«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
консультация

Гладченко Элла Борисовна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.

Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

Содержание деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на имитацию движений
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Упражнения на речевое дыхание
  • Игры со словами и без слов
  • Игры с пальчиками
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с героями
  • Этюды
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов
  • Показ театрализованных представлений

Виды театров в разных возрастных группах:

1 младшая группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2 младшая группа

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Средняя группа

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Старшая группа

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Подготовительная к школе группа

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

* Гапит – деревянный стержень.

* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

* кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.
Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:

  1. Развитие выразительности движения.
  2. Развитие выразительной речи.

Младшая группа

  1. Звукоподражание героям.
  2. Чтение по ролям стихов, потешек, сказок.
  3. Словесная импровизация.
  4. Диалоги с игрушками.
  5. Игры по типу: «Кто позвал?»

Средняя группа

Всё, что в младшей группе, плюс:

  1. Обучение модуляции голоса (тихо – громко, голос козы, волка и т.д.)
  2. Оживление персонажа с помощью волшебной палочки и разыгрывание диалога.
  3. Расскажи скороговорку, чистоговорку (быстро, медленно, тихо, громко).

Старшая и подготовительная к школе группа

Всё, что в младшей и средней группах, плюс:

  1. Упражнения в интонационной выразительности (сказать одну и ту же фразу по – разному:с грустью, с радостью).
  2. Регуляция силы голоса, интонация тембра «Здравствуй» - приветливо; «возьми» - небрежно; «принести» - требовательно).
  3. Упражнение в правильном дыхании.
  4. Ролевые диалоги с фрагментами из сказок («Теремок» - диалог лягушки и мышки и т.д.)
  5. Логическое ударение (Заяц сидел под кустом)
  6. Весёлый ритм (ритм дождя, барабан, цокота и т.д.)
  7. Этюды (неодушевлённых и одушевлённых предметов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...