскажи сказки.

3.Драматизация эпизодов (разговор Маши с печкой, речкой, яблонькой).

1.Игры: «Что изменилось?» - учить узнавать предметы по описанию.

2.Кукла Катя обедает (закрепление столовой посуды).

«Впереди идут – плачут»

3.»Кто пойдет, пусть возьмет». По загадкам найти предмет, выделяя характерные признаки.

Режимные моменты:

«Тише, тише, тишина, разговаривать нельзя…»

«Рано солнышко встает, на зарядку нас зовет…»

«Дружно – не грузно. А врозь – хоть брось»

Прогулка: «Весной вырастают, осенью опадают».

«На полянках девочки в белых рубашенках»

Народная игра «По жмурки», «Коршун».

Пальчиковая игра «Антошка»

Народный праздник «Прилет птиц»


Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Май

1.Закрепление знания о живой и неживой природе.

2.Классифицировать цветы (луговые, садовые).

3.Закрепить обобщение: деревья.

4.Учить детей правильно называть и узнавать цвета радуги.

1.Времена года – рассказ о временах года с использованием загадок, повторение закличек о временах года.

Словарь: золотая осень, серебристая зима, ясная весна, веселое лето.

2.Радуга – формировать у детей интерес к явлениям природы. Продолжать активизировать словарный запас, ввести в словарь название цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый.

3. Прощание с «Избой» - словесные народные игры, загадки о предметах обихода, игра с Кузей.

Словарь: подпоясал коротенько, поля стеклянные, лопаточек.

1.Разгадывание загадок о времени года.

2.Повторение закличек.

3.Д/игра «Когда это бывает» - узнавать по описанию времена года.

1.»крашеное коромысло над рекой повисло».

2.Беседа о радуге, когда она бывает, рассматривание цветов радуги.

3.Заучивание потешки «Радуга – дуга, не давай дождя».

1.»Тары – бары, растабары, едет Ваня на коне…».

2.Загадки о предметах обихода «Маленький Ерофейка подпоясал коротенько».

1.Игры: «Найди цветы».

Носит одуванчик желтый сарафанчик»

«Белые реснички, желтый глазок»

2. «С каждого дерева листок»

«Русская красавица стоит на полянке»

«Холода нет, а она дрожит…»

3.»У Маши день рожденья» - дети приносят подарки (отгадки по загадкам – мяч, волчок, самолет…)

Режимный момент:

«Что такое здравствуйте, лучшее из слов…»

«Я умею одеваться, если только захочу…»

«Что такое чистым быть?»

«Руки чаще с мылом мыть…»

Прогулки:

«Как по небу с севера, плыла лебедь серая…»

«Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел».

«Пыль поднимает – деревья качает».

Народная игра «На машине ехали».

«Галя по садочку ходила»

Обыгрывание сказки «Два жадных медвежонка»

Фольклорный праздник «Троица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в младшей и средней группы

Работа направленна на обучение детей правилам дорожного движения. Ориентированна на детей младшей и средней группы....

Перспективный план работы с родителями для подготовительной, второй младше и средней группы.

Перспективный план работы с родителями на 2013-2016 уч.года(подготовительная, вторая младшая, средняя группы)Периоды п\п2013-2014 уч.г.2014-2015 уч.г.2015-2016 уч.г.Сентябрь1. Конкурс детс...

Конспект совместного занятия для дошкольников второй младшей и средней группы "Научим мишку узнавать сказки".

Конспект совместного занятия для дошкольников второй младшей группы и средней группы для формирования доброго и бережного отношения к книге....

"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"

В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет....

Развлечение к 23 февраля для дошкольников 2 младшей и средней групп в детском саду

Развлечение к 23 февраля для дошкольников 2 младшей и средней групп в детском садуЦель: Воспитание патриотизма, уважения к профессии военных.Задачи:1. Образовательные:- расширять представление детей о...

25.05.2021 и 25.05.2022 г Отчёты воспитателя о проделанной работе за 2020-2022 учебный год ( младшая и средняя группы).

Вторую младшую группу № 2 посещают 25 человек: 14 мальчиков и 11 девочек.     Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «О рождения до школы...

Система работы по обогащению сенсорного опыта дошкольника среднего возраста посредством использования блоков Дьенеша

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися ...